Планирование урока: Отработка правила постановки тире и двоеточия в бессоюзных сложных предложениях

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок в 9-м классе по теме « Отработка правила постановки тире и двоеточия в бессоюзных сложных предложениях».


Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся по пунктуации бессоюзного сложного предложения, совершенствовать умения использовать сложные предложения в разных видах высказывания.

Задачи урока:

  1. Обобщить, закрепить и углубить правила постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении.

  2. Развивать знания, внимание, навыки и логическое мышление учащихся; уметь сравнивать, классифицировать, обобщать.

  3. Воспитывать интерес, любовь к слову, языку.

Оборудование: таблицы-опоры, задания по тестированию.

Тип урока - обобщающий.

Форма проведения - традиционный.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Опрос и проверка домашнего задания.

3. Объяснение учащимся целей и задач урока

  1. Фронтальный опрос:

- Какие предложения называются бессоюзными сложными?

- Смысловая связь между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения в устной речи и на письме. Какое она может иметь значение?

- Для выражения, каких смысловых отношений ставится в БСП запятая, двоеточие и тире?


  1. Закрепление изученного материала по теме

1. Преобразуйте сложные союзные предложения в БСП. (3 предложения записаны на доске заранее). Запишите их, расставляя знаки препинания:

А) Улетели птицы за море, и миновало время жатв. - Улетели птицы за море, миновало время жатв. (Ставится запятая, так как в простых предложениях перечисляются одновременно происходящие явления)

Б) Мир строит, а война разрушает. - Мир строит - война разрушает. (Ставится запятая, так как содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого)

В) Я доверяю любящим, потому что они великодушны. Я доверяю любящим: они великодушны. (Ставится двоеточие, так как второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом)

2. Объяснительный диктант (Записываются под диктовку учителя предложения, и объясняется постановка знаков препинания)

А) Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес.

Б) Предметы потеряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу.

В) Упадет луч солнца на траву - вспыхнет трава изумрудом и жемчугом.

Г) Совесть потеряешь - другой не купишь.

3. Индивидуальная творческая работа. Работа по схеме-таблице на странице 165. - Расставить предложения соответственно схемам.


  1. Анализ примеров БСП в произведениях писателей и в устном народном творчестве.

Работа по отрывку из рассказа И.С Тургенева «Бежин луг»

А) Чтение отрывка и выполнение заданий к нему(стр. 169)

Б) Словарная работа

В) Ответы на вопросы (стр. 169)

Г) Объяснить постановку запятой, точки с запятой, двоеточия в БСП встречающихся в отрывке.

-Ребята, как вы думаете, БСП используется чаще в устной или письменной речи? (В письменной) - Писатели, как И. С. Тургенев, часто используют БСП в своих произведениях для выражения своих мыслей и чувств, эмоций, так как знаки препинания - это особые средства выразительности речи. А так же БСП часто используются в пословицах, поговорках.

Далее творческая работа по упр. 257. Дописать части казахских пословиц, перевести на русский язык и объяснить их смысл.


  1. Контрольное тестирование (по вариантам). Задание: в левом столбике ставьте номера БСП, в которых ставится двоеточие, в правом - тире.

I вариант

1. Любите книгу она научит вас уважать человека.

2. Проснулся пять станций убежало назад.

3. Лес рубят щепки летят.

4. Вдруг я чувствую кто-то берет меня за плечо и толкает.

5. Закуковала кукушка сей ячмень.
6. Я поднял голову перед огнем сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником.

II вариант

  1. Распахнули окна запах сосен вступил на веранду.

  2. Я знаю в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

  3. Сыр выпал с ним была плутовка такова.

  4. Ввысь взлетает Сокол жмется Уж к земле.

  5. Молвит слово соловей поёт.

  6. Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики

Ответы:

Вариант 1

Вариант 2

Двоеточие

Тире

Двоеточие

Тире

1, 4, 6.

2, 3, 5.

2,6

1,3,4,5


  1. Подведение итога урока

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбирать нужный знак препинания в БСП?

(Чтобы выбрать правильно знак препинания нужно:

  1. Установить смысловые отношения между частями в БСП;

  2. Применить прием синонимичной замены БСП сложносочиненным или сложноподчиненным)

7. Задание на дом.

Выписать из повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина 5 бессоюзных сложных предложений и объяснить их постановку знаков препинания.

8. Выставление оценок.

Искакова Сауле Хасеновна

СШ №14 с. Косозен


© 2010-2022