ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

    Технологическая карта урока - новая форма оформления конспекта для преподавателя. С одной стороны, это очень удобная форма; с другой  - к ней надо привыкнуть. Возможны разные схемы подобных карт. Я предлагаю посмотреть, как составлена технологическая карта к теме по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Урок "Человек на войне. 1805 г." рассчитан на 2 часа учебного времени.  На уроке обязательно должен быть текст романа у каждого учащегося, т.к.. предлагается чтение и анализ глав. Заранее подго...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дисциплина


Литература


Тема урока

Война 1805 - 1807 гг. в романе Л.Н. Толстого.

Человек на войне.

Дата



Ф.И.О. преподавателя


Шахматова Валентина Владимировна, преподаватель ГБОУ СПО Колледжа связи № 54 г.Москвы.

Актуальность использования средств ИКТ

  • Информационные материалы, DVD;

  • Визуализация материала;

  • Необходимость оценивания знаний обучающихся в короткие сроки

Цель урока


Раскрыть психологию поведения человека на войне; определить отношение автора к войне через отражение в художественном произведении исторических реалий 1805 года.

Задачи урока


обучающие

развивающие

воспитательные

- работа с текстом художествен. произведения;

- научить выстраивать логическую цепочку ответов с помощью вопросов

- развитие логического мышления, внимания, памяти;

- формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений;

- способствовать воспитанию читательских и личностных качеств, чувства ответственности за свои поступки и слова; целеустремлённости, умению доводить дело до конца

Компетенции

  • самоорганизация;

  • самообучение;

  • информационный блок;

коммуникативный блок

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1

Организационный этап

Цель

Организационная работа, мотивация обучающихся на восприятия материала

Длительность этапа

5 минут

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная: словарная работа.

ВОЙНА КАМПАНИЯ

МИР КОМПАНИЯ Значение слов

ОБРАЗ - главное отличие исторического текста от художественного. .

Функции преподавателя на данном этапе

Организатор фронтальные беседы

Основные виды

деятельности со средствами ИКТ

Демонстрация слайда, содержащего цель и задачи занятия, выполненного в среде MS Word

ЭТАП 2 ПОВТОРЕНИЕ, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

Цель

Закрепление знаний по теме «Семья и личность »

Длительность этапа

10 минут

Основной вид деятельности педагога

Организация контроля,

фронтальный опрос

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтально - индивидуальная:

Какое влияние оказывает семья на формирование личности?

Возможно ли замкнуться в семейных отношениях и отделить себя и свою семью от жизни общества?

В салоне А.П. Шерер, за именинным столом у Ростовых и обеденным у Болконских звучит одна и та же тема? Какая?

Функции преподавателя на данном этапе

Контроль, помощь, вывод:

Уходят на войну А. Болконский, Н. Ростов, Б. Друбецкой, Ф. Долохов.

Война - серьёзное испытание человека.

Основные виды деятельности - работа с книгой

1.Что заставляет кн. Андрея Болконского оставить беременную жену на попечение отца и отправиться действующую армию? (стр. 26 - разговор с Пьером; стр. 104 - наказ отца)

2.Что толкает Ник. Ростова в армию? Стр.60 - 61.

3.Как оказался в действующей армии Долохов?

ЭТАП 3 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Цель

на примере текста раскрыть поведение человека на войне; провести работу по анализу эпизода и обобщению материала.

Длительность этапа

30 мин.

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация «Война 1805 - 1807 гг. в романе»

Работа с текстом, составление таблицы № 1 «Начало кампании»; таблица № 2 «Человек на войне. Шенграбен.»; Таблица № 3 «Аустерлиц. Итоги.»

Форма организации деятельности студентов

Групповая и фронтальная работа с текстом.

Функция преподавателя на данном этапе

Лектор, организатор, демонстратор, координатор рассуждений обучающихся

Основные виды деятельности педагога

Организация беседы, демонстрация кадров из к/ф «Война и мир»

ЭТАП 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Цель

Обработка полученных знаний

Длительность этапа

25 мин

Основной вид деятельности обучающихся

Работа с текстом и таблицей: чтение, ответы на вопросы и составление таблицы.

Форма организации деятельности обучающихся

Индивидуальная, сообщение и прототипах героев Шенграбена ( в рамках самостоятельной работы)

Функции преподавателя на данном этапе

Аналитик, эксперт

Основные виды деятельности педагога

Демонстратор, анализ работ

ЭТАП 5 ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ

ЗНАНИЙ

Длительность этапа

15 мин.

Основной вид деятельности обучающихся

Выводы и обобщения

Форма организации деятельности обучающихся

Фронтальная

Функции преподавателя на данном этапе

Координатор рассуждений, эксперт

Основные виды деятельности педагога

Анализ ответов. Комментарий к выполнению тестовых заданий. Оценка работы обучающихся

ЭТАП 6 РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Цель

Подведение итогов. Комментарий к д/з

Длительность этапа

5 мин.

Содержание д/з

«Настоящее чаще всего открывается человеку через потрясение, через кризис» И. Кант - раскрыть на примере одного из героев (мини - сочинение)

Литература» под редакцией Г.А. Оберихиной. 2007г.

В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 кл. 2008г.




Таблица № 1 Работа по группам.

Задание: собрать материал «Герои в начале кампании 1805г.»

- настроение

- отношение к службе

- взаимоотношения с окружающими

Кн. Андрей Болконский

Николай Ростов

Фёдор Долохов

Гл. 3 стр. 116, 117

Гл. 9 стр. 140 (два последних абзаца: после встречи с австрийским министром)

Гл. 4 - обратить внимание на эпитеты и авторские комментарии; гл. 8 стр.138 - 139 - первый бой

Гл. 1 стр. 108 - 109;

Гл. 2 стр.111 - 112

Таблица № 2 «Шенграбен» т.1, ч. 2, гл. 1 - 21.

Персонажи

Цели и надежды

Поведение и самооценка

М.И. Кутузов

(стр. 115 - о своём назначении) - спасти армию

выполнение приказа ; план спасение армии за счёт отряда Багратиона

А. Болконский

участвовать в интересном деле; проявить себя - долг чести

«…всё было так не похоже на то, чего он надеялся»

Н. Ростов

стать настоящим гусаром, профессиональным военным

«…и зачем я пошёл на сюда?»

Ф. Долохов

вернуть офицерские погоны

«…рана штыком, я остался во фронте…»

Капитаны Тимохин и Тушин

достойно нести военную службу

Проявили смекалку, мужество, стойкость, но не считали это геройством, т.к. выполняли свой долг

Таблица № 3 «Аустерлиц. Итоги» - т.1, ч.3, гл.6 - 19.

Персонажи

Настроение и поведение

Итоги

М.И. Кутузов

Отстранил себя от командования гл.11: «Я думаю, сражение будет проиграно…» - стр. 240

Растерянность. Поражение армии союзников

А.Болконский

Гл.12, стр 244 - мечты о своём Тулоне;

Стр. 258 - 259 - подвиг

Ранение, мысли о семье, плен

Н. Ростов

Гл.8, стр. 228; 248 - (на параде и перед сражением) восторг, желание умереть за государя;

Стр.263 - во время боя.

Решение и дальше служить государю

Ф. Долохов

Стр. 267 - 268 -попытка организовать переправу: раскует сам - увлекает других

Возвращение погон

Вывод.

Война, безусловно, проверяет людей, испытывает их человеческие характеры, позволяет снять маски гораздо быстрее, чем в «мирной» жизни. По-разному ведут себя люди: одни - герои, другие - хорошие солдаты, а есть те, кто думает только о личной выгоде. Обратите внимание на Бориса Друбецкого (ч.3, гл.7 и 9): он выгодно устроил свои экономические дела, свёл нужные знакомства. Это образец молодого карьериста. Такие люди имеют места быть не только на страницах романа, но и в жизни.

Комментарий к домашнему заданию:

Объяснить, используя размышления кн. Андрея на Праценской горе, высказывание И. Канта: «Настоящее чаще всего открывается человеку через потрясения, через кризис».

Форма: мини - сочинение.



© 2010-2022