- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Шахматова В.В. |
Дата | 30.10.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дисциплина
| Литература
| |||
Тема урока | Война 1805 - 1807 гг. в романе Л.Н. Толстого. Человек на войне. | |||
Дата
|
| |||
Ф.И.О. преподавателя
| Шахматова Валентина Владимировна, преподаватель ГБОУ СПО Колледжа связи № 54 г.Москвы. | |||
Актуальность использования средств ИКТ |
| |||
Цель урока
| Раскрыть психологию поведения человека на войне; определить отношение автора к войне через отражение в художественном произведении исторических реалий 1805 года. | |||
Задачи урока
| обучающие | развивающие | воспитательные | |
- работа с текстом художествен. произведения; - научить выстраивать логическую цепочку ответов с помощью вопросов | - развитие логического мышления, внимания, памяти; - формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений; | - способствовать воспитанию читательских и личностных качеств, чувства ответственности за свои поступки и слова; целеустремлённости, умению доводить дело до конца | ||
Компетенции |
коммуникативный блок | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | ||||
ЭТАП 1 | Организационный этап | |||
Цель | Организационная работа, мотивация обучающихся на восприятия материала | |||
Длительность этапа | 5 минут | |||
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная: словарная работа. ВОЙНА КАМПАНИЯ МИР КОМПАНИЯ Значение слов ОБРАЗ - главное отличие исторического текста от художественного. . | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Организатор фронтальные беседы | |||
Основные виды деятельности со средствами ИКТ | Демонстрация слайда, содержащего цель и задачи занятия, выполненного в среде MS Word | |||
ЭТАП 2 ПОВТОРЕНИЕ, ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ | ||||
Цель | Закрепление знаний по теме «Семья и личность » | |||
Длительность этапа | 10 минут | |||
Основной вид деятельности педагога | Организация контроля, фронтальный опрос | |||
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтально - индивидуальная: Какое влияние оказывает семья на формирование личности? Возможно ли замкнуться в семейных отношениях и отделить себя и свою семью от жизни общества? В салоне А.П. Шерер, за именинным столом у Ростовых и обеденным у Болконских звучит одна и та же тема? Какая? | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Контроль, помощь, вывод: Уходят на войну А. Болконский, Н. Ростов, Б. Друбецкой, Ф. Долохов. Война - серьёзное испытание человека. | |||
Основные виды деятельности - работа с книгой | 1.Что заставляет кн. Андрея Болконского оставить беременную жену на попечение отца и отправиться действующую армию? (стр. 26 - разговор с Пьером; стр. 104 - наказ отца) 2.Что толкает Ник. Ростова в армию? Стр.60 - 61. 3.Как оказался в действующей армии Долохов? | |||
ЭТАП 3 ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА | ||||
Цель | на примере текста раскрыть поведение человека на войне; провести работу по анализу эпизода и обобщению материала. | |||
Длительность этапа | 30 мин. | |||
Основной вид деятельности со средствами ИКТ | Презентация «Война 1805 - 1807 гг. в романе» Работа с текстом, составление таблицы № 1 «Начало кампании»; таблица № 2 «Человек на войне. Шенграбен.»; Таблица № 3 «Аустерлиц. Итоги.» | |||
Форма организации деятельности студентов | Групповая и фронтальная работа с текстом. | |||
Функция преподавателя на данном этапе | Лектор, организатор, демонстратор, координатор рассуждений обучающихся | |||
Основные виды деятельности педагога | Организация беседы, демонстрация кадров из к/ф «Война и мир» | |||
ЭТАП 4 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ | ||||
Цель | Обработка полученных знаний | |||
Длительность этапа | 25 мин | |||
Основной вид деятельности обучающихся | Работа с текстом и таблицей: чтение, ответы на вопросы и составление таблицы. | |||
Форма организации деятельности обучающихся | Индивидуальная, сообщение и прототипах героев Шенграбена ( в рамках самостоятельной работы) | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Аналитик, эксперт | |||
Основные виды деятельности педагога | Демонстратор, анализ работ | |||
ЭТАП 5 ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ | ||||
Длительность этапа | 15 мин. | |||
Основной вид деятельности обучающихся | Выводы и обобщения | |||
Форма организации деятельности обучающихся | Фронтальная | |||
Функции преподавателя на данном этапе | Координатор рассуждений, эксперт | |||
Основные виды деятельности педагога | Анализ ответов. Комментарий к выполнению тестовых заданий. Оценка работы обучающихся | |||
ЭТАП 6 РЕФЛЕКСИЯ. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ | ||||
Цель | Подведение итогов. Комментарий к д/з | |||
Длительность этапа | 5 мин. | |||
Содержание д/з | «Настоящее чаще всего открывается человеку через потрясение, через кризис» И. Кант - раскрыть на примере одного из героев (мини - сочинение) Литература» под редакцией Г.А. Оберихиной. 2007г. В.И.Сахаров, С.А.Зинин. Литература. 10 кл. 2008г.
|
Таблица № 1 Работа по группам.
Задание: собрать материал «Герои в начале кампании 1805г.»
- настроение
- отношение к службе
- взаимоотношения с окружающими
Кн. Андрей Болконский
Николай Ростов
Фёдор Долохов
Гл. 3 стр. 116, 117
Гл. 9 стр. 140 (два последних абзаца: после встречи с австрийским министром)
Гл. 4 - обратить внимание на эпитеты и авторские комментарии; гл. 8 стр.138 - 139 - первый бой
Гл. 1 стр. 108 - 109;
Гл. 2 стр.111 - 112
Таблица № 2 «Шенграбен» т.1, ч. 2, гл. 1 - 21.
Персонажи
Цели и надежды
Поведение и самооценка
М.И. Кутузов
(стр. 115 - о своём назначении) - спасти армию
выполнение приказа ; план спасение армии за счёт отряда Багратиона
А. Болконский
участвовать в интересном деле; проявить себя - долг чести
«…всё было так не похоже на то, чего он надеялся»
Н. Ростов
стать настоящим гусаром, профессиональным военным
«…и зачем я пошёл на сюда?»
Ф. Долохов
вернуть офицерские погоны
«…рана штыком, я остался во фронте…»
Капитаны Тимохин и Тушин
достойно нести военную службу
Проявили смекалку, мужество, стойкость, но не считали это геройством, т.к. выполняли свой долг
Таблица № 3 «Аустерлиц. Итоги» - т.1, ч.3, гл.6 - 19.
Персонажи
Настроение и поведение
Итоги
М.И. Кутузов
Отстранил себя от командования гл.11: «Я думаю, сражение будет проиграно…» - стр. 240
Растерянность. Поражение армии союзников
А.Болконский
Гл.12, стр 244 - мечты о своём Тулоне;
Стр. 258 - 259 - подвиг
Ранение, мысли о семье, плен
Н. Ростов
Гл.8, стр. 228; 248 - (на параде и перед сражением) восторг, желание умереть за государя;
Стр.263 - во время боя.
Решение и дальше служить государю
Ф. Долохов
Стр. 267 - 268 -попытка организовать переправу: раскует сам - увлекает других
Возвращение погон
Вывод.
Война, безусловно, проверяет людей, испытывает их человеческие характеры, позволяет снять маски гораздо быстрее, чем в «мирной» жизни. По-разному ведут себя люди: одни - герои, другие - хорошие солдаты, а есть те, кто думает только о личной выгоде. Обратите внимание на Бориса Друбецкого (ч.3, гл.7 и 9): он выгодно устроил свои экономические дела, свёл нужные знакомства. Это образец молодого карьериста. Такие люди имеют места быть не только на страницах романа, но и в жизни.
Комментарий к домашнему заданию:
Объяснить, используя размышления кн. Андрея на Праценской горе, высказывание И. Канта: «Настоящее чаще всего открывается человеку через потрясения, через кризис».
Форма: мини - сочинение.