Обобщающий урок по теме Имя существительное в 5 классе (класс-коррекция)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по теме «Имя существительное» в 5 классе

Тема урока: «Имя существительное».

Цели урока: 1.повторить и обобщить изученный материал по разделу.

2.Повторить сведения по теме «Лексика».

3. Работа по повторению словарных слов.

Воспитательная задача: воспитание интереса к изучению родного языка.

Межпредметные связи: повторить материал по литературе , раздел «Сказки».

Оборудование: интерактивная доска, проектор, игровое поле, кубик, карточки с баллами, магнитная доска.

Форма проведения: игра

Ход урока:

Класс делится на две команды, которые рассаживаются за отдельно стоящие столы. Выбирают капитана, придумывают название.

Слово учителя: «Ребята, сегодня мы с вами отправимся в огромную Страну «Имя существительное», но чтобы всю ее пройти, нужно преодолеть несколько испытаний. Весь путь нарисован на карте. Путешествие трудное, но Вам поможет взаимовыручка, сообразительность и внимательность. Даю Вам волшебный кубик, он укажет дорогу».

Условие игры: члены команд по очереди кидают кубик, по разложенной карте «Путешествия» передвигаются на определенное количество шагов до «Станций» : « Найденово», , «Числовая», «Третий лишний», «Литературная», «Загадкино», «Анаграмма», «Рассыпново».

Учитель: «Готовы ли Вы к испытаниям? Проверим Ваши силы. Отгадайте слово».

Разминка.

Выдается карточка с определенными признаками слова . Нужно угадать, какое слово задумано:

1 вариант:

2 склонения, мужского рода, словарное, лексическое значение - «оптический прибор»;

Ответ: бинокль.

2 вариант

Существительное 2 склонения, мужского рода, словарное, лексическое значение - командная игра. (Хоккей, баскетбол, волейбол).

Ответ написать на доске. Оценивается и грамотность.

Комментарий: данное задание позволяет повторить некоторые признаки имени существительного, поработать со словарными словами.

1 станция «Найденово»

Карточка с заданием.

Цель задания: проверить, как учащиеся видят имена существительные в тексте; повторить правописание окончаний слов на -ия,-ие, -ий; повторить правописание словарных слов. Параллельно можно проявить и расширить свой кругозор.

Найдите в тексте имена существительные. Подчеркните их. Вставьте пропущенные буквы, устно объясните свой выбор. Ответьте на вопрос в тексте.

1вариант

Где появился футбол.

Впервые футбольный мяч появился в Древней Грец.. .Мы знаем о существован.. игры с мяч..м, которая по-гречески называлась гарпанон. Древнегреческий писатель Поллукс рассказывает об огромном удовольств.. , которое испытывают зрители, присутствующие на играх.

Из Грец.. мяч перекочевал к римлянам. Римляне вели войны на тер…тори.. многих стран. Юноши из Герман.. ,Франц.. быстро научились у солдат Итал.. игре в ножной мяч. Особенно широкое распространение игра в футбол получила в ( Какой стране?)… .

2 вариант

Путь Олимпийского огня.

В Грец.. , в Олимп.. , от солнечного луча зажигают факел. Гречанка в белой одежде передает его спортсменам, и факел пускается в путь. Он путешествует на самолет.., пароход.., автомобил.., на поезд.. . Последний этап длинной дорог.. факел всегда совершает в руках бегуна.

В 20… году в городе (Когда? В каком?) … будут проходить зимние Олимпийские игры. Наша страна готовится встречать гостей со всего мира.

2 станция «Числовая»

Определите число существительного:

1вариант:

чернила, брюки, облако, брошюра, молоко .

Измените число у тех слов, у которых возможно.

2вариант

Ворота, очки, ремень, солнце, человек.

3 станция «Третий лишний»

Комментарий: повторить число имен существительных, применив логическое мышление и свои знания по русскому языку. Параллельно повторяются словарные слова.

Какое слово «лишнее» и почему? Может быть несколько обоснований ответа, принимаются все варианты.

1вариант:

Заморозки, тьма, ружье.

Ответ: ружье, так как это существительное имеет форму и ед.числа, и мн.ч.

2 вариант:

Потемки, синева, барьер.

Ответ: барьер.

Гербарий, вокзал, косьба.

Ответ: косьба.

Вьюга, спортсмен, подъем.

Ответ: вьюга, так как имеет форму только ед.ч..

Возможен вариант объяснения : вьюга- «лишнее» слово, т.к. это слово ж.р. ,а остальные слова м.р.

4 станция «Литературная»

Ответ напишите на доске. Объясните, почему вы так написали.

Цель: повторить правописание имен собственных, слов, заключающихся в кавычки. Повторить некоторые сведения из литературы.

1 вариант

Как звали главного греческого бога? (Зевс)

Самая известная книга А.Линдгрен? («Малыш и Карлсон)

2 вариант

Как звали жену главного греческого бога?

Как назывался остров, мимо которого проплывал царь Салтан?

Повторение правописания существительных собственных.

5 станция «Загадкино»

Загадки развивают у детей мышление, сообразительность, учат видеть прекрасное в обычных вещах.

1вариант

Что за птицы пролетают?

По семерке в каждой стае

Вереницею летят,

Не воротятся назад. (Дни недели)

Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги)

2 вариант

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты)

Свернешь - клен, развернешь - блин. (Зонт)

6 станция «Анаграмма»

1 вариант: мошкара - ромашка

Пальто - лапоть

2 вариант: коршун - шнурок

Росинка - соринка.

7 станция «Рассыпново»

Раздаются крупно написанные буквы, дети закрепляют их у себя на груди и выстраиваются в нужном порядке, чтобы получилось слово.

Комментарий: в конце урока учащиеся уже устали, а это задание поможет им подвигаться, перестроиться. Своего рода «физпауза».

Рассыпалось слово: фскифус (суффикс), онсвао (основа),

ньерок (корень), ксилеак (лексика).

Итог урока: подсчет баллов, награждение команд, лучших игроков.

Игровая форма проведения обобщающего урока позволяет повторить большое количество правил, пройти изученный материал по «новым дорожкам», посмотреть на него «другими глазами», а в итоге всех детей привлечь к обобщению, к работе.

Игра психологически раскрепощает ребенка, вызывает у него положительные эмоции, «слабые» ученики включаются в работу, запоминают правила, которые до этого казались такими трудными. В итоге, с урока учащиеся уходят вдохновленные, заинтересованные.

© 2010-2022