Урок литературы в 5 классе

Тема урока литературы в 5 классе "Историческая основа стихотворения М.Ю. Лермонтова "Бородино". Его целью является:   выяснить историческую основу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», познакомить с некоторыми страницами из жизни поэта, показать как историческое событие отражено в стихотворении «Бородино», воспитание патриотизма.. Урок интегрированный,  совместно с уроками истории и ИЗО. На уроке используется наглядность: портреты семьи М.Ю.Лермонтова,фонохрестоматия,репродукции картин с изоб...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ Квитокская СОШ № 1
















Михаил Юрьевич Лермонтов.


Слово о поэте.


Историческая основа стихотворения «Бородино».


Литература.


5 класс



















Учитель русского языка и литературы

2 квалификационной категории

Ямолдинова Э.А.




2013 г.



Цели:

познакомить с некоторыми страницами из жизни М.Ю.Лермонтова;

выяснить историческую основу стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»;

показать как историческое событие отражено в стихотворении «Бородино».

Оборудование:

  • портреты семьи М.Ю.Лермонтова;

  • фонохрестоматия;

  • репродукции картин с изображением Бородинского сражения;

  • мультимедийная презентация «Отечественная война 1912 г»

  • ребус;

  • хлеб «Бородинский»;

  • толковый словарь.

Вид урока: интегрированный ( литература + история + ИЗО)

Тип урока: изучение нового

Виды деятельности обучающихся: монологическая речь, выборочное чтение, работа по карте, диалог с обращением, беседа.

План урока.

  1. Организационный момент:

    • тема урока;

    • цель урока;

    • вид;

    • ключевые слова: Отечественная война 1812 года, Кутузов, Наполеон, Бородинская битва,

    • план урока:

  1. Слово о поэте.

  2. Историческая основа стихотворения «Бородино».

  3. История Отечества как вдохновитель творчества. Вопрос . Когда происходит разговор:

- сразу после сражения;

- через год;

- через много лет.

2. Проверка домашнего задания.

Слово о поэте ( сообщения учащихся):

- семья М.Ю.Лермонтова (Медведев В);

- интересы М.Ю.Лермонтова (Абрамовских Д);

- учеба М.Ю.Лермонтова (Довгалюк П.);

- смерть поэта (Пыренко А.).

3. Изучение нового материала:

Историческая основа стихотворения «Бородино» (выборочное чтение)

  • Начало Отечественной войны 1812 года (Медведев В.) (выборочное чтение)

  • Нашествие Наполеона (работа с картой) - учитель истории Кальянова Т.Н.

  • Бородинская битва (Довгалюк П., Абрамовских Д.) (выборочное чтение)

  • Описание фрагмента картины «Бородинская панорама» - учитель ИЗО Майстренко Ю.П.


  • Победа русской армии (Пыренко А.) (выборочное чтение)

  • Изгнание Наполеона (работа с картой) - учитель истории Кальянова Т.Н.

  • Презентация «Отечественная война 1812 года»

  • Беседа с учителем истории Кальяновой Т.Н.

- Кто был царь, когда шла Отечественная война 1812 года?

- Какое военное звание было у Кутузова?

- Какие страны сумел завоевать Наполеон?

- Как вели себя французы, когда завоевали Москву?

История Отечества как вдохновитель творчества.

  • Словарь устаревших слов из стихотворения «Бородино» (Медведева А.)

  • Прослушивание стихотворения «Бородино» (фонохрестоматия).

  • Вывод. Когда происходит разговор:

- сразу после сражения;

- через год;

- через много лет?

  • О хлебе «Бородинский».

4.Итого урока: Какое историческое событие отражено в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?

5. Д/З Научиться выразительно читать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»








Материалы к уроку



Словарь

Редут - полевое укрепление

Картечь- снаряд

Сеча - сражение, битва

Лафет - станок, на котором укрепляется ствол орудия

Бивак - стоянка войска под открытым небом

Кивер - высокий круглый военный головной убор из твердой кожи

Хват - смелый человек

Улан, драгун - так называли солдат в дореволюционной армии

Басурманы - враги

Отечественная война 1812 года.

Для войны с Россией Наполеон создал огромную армию. В ночь на 12 июня 1812 года войска Наполеона начали вторжение в пределы России. Наполеон быстро продвигался к Москве. Русский царь Александр подписал указ о назначении главнокомандующим русской армии Михаила Илларионовича Кутузова.


Бородинское сражение

. Недалеко от Москвы, в 110 километрах, возле села Бородино Кутузов решил дать генеральное сражение армии Наполеона.

Силы были примерно равные:

Армия Наполеона

Русская армия

135 тысяч человек

132 тысячи солдат

587 орудий

640 орудий


Наполеон хотел разгромить русскую армию. Кутузов хотел обескровить армию противника.

26 августа 1812 года в половине 6 утра началось крупнейшее Бородинское сражение, оно продолжалось до позднего вечера. Во время атаки убитые падали, а живые вновь смыкали строй, которые заканчивались рукопашным боем. За это время французов пало 60 тысяч солдат, а Россия оплакивала 44 тысячи своих сынов.

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. 1 сентября 1812 года Кутузов на военном совете принял решение оставить Москву без боя с целью сохранения армии и спасения России. Это оказалось правильным шагом.



Победа русской армии.

Наполеон занял Москву, но пробыл там недолго. Ранняя суровая зима и голод стали бедствием для французов. Окрепшая русская армия наносила удар за ударом по французам. Наполеон бросил свою армию и убежал в Париж, а солдаты превратились в голодную и замерзшую толпу.

25 декабря 1812 года царь издал приказ об изгнании врага из России и окончании Отечественной войны.











© 2010-2022