5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.5 класс. Урок по таксономии Блума. Корень слова. Однокоренные слова.

Урок №26 Русский язык 5 класс

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова

Цель урока: научить находить корень слова, находить однокоренные слова, образовывать их, отделять от формы слова;

развивать орфографическую зоркость, речь, память;

воспитывать внимание, аккуратность при письме.

Тип урока: урок сообщения новой темы

Вид урока: урок -ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, таблицы, Смайлики, оценочные листы.

Прогнозируемый результат:

УЧАЩИЕСЯ

  1. свободно выделяют корень в словах;

  2. применяют свои знания на практике;

  3. делают выводы.

Ход урока

I.1.Организационный момент.

Подготовка класса к уроку.

С добрым утром! Начат день.

Первым делом гоним лень!

Утром надо не зевать,

А писать и отвечать!

2. Деление на группы
Учитель: организует деление на группы, предложив на выбор разные смайлики по стратегии «Выбери свой смайлик!» Ученики: самоопределяются, выбрав свой смайлик.

II.Проверка домашнего задания:

Упр.140

Сколько превосходных слов существует в русском языке для называния природных явлений.

III. 1. ЗНАНИЕ.

Ребята, прежде чем перейти к новой теме, мы с вами должны вспомнить пройденное о морфемике и основе слова.

«Мозговая атака»

Морфемика - наука, которая изучает . . . . (морфемы)

Морфема - это. . . (значимая часть слова)

Я знаю морфемы: . . ., . . ., . . ., . . . (приставка, корень суффикс, окончание)

2. ПОНИМАНИЕ.

Из чего состоит слово?









….

….

….

….

….

….

….

….

….

….

….

….


Стадия ВЫЗОВА.

Я, как морфема, очень важна!

Слова не может быть без меня!

Есть у слова корень, ветви и листва.

Ствол как смысл, которым наша речь жива.

Теперь послушайте сказку.

А)чтение учащимися сказки

Лингвистическая сказка.

Жил-был много лет назад корень -земл -. Нашли его люди и подумали: «Что с ним делать?» А корень и говорит: «Посадите меня, и я разрастусь в большое дерево».

Посадили люди корень, стал он расти. Сначала один росток пустил, потом второй, третий… Много ростков появилось от корня - земл - . Много веточек появилось у чудесного дерева. (земельный, землица, заземлить, земляной, земной, приземлиться…)

Все они на него похожи, но и своё есть в каждой. Вот какое дерево выросло!

Посмотрели люди, какие слова выросли на дереве и увидели, что у всех у них есть одна общая часть -земл-. Решили тогда люди общую часть этих слов назвать «корнем». -

Б)словарная работа:

Посадите - отрығызыңдар

Росток - бір бұтақ

Общая часть - ортақ бөлігі

Работа с деревом корней.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ.

Значит, корень - это главная значимая часть слова.

Чтобы найти корень, нужно подобрать однокоренные слова.

Подберите однокоренные слова к словам грязь, темень.

Грязь темень

Грязный тёмный

Грязненький темнота

Грязнуля потемнеть

Загрязнить затемнение

А какие слова у нас однокоренные?

Итак, давайте сделаем вывод.

Секреты корня.

1.Корень - главная значимая часть слова.

2. В корне заключено общее лексическое значение однокоренных слов.

3. Чтобы найти корень слова, нужно подобрать однокоренные слова.

Внимание!!!

Однокоренные слова надо отличать от разных форм одного и того же слова

Однокоренные слова

Формы одного и того же слова


Желтизна, жёлтый, желтеть

Жёлтый, жёлтая, жёлтые, жёлтому

Имеют разные лексические значения

Имеют только разные окончания

3. ПРИМЕНЕНИЕ.

А теперь давайте поиграем в «Третий лишний».

соль лестница боль гора

солёный лес больница гореть

солнце лесник большой горный

Хорошо, ребята, мы справились с этим заданием, идём дальше.

4. АНАЛИЗ.

1.Задание 1.

Подберите к данным словам однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Лес, …., …, … .(лесник, лесной, лесничий)

Хлеб, …, …, … .(хлебный, хлебушек, хлебница)

Радость, …, … .(радостный, радоваться)

2.Задание 2. Разноуровневое задание.

Первый уровень. Спишите, выделите корень в словах.

Лёд, ледник, ледяной, ледниковый, обледенеть, ледокол.

Второй уровень. Спишите, подберите однокоренные слова.

Гора, вода, море, место, цена.(горный, горец; водный, подводный; морской, моряк; местный, местечко; ценный, оценить )

Третий уровень. Спишите, подберите однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Красный, город, стекло.

(красный - краснеть, краснота; красная, красные, красную;

Город - городской, городничий; города, городом, в городе;

Стекло - стеклянный, стекольщик; стекла, стеклу, стеклом)

3.Работа по карточке.

Примеры

Части речи

сад

груз

вар

Существительное

(кто?)

Существительное

(что?)

Прилагательное

(какой?)

Глагол

(что делать?)


4.Упр.145.

Выпишите только однокоренные слова.

Золотой, золото, оловянный, золотистый.

Дождь, дождевой, туча, дождливый.

Счастливый, радостный, радоваться, радость.

Зелень, зелёный, жёлтый, зеленеть.

5. СИНТЕЗ.

Проводится игра «Кто находчивый?»

1ряд называет слово, 2 ряд подбирает однокоренные слова, 3 ряд - формы одного и того же слова.

Снег - снеговик, снежный; снег - снега, снегом;

Книга - книжный, книжечка; книга - книги, книгой, книгу;

Стройка - строить, строитель; строить - строю, строил.


  1. ОЦЕНИВАНИЕ.

Подведение итога.

Тестовые задания.

Раскрой «секреты» корня.

Задание: Выбери и подчеркни верное утверждение

Проверка


1. Корень - это

А) главная значимая часть слова

Б) часть речи

В) часть предложения


2. В корне заключено

А) значение одного слова

Б) значение предметности

В) общее лексическое значение однокоренных слов.


3. Чтобы найти корень, нужно

А) изменить слово

Б) подобрать однокоренные слова

В) объяснить значение слова.


4. Однокоренные - это …

А) слова с разными значениями

Б) слова, которые имеют одно лексическое значение

В) слова, которые имеют общую часть и сходны по смыслу


Стадия Рефлексии. «Две звезды, одно пожелание».

Домашнее задание.

1.Выучить правила.

2.Вып. упр.144, стр.64

3.Выставление оценок. Самооценивание.

Оценочный лист. ФИО уч - ся:________________________

Тема

Баллы\Оценка

«Мозговая атака».

Знаю - 1 балл\

«Третий лишний».

Разноуровневые задания.

Применяю на практике - 2 балла\

«Кто находчивый?».

«Секреты корня».

Делаю выводы - 3 балла.\







Средняя школа № 3.



Урок - ПРЕЗЕНТАЦИЯ по русскому языку на тему:

«КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.»

5 класс

(Урок по Таксономии Блума)









Учитель - предметник: Саурыкова Шарбану Усеновна.

2015 - 2016 учебный год.


© 2010-2022