- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Случаи лексического плеоназма и тавтологии в речи учащихся
Случаи лексического плеоназма и тавтологии в речи учащихся
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Петрова Н.В. |
Дата | 20.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии
Кафедра русского языка и литературы
Случаи лексического плеоназма и тавтологии, которые встречаются в речи учащихся и на страницах СМИ.
Выполнил слушатель курсов
повышения квалификации,
учитель русского языка и литературы
Петрова Надежда Викторовна
Французский ученый, философ и писатель Б. Паскаль заметил: «Я пишу длинно, потому что у меня нет времени написать коротко». Действительно, краткость и ясность формулировок достигаются в результате напряженной работы со словом. Трудно найти самые точные слова и расставить их так, чтобы они сказали о многом. «Краткость - сестра таланта», - утверждал А.П. Чехов.
С понятием «содержательная речь» несовместимо многословие. Плеоназм и тавтология - это два вида лексических ошибок, обозначающие лексическую избыточность - ненужную, неуместную многословность. Речевые ошибки в письменной речи школьников хорошо изучены и представлены в работах методистов и лингвистов разных лет от Л.В. Щербы до С.Н. Цейтлин и Ю.В. Фоменко.
Анализ письменных работ школьников 7-11 класса по русскому языку и литературе выявил следующие типичные ошибки многословия
1.Стремление наиболее полно выразить свою мысль: «Он хотел подарить подарок и увидеть в его глазах радость»; «Этим вопросом задаются множество людей. Многие не могут ответить на него»; «Утверждения автора также подтверждают цитаты…»; «Публичные и знаменитые люди часто занимаются благотворительностью …».
2. Употребление лексической избыточности для акцентирования внимания читателя и слушателя: «Люди самых разных религий, наций утверждали и утверждают…»; «Без добра мир перестал бы существовать, и человек перестал быть личностью»;
3.Стремление к полноте сообщаемой информации, неудачный выбор слова: «К этой идее он вернулся в начале 1930-х годов, вернувшись в СССР»; « Эти два летних месяца навсегда останутся в моей памяти как месяцы ежедневных незабываемых впечатлений».
4. Следствие небрежности говорящего, его неумения или нежелания вдуматься в смысл своих слов: «Под его ногами расступилась глубокая бездна,….»; «Раздавшийся звук выстрела заставил Пьера Безухова подскочить вверх…»; «У Оксаны был прелестный, вздернутый кверху нос…»; « Лесники охраняют богатейшие дары природы, следят, чтобы они напрасно не пропадали.»
5. Желание показать свою эрудированность, оперируя незнакомыми словами и речевыми оборотами: «Наружная внешность Тараса Бульбы была такой:….»;
«…сегодняшний день принес одни заботы и хлопоты»; «…главный и основной вопрос рассказа Е.Носова «Кукла»- жестокость и цинизм современных детей»;
«…Валек протянул Марусе, ладонь руки..»;
« …я лично осуждаю людей, которые не могут быть благодарными людям, отдавшим им свою жизнь, как Данко»;
«У семьи Кашириных был хороший достаток, они имели свою красильню».
6. Плеонастические сочетания, включающие заимствованные слова, значения которых точно не известны говорящему: «Только вера в победу позволила нашей команде лидировать первой»; «Опытнейший ветеран Великой отечественной войны рассказал нам о битве под Салинградом…»; «Загадки, потешки, пословицы и поговорки -народный фольклор»
7. Неправильное соединении синонимов: Остап Бульба был очень мужественный и смелый…, …в конечном итоге кто-то осторожный растоптал сердце Данко; . Раскольников жил в небольшой маленькой коморке;
Случаи лексического плеоназма и тавтологии на страницах СМИ.
Лариса Вербицкая, телеведущая: "Эта традиция вновь стала возрождаться (плеоназм, нарушающий смысл информации) РTР, "Утро", 16 марта ( вариант: стала возрождаться (без "вновь")
Екатерина Стриженова, ведущая концерта: "Вы знаете, я даже не знаю, как объявить следующего исполнителя" (плеоназм, лабоорганизованная речь) ОНТ, Праздничный концерт, 7 марта
Екатерина Стриженова, телеведущая ОРТ: "Вопреки сложившейся ситуации, которая сложилась сейчас в России"(немотивированная тавтология) ОРТ, "Доброе утро", 23 сентября
Татьяна Миткова, ведущая: «Основываясь на этом, невозможно предотвратить всемирную глобализацию». НТВ, «Сегодня»
Алексей Пивоваров, ведущий: «Обнаружены и уничтожены незаконные бандформирования». НТВ, «Сегодня»
Мария Ситтель, ведущая: «В результате землетрясения город был почти полностью стерт с лица земли». ОРТ, «Время» (стерт с лица земли=полностью уничтожен)
Игорь Верник, телеведущий:"Эта номинация занимает большое и важное значение (немотивированная деформация устойчивого словосочетания; нужно: занимает место),
Вера Назарова, тележурналист: "Все зрители отмечали замечательную акустику" (тавтология, речевая небрежность) ТВ-Центр, 28 мая вечерний блок новостей; вариант: говорили о замечательной (прекрасной) акустике
Павел Лобков, тележурналист: "Говоря о разговоре со Степашиным, он подчеркнул, что..." (тавтология) НТВ, "Сегодня", 31 мая
реплики ведущего из последних выпусков программы "Свобода слова": «Я вынужден вас прервать, потому что у нас связь прерывается». «В первой части программы мы остановимся, во-первых, на том…»