Конспект урока на тему «КРАСОТА ДУШИ»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по курсу «Русский характер - русская душа»

Афанасьева Г. Н. преподаватель

русского языка и литературы


Тема «Красота души»

Цель урока: дать учащимся первые представления о том, что есть в основе

курса «Русский характер - русская душа», зажечь в душах ребят

огонек доброты, милосердия, чуткости, внимания, справедливости.

Задачи: создать на уроке такую обстановку, чтобы у ребят возникло чувство

общности с другими людьми, осмысление человеческой жизни, в том числе и своей;

- пробуждать нравственно - эстетические чувства в детях, опираясь на их жизненный опыт;

- особое внимание придавать воспитанию общечеловеческих нравственных духовных ценностей;

- способствовать развитию у учащихся устойчивого интереса к чтения художественной литературы, углубление личностного восприятия и осознания произведения;

- заставить зазвучать русскую тему, русские струны в душах наших учеников.

Оборудование:1. Рассказ В.Белова «Скворцы»

2. Тетради.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. 3.Слово учителя:

- хочу предупредить, что у нас сегодня не урок литературы, хотя на партах лежат именно учебники литературы, и не классный час, хотя нам сегодня предстоит очень много беседовать, размышлять , рассуждать. Что же тогда? Давайте назовем сегодняшний урок - введение в предмет. Этот предмет существует в нашей школе с 1997 года. Что это за предмет, узнаете чуть позже. Следите за моей речью… Какие слова я чаще всего буду произносить, выделять голосом, делать логические ударения.

В центре нашего внимания будет рассказ Василия Белова «Скворцы», обладающий огромным эмоциональным зарядом, еще этот рассказ можно назвать хлебом насущным для наших очерствевших от нелегкой жизни душ. Сегодня мы будем работать с этим рассказом, уходить от него и снова возвращаться.

- Давайте познакомимся с героями этого рассказа. С чего обычно начинается знакомство? (с имени)

ЗАПИСЬ НА ДОСКЕ ИМЯ


- Как же зовут нашего героя?

- Почему Павлуня? Какие еще есть варианты этого имени?

(Паша, Павел, Пашка, Павлик, Паха и т.д.)

- Что же значит это имя?

(работа со словарем имени)

- Оправдано ли это имя в рассказе?

- Докажите текстом.

- Чем заняты окружающие?

Мать хлопочет по дому, моет, чистит;

Отец - ремонт трактора, скворечник

- Почему так много хлопот?

Весна

- Давайте проследим её приход.

Работа с текстом: небо

Взаправдашняя

Весна Земля

Сосульки

Стр. 115

Свет

- А чем, как вы думаете, заняты сверстники Павлуни?

- А что же Павлуня?

Он прикован к постели, значит для него ничего этого нет. И вот однажды в его

жизни появились скворцы.

Текст: «Павлуня посмотрел в окно и обомлел. На грядах и не вытаявшем лужке прыгали скворцы…»

Слово учителя: Они единственная отрада маленького мальчика. Он живет их жизнью. Засыпает и просыпается с мыслью о своих друзьях. У него нет тех развлечений, которые занимают других ребятишек. Чаще всего он один со своими мыслями. А здесь жизнь - пусть скворечная, но жизнь!

- А не пора ли нам поговорить а Павлуне, как о человеке. Какой он? Что вы узнали о нем из текста?

Запись на доске:

Добрый

Богатый внутренний мир - небо, самовар.

Мечтатель

Сильный духом

- о характере человека судят, ребята, по поступкам. Способен ли Павлуня на поступок? Расскажите.

Поступок, т.е. действие, что делает.

Давайте проследим, как совершает свой подвиг Павлуня.

Текст стр. 117

Вывод: т.е. забыв о себе, встает, пытается идти, спасти, помочь

- Каким словом мы назовем поступок, когда человек забывает о себе ради других?

Подвиг

- Но ему уже 7 лет? Можно ли совершить подвиг в 7 лет?

Ответы: да, конечно, можно, если у него есть характер, если у него такой характер.

Как думаете, а что влияет на формирование характера?

Запись в тетради:

- коллектив (его нет)

- быт семьи + (игрушек нет, валенок нет…)

- друзья (нет их)

- прочитанные книги (нет их)

- родители +

Что можно сказать о родителях Павлуни?

Труженики

- Как мальчик к ним относится?

Жалеет (Эх, папка, папка…)

Понимает

- А родители?

(голубчик, Павлуня, советуются,

разговаривают как со взрослым,

доверительные отношения)

- Почему же отец обманул мальчика?

- А могут ли дети давать уроки родителям? Примеры. (И.Северянин

«В парке плакала девочка» Поступок отца- простил…)

- Может ли отец гордиться своим сыном?

- А вы бы хотели?

-А какой характер у вас?

Игра «Волшебный луч»

Приглашается к доске любой ученик, садится на стул: как только он садится, «высвечиваются» и становятся очевидными все его достоинства. Ребята называют только положительные качества, стороны личности (умный, добрый, нежный), поведенческие характеристики (помогает, дает), черты характера и т.д.

Такая игра помогает ученику приобрести уверенность в себе, помогает осознать себя как носителя достоинств, изменяется его положение в классе, смягчает психологический климат в коллективе.

Играть можно сколько угодно, учитывая время и активность ребят.

- Вот вы сейчас говорили «красивый», «симпатичный» и т.д., а почему В.Белов не рисует внешность Павлуни?

Худенький почему эта слабость не остановила мальчика?

Слабенький

Хрупкий

Стр. 78-79

Он думал о другой жизни, тоже слабой, тоже хрупкой.

Запись на доске, составленная в ходе беседы

  1. Имя.

  2. Добрый

Мечтатель

Сильный духом Характер Душа

Богатый внутренний мир

Самоотверженный

  1. Поступок

- Что хотел сказать автор своим рассказом?

Слово учителя:

Жизнь хрупка, мир души маленького человека, особенно маленького, так топок, что требует крайне бережного к себе отношения. Но сила духа может быть намного сильнее, больше силы физической. Она-то и способна творить чудеса. Мы живем в том мире, который создаем для себя сами. Он может быть добр и ласков, если мы сами полны доброты, а может быть груб и жесток, полон зависти, обид, если наша душа больна.

Посмотрите вокруг себя: сколько можно увидеть людей, которые нуждаются в вашей любви, жалости, понимании. Будьте добрее, и ваша жизнь станет светлее.

- А чем мы можем поддержать Павлуню? (Написать письмо, послать книги, пригласить в гости, собрать деньги на лечение и т.д.)

- Так как же называется предмет, который позволит нам стать лучше, добрее, позволит многое-многое узнать о характере русского человека, и о твоем характере, в том числе, предмет, который будет учить вас любить

понимать

помогать

сострадать

принимать

открывается запись:

Русский характер - русская душа



© 2010-2022