Философское, религиозное и научное понимание духовности

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Философское, религиозное и научное понимание духовности

В обзоре использовались в основном труды по философии, религии, духовные Учения и работы представителей современной прогрессивной науки.

Взгляды на сущность данного понятия представителей разных сфер познания, обозначенных выше, практически идентичны. Духовность здесь неразрывно связана с духом человека; с действием Святого Духа, с Благодатью; с тончайшей, высшей энергией в человеке (в Учении Живой Этики она названа психической); с сознанием человека; с открытостью и возжжением сердца и духа; с божественной энергией Любви.

Так, Н.Бердяев считал, что с духовностью связано глубинное «я» человека. Именно духовность, идущая из глубины, по его убеждению, и есть сила, образующая и поддерживающая личность в человеке.

Человеческая духовность не просто неосознанна, а неизбежно бессознательна, - говорил В.Франкл. В своей работе «Духовность, свобода и ответственность» он пишет: «То, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке, мы и называем духовным в нём… Человек вообще является человеком тогда и постольку, когда и поскольку он как духовное существо выходит за пределы своего телесного и душевного бытия».

Созвучны этим взглядам и мысли И.А.Ильина. Так, в статье «Инстинкт духовности» философ подчёркивает: «…говоря о духовности или о духе, не следует представлять себе какую-то непроглядную метафизику или запутанно-непостижимую философию… Дух не есть ни привидение, ни иллюзия. Он есть подлинная реальность, и притом драгоценная реальность, - самая драгоценная из всех… Дух есть дыхание Божие в природе и человеке; сокровенный, внутренний свет во всех сущих вещах; - начало, во всём животворящее, осмысливающее и очистительное. Он освящает жизнь, чтобы она не превратилась в мёртвую, невыносимую пустыню, в хаос пыли и в вихрь злобы; но он же сообщает всему сущему силу, необходимую для того, чтобы приобщиться духу и стать духовным».

По мнению митрополита Сурожского Антония, духовность - не достижение, а путь. Духовность заключается в том, что Святой Дух действует в нас, это проявления его таинственного действия.

К уникальному свойству человеческого существа, делающего его человеком, относил духовность Александр Мень. В интервью, данной Наталии Большаковой в марте 1989 г. он объяснял: «…духовность есть обладание духом, бессмертным, творческим, этическим, свободным духом… Духовность есть проявление духа. Человеческая духовность не есть наше изобретение. Мысль человека отображает Мысль космическую, сознание человека отображает космическое Сверхсознание, духовность человека связана с высшим духовным планом бытия».

В целом, религиозный подход рассматривает человека как совокупность духа, души и тела или соответственно: духовности, душевности и телесности. При этом особо подчёркивается мысль об иерархичности, о доминирующем положении духовности над душевностью и телесностью. Подвижник-аскет Феофан Затворник утверждал, что по своему естественному назначению человек должен жить в духе, духу подчинять и духом проникать всё душевное, а тем паче телесное, а за ними и всё своё внешнее, то есть жизнь семейную и общественную.

Человечество имеет в настоящее время и ещё один Источник, проливающий свет на суть рассматриваемого вопроса - это данное в первой половине XX века Учение Живой Этики, в конце века - Учение Сердца. Какова же сущность понятия «духовность» с этих позиций? В первую очередь - это проявление тончайшей, всеначальной, высшей психической энергии в человеке. Отложения психической энергии являются тем веществом, посредством которого проявляется дух. Более того, сам дух есть энергия сознания, или Психическая энергия. Психическая энергия не является собственностью человека в прямом смысле этого слова, поскольку «именно всеначальная энергия не может быть присвоена. Она вибрирует и постоянно космически изменяется. При израсходовании она восполняется не изнутри, но извне.

Духовность, как тончайшая энергия, является своеобразным «мостом», связующим человека с Высшим Миром: «…только психическая энергия, вступив в общение с Высшим Миром, может направить суждение на путь Истины…. Только мысль о Надземном Мире может помочь отличить частицу Абсолютного, доступного человеку» (Надземное, 755).

Много внимания вопросам духовности и ее развития уделяла в своих многочисленных письмах Е.И.Рерих. «Все аппараты будущего для собирания и конденсации тонких энергий будут нуждаться в наличности психической энергии высшего качества, или духовности в операторе, - отмечала Елена Ивановна. - Многие тончайшие соединения возможны лишь в присутствии ауры определённого напряжения и состава» (25.10.36 г.)

«Духовность есть основа всякого Бытия, вечного или бессмертного… Интеллект, уравновешенный с высокой духовностью, - великая мощь в Космосе. Высокая духовность есть ярая любовь ко всему Прекрасному» (15.10.53 г.).

Что же говорят о духовности учёные, идущие по пути синтеза знаний, а потому и нескованные старыми догмами? Приведём несколько разных определений, данных представителями современной науки:

«Дух - неделимая, неизменяемая божественно идеальная тонкоматериальная сущность, которой человек наделяется Богом от зачатия, дающая человеку возможность стать богоподобным и обеспечивающая человеку связь с Небесами. Через Дух Бог следит за нами. Через Дух наши обращения достигают Небес.

Духовность - это оболочка Духа, нарабатываемая человеком по жизни.

В содержательном смысле Духовность - это состояние человека, принявшего в качестве основы своей сущности, - Творца, Иерархию и Любовь, и устремленного к ним, живущего с открытым сердцем, руководствующегося в своих действиях нравственностью и добром, ориентированного на расширение сознания, творческое созидание и самосовершенствование, следующего законам Космоса» (доктор физико-математических наук, академик РАЕН Акимов А.Е.).

«Духовность - реальная феноменологическая величина. Духовность - принцип работы духа с человеком» (доктор медицинских наук Казначеев С.В.)

«Через духовность осуществляется связь энергии Космоса с полем живого вещества человека. Духовность - это способность человека трансформировать энергию Космоса и направлять её на других людей с целью дальнейшего развития вселенской любви, добра и саморазвития. …духовность - изнутри имманентно присущее» (доктор психологических наук, профессор, академик РАО Пономаренко В.А.).

Как путь вертикального самосозидания человека, духовного движения к Богу (или Сверхразуму, Космосу); как оплодотворённость души духом и постоянную тягу к вершинам бытия, - рассматривает духовность В.И.Андреев (автор инновационного курса «Педагогика творческого саморазвития»).

Из анализа других научных взглядов на духовность, когда авторами не даётся точное определение данного понятия, всё же можно достаточно ясно отметить - ведущим (в смысловом аспекте) для большей части авторов в характеристике духовности выступает «дух», сущее в человеке. Характерной особенностью здесь является обозначение исследователями принципиального различия духовности и знаний, как результата овладения культурой. Так, например, В.Д.Шадриков подчёркивает, что духовность не находится в прямой связи со способностями и интеллектом. По его мнению, духовным может быть и человек со средними способностями.

Выводы. Итак, духовность - это тончайшая духовная энергия, связывающая человека с Высшим Миром. Именно эта энергия (которую можно назвать и психической, и огненной, и энергией сознания, и сердечной энергией) даёт возможность нашему духу проявлять себя в земном мире, одухотворяя («осеняя», «оплодотворяя») всё, что производит человек «своими руками и ногами». Духовность, как божественная по своему происхождению энергия, теснейшим образом связана с Любовью. Я бы даже сказала, что в своём высшем проявлении она, по сути, и есть проявление высочайшей, тончайшей энергии Любви, энергии Огненного сердца, которое на этом уровне и есть Высшее сознание человека.

Носители высокой духовности - своего рода Светочи мира сего, поскольку своим светом (невидимой глазу смертного Огненной мощью, которая многократно превосходит даже атомную энергию по своей утончённости) они воистину освещают и преображают наш мир, «испивая своими сердцами» чашу яда земного. Именно они своими Огненными сердцами (потоком своей сердечной энергии, наполненной Любовью) способны зажигать и в других сердцах Веру, Надежду и Любовь. Такие люди - вдохновители, целители, духовные Учителя с большой буквы. Это те, которые не стремятся учить сами, а те, к которым идут учиться.

Духовность, как своего рода потенциал, «зерно», - имеется, в принципе, у каждого, но оно может так и остаться в непроявленном, «спящем состоянии», если его не пробудить и не помочь «пойти в рост».

© 2010-2022