Дидактический материал для проведения комплексного анализа текста в 8 классе

Данная разработка рассчитана на проведение восьмиклассниками комплексного анализа текста. Для выполнения работы учащиеся используют знания, полученные при изучении тем "Стили речи", "Словосочетание", "Предложение как единица синтаксиса", "Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске". Также в ходе работы восьмиклассники используют навыки определения тропов и их назначения в художественных текстах.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вологжанина Евгения Николаевна, МАОУ сош №25 г.Усурийск

Комплексный анализ текста

(по Н.М.Каразмину "Наталья, боярская дочь")

Вариант 1

Наталья подгорюнилась - чувствовала некоторую грусть, некоторую томность в душе своей; все казалось ей не так, все неловко; она встала и опять села, наконец, разбудив свою маму, сказала ей, что сердце у нее тоску(?)т. Старушка начала крестить милую свою барышню и с некоторыми набожными оговорками {Например, "Прости господи" и прочее тому подобное, что можно еще слышать и от нынешних нянюшек. (Примеч.автора.)} бранить того человека, который взглянул на прекрасную Наталью нечистым глазом или похвалил ее прелести нечистым языком, не от чистого сердца, не в добрый час, ибо старушка была уверена, что ее сглазили и что внутренняя тоска ее прои(с/з?)ходит ни от чего другого. Ах, добрая старушка! Хотя ты и долго жила на свете, однако ж многого не знала; не знала, что и как в некоторые лета начинается у нежных дочерей боярских; не знала... Но, может быть, и читатели (если до сей минуты они все еще держат в руках книгу и не засыпают), -- может быть, и читатели не знают, что за беда случилась вдруг с нашею героинею, чего она искала глазами в горнице, отчего вздыхала, плакала, грустила. Известно, что до сего времени веселилась она, как вольная пташка, что жизнь ее текла, как прозрачный ручеек стремится по беленьким камешкам между злачных цветущих бережков; что ж сделалось с нею? Скромная Муза, поведай!.. -- С небесного лазоревого свода, а может быть, откуда-нибудь и повыше, слетела, как маленькая птичка колибри, порхала, порхала по чистому весеннему воздуху и влетела в Натальино нежное сердце - потребность любить, любить, любить!!! Вот вся загадка; вот причина красавицыной грусти - и если она покажется кому-нибудь из читателей не совсем понятною, то пусть требует он подробнейшего из(?)яснения от любезнейшей ему осьмнадцатилетней девушки.

Задания:

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Стиль речи

4. В чём состоит задача автора этого текста?

5. Риторические фигуры в тексте (выписать 1-2 примера, объяснить назначение фигуры речи).

6. Как, по-вашему, рассказчик относится к героине? Как это отношение проявляется в лексике текста? (выпишите несколько слов, подтверждающих ваш ответ).

7. Современен ли этот текст? Выпишите из текста слова, которые могут указывать на время его написания.

8. Прочитайте предложение со знаком многоточия. Почему автор употребил этот знак?

9. Приведите примеры эпитетов (2-3).

10. Выпишите подчёркнутые слова. Выполните морфемный разбор, объясните орфограммы.

11. Проанализируйте выделенное предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске (предложение не списывать).

12. Выпишите из текста три словосочетания с разными типами связи (согласование, управление и примыкание)

Комплексный анализ текста

(по Н.М.Каразмину "Наталья, боярская дочь")

Вариант 2

Я поселился в пустыне; видел у себя множество серебра и золота, но нимало им не утешался. Через несколько дней захотелось мне побывать в царственном граде, где (ни)кто не мог узнать меня. Старый служитель моего благодетеля указал мне на деревах разные меты, которые вели к большой Московской дороге и которые никому, кроме нас, не могли быть понятны. Я увидел блестящие главы церквей, народное множество, огромные домы, все чудеса великого града, и радостные слезы сверкнули в глазах моих. Златые дни младенчества, дни невинности и забавы, проведенные мною в русской столице, представились моим мыслям как веселое снов(?)дение. Я искал нашего бывшего дому и нашел одни пустые стены, в которых порхали летучие мыши... Хладный ужас разлился по моей внутренности.

Потом я часто бывал в Москве, останавливаясь в одной тихой гостинице и называя себя иногородним купцом, часто видал государя, отца народного, часто слыхал о благодеяниях родителя твоего, когда бояре, собираясь на площади против соборной церкви, рассказывали друг другу все добрые и похвальные дела, украшавшие столицу. Возвращаясь в пустыню, я сражался с дикими зверями, которых мы должны были истреблять для собственной нашей безопасности, но часто, выпуская из рук добычу, упадал на землю и проливал слезы. Везде было мне грустно -- в пустом лесу и среди народа. С горестию ходил я по улицам царстве(нн/н)ого града и смотря на людей, которые встречались со мною, думал: "Они идут к родным и ближним, их дожидаются, им будут рады -- мне идти не к кому, меня никто не дожидается, никто о сироте не думает!" Иногда хотелось мне броситься к ногам государя, уверить его в невинности отца моего, в моей верности к царю благочестивому и поручить его милосердию судьбу мою; но какая-то могущественная невидимая рука не допускала меня исполнить сего намерения.

Задания:

1. Тема текста.

2. Основная мысль текста.

3. Стиль речи

4. В чём состоит задача автора этого текста?

5. В каких из выделенных словосочетаний наблюдается инверсия (обратный порядок слов)? Выпишите эти словосочетания. Кратко объясните свой выбор.

6. Какие чувства испытывает рассказчик, вернувшись в Москву спустя много лет разлуки с городом? Как эти чувства проявляются в лексике текста?(выпишите несколько слов, подтверждающих ваш ответ).

7. Современен ли этот текст? Выпишите из текста слова, которые могут указывать на время его написания.

8. Прочитайте предложение со знаком многоточия. Почему автор употребил этот знак?

9. Приведите примеры эпитетов (2-3).

10. Выпишите подчёркнутые слова. Выполните морфемный разбор, объясните орфограммы.

11. Проанализируйте выделенное предложение по цели высказывания и эмоциональной окраске (предложение не списывать).

12. Выпишите из текста три словосочетания с разными типами связи (согласование, управление и примыкание)

© 2010-2022