- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Русский язык-язык межнационального общения. Мировое значение русского языка. Языковая политика в Республике Казахстан
Русский язык-язык межнационального общения. Мировое значение русского языка. Языковая политика в Республике Казахстан
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Ткачук К.С. |
Дата | 19.04.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка урока русского языка
Русский язык- язык межнационального общения. Мировое значение русского языка. Языковая политика в Республике Казахстан
Задачи : 1.Раскрыть роль русского языка как языка межнационального общения. Проанализировать Закон «О языках в РК».
-
2.Развивать у мнения и навыки самостоятельного высказывания, продолжать работу над выработкой орфографической зоркости.
-
Способствовать привитию учащимся любви к русскому языку, желание изучать его в дальнейшем.
Оборудование: высказывания ученых, писателей о русском языке, Закон «О языках», словарные слова.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Систематизация знаний учащихся по теме «Язык в жизни общества»
Беседа по вопросам:
-Что такое язык?
-Для чего он служит?
-Когда он возник?
-Почему язык возник только в человеческом общении?
2.Краткое сообщение учащихся на тему «Роль языка в жизни общества»
Язык- явление общественное. Язык мог возникнуть только в коллективе.
Действительно, ребенок научится говорить лишь в том случае, если его окружают люди, говорящие на определенном языке. Изолированный от людей ребенок может физически развиться, вырастет здоровым и сильным, но говорить не сможет. Язык не дается человеку «от природы», он возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми.
Потребность в общении появляется прежде всего в процессе совместного труда. Язык неразрывно связан с обществом: он появляется только в общении и для общества. Язык вополняет жизненно важную функцию для общества. Основное назначение языка, его функция- быть средством коммуникации в человеческом обществе.
При помощи языка мы сообщаем друг другу свои мысли, выражаем чувства.
В языке отражены знания, опыт предыдущих поколений. Язык связывает разные поколения людей- отжившие, живущие и будущие. Как единое средство общения язык используют различные возрастные и социальные группы общества
Язык под воздействием развития общества сам непрерывно развивается.
3.Объяснительный диктант:
Объяснить правописание безударных гласных , расставить знаки препинания.
Язык возник в глубокой древности потому, что люди должны были общаться между собой. Язык помогал людям понимать друг друга ,когда они добывали себе средства для жизни или боролись с грозными силами природы. Они все время улучшали орудия своего труда, способы добывания всего необходимого для жизни, развития техники, науки, культуры.
4.Словарная работа:
Перевод на казахский язык выражений: « язык межнационального общения», «мировой язык», «языковая политика».
-
Русский язык- это язык межнационального общения. Мировое значение русского языка
-
Беседа по вопросам:
-Как осуществляется связь между людьми разных национальностей в нашей стране?
-Чем определяется мировое значение русского языка?
-В каких странах мира изучается русский язык?
-Что такое национальный язык?
2.Краткое сообщение учащихся на тему: «Русский язык- язык межнационального общения.Русскии язык в современном мире»:
«Русский язык- это прежде всего язык русского народа, русской нации, т.е. язык национальный. Но его функции выходят за пределы национального языка
Он- средство межнационального общения. Почему именно русский язык стал средством межнационального общения? Какие причины способствовали выдвижению его на эту почетную и ответственную роль?
Прежде всего здесь сыграли свою роль социальные и исторические условия. Кроме того две нации , украинцы и белорусы, говорят о близкородственных языках , а потому для них овладение русским языком не составляет трудности, следовательно , русский язык оказывается вполне доступным еще для 50 миллионов человек.
Выдвижению русского языка на роль межнационального средства общения способствовало и то обстоятельство, что русская нация исторически сложилась как наиболее развитая в экономическом, культурном отношениях. Это обусловлено богатейшими событиями многовековой истории ее развития, ее борьбой за свою самостоятельность и независимость.
На протяжении всей своей истории русский язык совершенствовал свою грамматическую систему, расширял словарный состав, обогащал выразительные средства. Все это богатство , «нажитое» русским языком превратило его в один из самых развитых языков мира.
Русский язык является средством международного общения: он один из шести языков(наряду с английским, французским, испанским, китайским и арабским)принят в качестве официального и рабочего языка ООН».
3.Ознакомление учащихся с высказываниями писателей о русском языке.
М.В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живопись французского, крепость немецкого, нежность итальянского,...краткость греческого и латинского языков».
Н.В.Гоголь: « Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок, все зернисто, крупно, как сам жемчуг».
И.С.Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Л.Успенский: «Наш язык , язык могучего, талантливого, великого народа, есть, был и всегда будет одним из самых замечательных языков, какими когда-то пользовалось человечество».
4.Слово учителя. Великие казахские просветители А. Кунанбаев и
Ы. Алтынсарин считали, что казахская молодежь сможет познать русскую культуру и науку только тогда , когда овладеет русским языком и литературой.
Они призывали молодежь знать свой родной язык и вместе с тем изучать русский язык. Они считали, что в школах должны изучать два языка- казахский и русский.
А.Кунанбаев сказал: «Знать русский язык- значит открыть глаза на мир ».
5. Чтение студентами стихотворений на русском и казахском языках.
Звучат стихотворения А.Яшина, Т.Зуманкуловой, Р.Гамзатова.
-
Языковая политика в РК.
-
Чтение и анализ закон «О языках»(ст. 4,5,6,8,10,16).Ст. 4
-Какой язык является государственным в нашей стране? Почему?
-Что считается долгом каждого гражданина РК?
-Кроме казахского языка, какой язык считается официальным в Казахстане?
-Как государство заботится о языках?
-Какой язык употребляется в делопроизводстве?
-На каких языках обеспечивается получение образования в РК?
-Почему казахский и русский языки являются обязательными учебными предметами?
2.Чтение пункта 3. Казахский язык и триединство языков из Послания Президента РК Н.А.Назарбаева Стратегия «Казахстан -2050».
3.Запишите предложения, найдите в них главные члены предложений:
1)Казахский язык-это наш духовный стержень.
2)К русскому языку и к кириллице мы должны относиться столь же бережно , как к казахскому языку.
3) Владение русским языком -это историческое преимущество нашей нации.
4.Сделать синтаксический разбор предложения:
Каждый гражданин РК имеет право на пользование родным языком , на свободный выбор общения, воспитания, обучения и творчества.
5.Морфемный анализ слов:
Творчество, воспитание, языкознание , обучение .
Домашнее задание:
Написать сочинение на тему: «Забыв родной язык, я онемею, утратив русский, стану я глухой».