Урок литературы, 6 класс Как стать хорошим человеком? (по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы, 6 класс

Как стать хорошим человеком? (по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)

1. Автор проекта: Владимирова Светлана Петровна, Челябинская область, Еманжелинский район, город Еманжелинск, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №16

2. Предмет: литература
3. Класс: 6
4. Тема урока: Как стать хорошим человеком? (по рассказу Ю. Нагибина «Старая черепаха»)
5. Цель урока: способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно-творческих способностей

6. Задачи урока:

1)отрабатывать умение искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью; формировать информационную компетенцию при работе с текстом;

2)развивать умение работать в группе, в парах;

3)развивать творческие способности;

4)развивать мотивацию к аналитической деятельности;

5)воспитывать доброту и чуткость через эмоциональное восприятие произведения.


7. Планируемые образовательные результаты:

личностные: обучающиеся проявят учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения задач урока;

метапредметные: обучающиеся научатся работать в группе:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий; обосновывать высказанное суждение, оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

предметные: обучающиеся сумеют раскрыть художественное выражение мысли писателя.

8. Содержание урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание и виды деятельности учащихся

1. Вводный (организационно-мотивационный) этап










2.Основной (информационно-аналитический) этап

Слово учителя.

На уроках литературы, продолжая создавать свой «читательский портрет», мы познакомились с большим количеством произведений, говорили о том, какие из них и как повлияли на вас лично. Убедились, что удивительных книг много, что действительно литературу можно назвать «учебником жизни». Книга - это и есть жизнь.

Сегодня мы продолжаем работать над рассказом Ю.Нагибина «Старая черепаха».

(Презентация. Слайд №1)

Недавно в интервью современного журналиста и писателя Дмитрия Быкова я прочитала интересное высказывание. (Презентация. Слайд №2). Ему задали вопрос, какая книга повлияла на него больше всего. Он ответил: «Рассказ Нагибина «Старая черепаха». Прочитайте «Старую черепаху», и все в вашей жизни будет правильно». Необычное высказывание. Человечество тысячелетиями ищет дорогу к правде, а Дмитрий Быков дает простой рецепт - прочитать рассказ, который в нашем учебнике занимает 10 страниц. Что имел в виду писатель? В чем же секрет этого небольшого произведения, написанного в середине 50-х годов 20 века?

Давайте определим тему нашего урока. Предложите свои варианты. А теперь прочитайте мои формулировки. Выберите ту, которая вам кажется более уместной (Презентация. Слайд №3).

Чтобы найти ответ на поставленный вопрос, какие задачи мы должны решить?

Какие «ключи» к тексту можно использовать? На что обратить внимание, чтобы понять авторскую мысль? Давайте вначале обратимся к композиции рассказа. Работаем в группах.

1) Задание 1 группе. Докажите, что рассказ построен на основе антитезы (противопоставления). (Приложение).

2) Задание 2 группе. Расположите фрагменты из рассказа в последовательности, отражающей смену душевных состояний Васи (Приложение).

в) Задание 3 группе. К рассказу есть интересные иллюстрации Н. Трепенок. Расположите их в хронологической последовательности и подберите подписи из текста (Приложение).

Какие фрагменты рассказа произвели на вас большее впечатление? Давайте обратимся к записям из «двойного дневника», которые вы делали дома. На уроке у вас есть возможность продолжить записи в своем дневнике. (Презентация. Слайд №4).

Дмитрий Быков подчеркнул, что его поразила сцена, когда мальчик идет по улице под луной: она написана «просто со звериной силой». А я хочу отметить другое место, даже строчку, в которой Нагибину удалось поймать момент пробуждения совести, чувства долга, ответственности: «Впервые Васе перестало казаться, что он самый лучший мальчик в мире…». Как называется в рассказе момент наивысшего напряжения? Вспомните схему композиции рассказа.

Если внимательно вслушаться в авторскую речь, проанализировать лексику рассказа, то можно сделать еще много открытий. Приведите примеры выражений, слов, которые, как путеводные звездочки, «горят» в тексте, привлекая внимание читателя? Запишите их в свой дневник.

Так автор заставляет задуматься над словами мамы «Старый друг лучше новых двух». Бессонной ночью мальчик приходит к важному выводу: «Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира». А в конце рассказа автор сравнивает Васю с «солдатом с ружьем за спиной». Объясните смысл этих выражений.

Мы знаем, что заглавие произведения - ключ к пониманию его смысла. Почему, на ваш взгляд, именно так назван рассказ? Как по-другому можно назвать произведение?

А теперь, работая в парах, давайте назовем черты характера, которые раскрывались в поступках Васи до того момента, когда он осознал, что совершил предательство, и после этого. (Презентация. Слайд №5)

Маленький мальчик идет по дороге жизни, по дороге взросления. Легкая это дорога? Нет на ней преград? Она прямая? Изобразите схемой дорогу Васи. (Презентация. Слайд 6).

Вернемся к теме нашего урока. Так какие «ключи» мы получили из рук писателя Нагибина? Какую тайну правильной жизни он нам поведал?











Учащиеся предлагают свои формулировки темы урока, записывают их на доске. Выбирают 1 вариант.

Учащиеся формулируют задачи урока

Работа в группах.





Презентация работы. Ответы обучающихся по группам

Ответы обучающихся. Индивидуальная письменная работа с «двойным дневником»



Ответы учащихся. Запись схемы композиции рассказа на доске



Индивидуальная письменная работа с «двойным дневником»

Запись вариантов названия рассказа на доске.

Работа в парах. Составление кластера.

Работа в парах. Создание схемы «Лесенка нравственного взросления Васи».

Выводы обучающихся.

3.Заключительный (оценочно-рефлексивный) этап

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру на тему «Нравственный выбор Васи» или «Не только мир существует для тебя, но и ты существуешь для мира» (по выбору)

Подводя итог сегодняшнего урока, я прошу вас оценить нашу работу, устно закончив предложенные предложения

Запись домашнего задания

Обучающиеся устно заканчивают следующие предложения:

1.На сегодняшнем уроке я понял;

2. …я похвалил бы себя…";

3. …особенно мне понравилось…;

4. После урока мне захотелось…;

5. Было трудно…;

6. Я почувствовал, что…;

7. Я научился….


© 2010-2022