- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект по русскому языку на тему Суффикс (5 класс)
Конспект по русскому языку на тему Суффикс (5 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Чыртакпан А.В. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ТЕМА: СУФФИКС
Тип урока: усвоение новых знаний
Цели урока: Познавательные: восстановить знания учащихся о суффиксе и его функциях; повторить известные из начальной школы сведения о суффиксе, его роли в слове; углубить представление о данной морфеме через наблюдение за словами с омонимичными суффиксами.
Практические: определить уровень сформированности умений видеть суффиксы в именах существительных, прилагательных, глаголах и определять их значение; совершенствовать умение толковать значение слов, образованных с помощью суффиксов; учить выделять суффикс в слове.
Общепредметные: воспитывать внимание к слову в процессе чтения текста; учить переключать внимание посредством смены видов деятельности, развивать самостоятельность мышления через познавательный интерес, самостоятельную деятельность, способствовать воспитанию навыков самообразования.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
-
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
Здравствуйте! Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Слушают учителя, участвуют в диалоге с ним. Размешают учебные материалы на учебном месте, демонстрируют готовность к уроку.
Формирование эмоционального настроя на урок(Л)
Взаимодействие с учителем.(К)
Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения материала. (Р)
-
Актуализация и пробное учебное действие
Посмотрите на доску: Чем отличаются эти слова? (лексическим значением, а помог суффикс).
Камень (предмет) - каменьщик (род занятий людей)- каменный (сделанный из данного предмета)
стекло - стекольщик - стеклянный
красный (признак) - краснеть (становиться таким по цвету)
белый - белеть.
Какая будет наша тема урока? (Суффикс)
Цели урока? (Определять значение суффиксов. Находить суффиксы в словах, правильно писать слова с суффиксами. Выполнять морфемный разбор слов).
Наши задачи: мы должны понять :
-
Что образуют суффиксы?
-
Какую роль играет суффикс в слове?
-
Почему суффикс - значимая часть слова.
-
Какие суффиксы называются суффиксами оценки?
-
На какие группы по значению делятся суффиксы?
-
Употребляются ли одинаковые суффиксы для образования разных по значению слов одной и той же части речи?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Формулировка проблемных заданий
Определение темы и цели урока:
1-
Познавательные:
устанавливают причинно следственные связи, осуществляют для решения учебной задачи операции сравнения, анализа, синтеза
Коммуникативные:
Формулируют собственные мысли, высказывают и доказывают свою точку зрения
-
Выявление места и причины затруднения.
-
Усвоение новых знаний.
Задание 1. Подберите к этим суффиксам слова. И узнайте значение каждого суффикса.
СУФФИКСЫ
ЗНАЧЕНИЯ
-ик-,-ушк-,-к-,-онк-,-еньк-,-ок-,-очк-
уменьшительно-ласкательное значение
- чик-,-щик-,-ист-,-тель-
название лица по роду занятий, по профессии
-оват-,-еват-
признак предмета
-ан-,-ян-,-анин-,-янин-,-ец-,-ск-
название лица по месту жительства
-ец-
принадлежность действия лицу
-ищ-
увеличительное значение
-ищ-
место
Так что же такое суффикс? Из данных заданий дайте определение суффикса. Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов.
Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Личностные:
Осознают свои
возможности в учении
Познавательные:
устанавливают причинно-следственные связи,
делают выводы, выбирают необходимую информацию
из прослушанного
объяснения и высказывания одноклассников,
систематизируют
собственные знания
Регулятивные:
Планируют совместно
с учителем
и одноклассниками необходимые действия
Коммуникативные:
Строят небольшие монологические
высказывания
-
Первичное закрепление материала с комментированием.
Задание 2: Выпишите из текста:
1 группа - слова с суффиксами -чик- ,-щик- ,-ист-, -тель-, -оват-, -еват-определите их значение.
2 группа - Вспомните и запишите суффиксы со значением "житель какой-либо страны, города, края". Найдите в тексте слова с подобным значением и выделите суффиксы. (слованец, ошибконосец)
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
Групповая работа. Знакомятся с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей.
Личностные:
Желают
приобретать новые знания, совершенствуют
имеющиеся
Познавательные:
Систематизируют
собственные знания
-
Физкультминутка
Если я называю слова с уменьшительно -ласкательным значением поднимает руку 1 группа, если увеличительное - 2 группа.
1группа - столик, ветерок, флажок, свеженький, аленький, красненький.
2 группа - домище, пепелище, волчище, ножище, топорище.
-
Включение в систему знаний и повторение
упражнение 404, 414 (на доске)
Работают уже самостоятельно без помощи учителя.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу и объясняют свои ошибки.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
-
Рефлексия учебной деятельности
- Я сегодня на уроке узнал и научился….
Оценивание.
Делают для себя выводы.
Открывают дневники и записывают домашнее задание.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания.
-
Домашнее задание
Параграф 76, упражнение 406
Записывают в дневник
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.
ТРЕВОЖНЫЕ СОБЫТИЯ
На город напали полчища из царства Неграмотности. Лётчики сбрасывали на городок орфографические ошибки, артиллеристы обстреливали глупостью, парашютисты - десантники меж синеватых облаков стали спускаться на речевых ошибках и сеять в Слованске бессмыслицу. Почернели улочки города. Но каждый слованец поднялся на защиту Родины. Самое драгоценное, речь и мысль, жители спрятали в глубокие каменные убежища. И перешли в наступление! Вражеский ошибконосец взорвался на мине прилежания, а сосредоточенность прогнала речевые ошибки.