Рабочая программа по литературе. 6 класс. ФГОС

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Прос...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МИШЕЛЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19

УСОЛЬСКОГО РАЙОНА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей_________________

Руководитель_____/Михайлова Г.Л./

Протокол №_______ от _______13г.

СОГЛАСОВАНО

Зам.директора по УВР

__________/ Сластная О.А._/

«_____» ______________13г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

____________/Глазков В.А../

Приказ №_____от _____13г.









Рабочая программа

по литературе

для 6а, 6б классов









Разработана Кафтуновой О.В.,

учителем русского языка и литературы

второй квалификационной категории




2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой В.Я. Коровиной .- Москва «Просвещение» 2011 и учебника для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2-х частях / Авт.-сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, М: Просвещение, 2012.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Главными целями изучения предмета «Литература» являются:

• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

• использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе - внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Курс литературы в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, а в 9 классе предлагается изучение линейного курса на историко-литературной основе (древнерусская литература - литература XVIII в. - литература первой половины XIX в.).

Общая характеристика учебного предмета


Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Литература как искусство словесного образа - особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей - необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

Обязательное изучение литературы в 6 классе предусматривает ресурс учебного времени в объеме 102 часа.



Результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

    • воспитание российской гражданской идентичности: па­триотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости о свою Родину, прошлое и настоящее многонационального парода России; осознание своей этнической принадлежно­сти, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и чело­вечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готов­ности и способности обучающихся к саморазвитию и само­образованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивиду- а и.ной траектории образования на базе ориентировки в ми­ре профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствую­щею современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелатель­ною отношения к другому человеку, его мнению, мировоззре­нию, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов
    России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и
    форм социальной жизни в группах и сообществах, включая
    взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
    компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
    осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
    учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе
    признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества,
    принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты изучения литературы в основной школе:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения,
    ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и
    познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
    своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
    в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе
    достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия
    решений и осуществления осознанного выбора в учебной и
    познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанав­ливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выби­рать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассужде­ние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по анало­гии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познава­тельных задач; смысловое чтение;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совмест­ную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта инте­ресов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты выпускников основной школы по литературе выражаются в следующем:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIХ - XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, не­преходящих нравственных ценностей и их современного зву­чания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев и, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, компози­ции, изобразительно-выразительных средств языка, понима­ть их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе и литературного произведения;

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям
    литературы, их оценка; собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных
    жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их
    отрывки с использованием образных средств русского языка
    и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному
    или прочитанному тексту, создавать устные монологические
    высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные
    с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции,
    роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Основное содержание программы учебного курса

Введение

Художественное произведение. Содержание и фор­ма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

Устное народное творчество

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение об­рядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки - малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Крат­кость и простота, меткость и выразительность. Многооб­разие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и пого­ворок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (на­чальные представления). Малые жанры фольклора: по­словицы и поговорки, загадки.

Из древнерусской литературы

«Повесть временных лет», «Сказание о белгород­ском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости).

Теория литературы. Летопись (развитие пред­ставлений).

Из литературы XVIII века

Русские басни

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. При­своение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллего­рия, иносказание (развитие понятий).

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соло­вей». Крылов о равном участии власти и народа в до­стижении общественного блага. Басня «Ларчик» - при­мер критики мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изоб­ражение невежественного судьи, глухого к произведе­ниям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Из русской литературы XIX века

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народ­но-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей при­роды. Роль антитезы в композиции произведения. Ин­тонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы - помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности сти­хотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зим­него пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, неж­ности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к ге­роям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, компо­зиция (развитие понятий). Стихотворное послание (на­чальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

«Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэ­та-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравне­ния как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три паль­мы». Тема красоты, гармонии человека с миром. Особен­ности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интона­ция (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писа­теле.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьян­ским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духов­ный мир. Пытливость, любознательность, впечатлитель­ность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...».

Передача сложных, переходных состояний природы, за­печатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных дета­лей в изображении природы. «Листья» - символ крат­кой, но яркой жизни.

«С поляны коршун поднялся...». Противопоставле­ние судеб человека и коршуна: свободный полет коршу­на и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку за­весила...», «Еще майская ночь», «Учись у них - у ду­ба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм, Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаи­модействие тем природы и любви. Природа как естест­венный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтиче­ской речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (разви­тие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

Историческая поэма «Дедушка». Изображение де­кабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической

поэме.

«Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ - созидатель духовных и материальных ценно­стей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастиче­ских картин. Диалог-спор. Значение риторических во­просов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (за­крепление понятия). Диалог. Строфа (начальные пред­ставления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолю­бие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царски­ми чиновниками. Особенности языка произведения. Ко­мический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повество­вания (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицеме­ра. Роль художественной детали.

Теория литературы. Юмор (развитие понятия).


Родная природа в стихотворениях русских поэтов


Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «По­смотри, какая мгла...», Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...».

Выражение переживаний и мироощущения в стихо­творениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литерату­ры (развитие представления).

Из русской литературы XX века

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтиче­ская мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Михаил Михайлович Пришвин. Краткий рассказ о писателе.

«Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доб­рого и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Смысл рассказа о ели и сосне, растущих вместе. Сказка и быль в «Кладо­вой солнца». Смысл названия произведения.

Теория литературы. Символическое содержа­ние пейзажных образов.


Произведения о Великой Отечественной войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буд­нях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Роди­не, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о пи­сателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравствен­ные проблемы рассказа - честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность геро­ев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория литературы. Речевая характеристика | героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести труд­ностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойст­венные юному герою. Душевная щедрость учительницы, её роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице».

Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

Родная природа в русской поэзии XX века


А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...»; С. Есенин. «Мелколесье, Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе и Родине в стихотворных произведениях поэтов XX века. Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.



Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шук­шинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведни­ков. Человеческая открытость миру как синоним неза­щищенности. Образ «странного» героя в литературе.

Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Из литературы народов России.

(Обзор)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

Стихотворения; «Родная деревня», «Книга». Лю­бовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего на­рода. Книга в жизни человека. Книга - «отрада из от­рад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «ра­достная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ...».

Родина как источник сил для преодоления любых ис­пытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворении поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт - вечный должник своего на­рода.

Теория литературы. Общечеловеческое и на­циональное в литературе разных народов.

Из зарубежной литературы

Мифы народов мира

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в пере­ложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Или­ада» как эпические поэмы. Изображение героев и ге­роические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея - борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одис­сей - мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» - песня о герои­ческих подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).

Произведения зарубежных писателей

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живу­щий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобожде­ние от искусственных ценностей и приобщение к истин­но народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесче­ловечный каприз. Рыцарь - герой, отвергающий награ­ду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жиз­ни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна».

Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведе­ние в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и муд­рая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятия мира как величайшая цен­ность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для вне­классного чтения.)

Теория литературы. Притча (начальные пред­ставления).

Произведения для заучивания наизусть.

А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро.

М.Ю. Лермонтов. Парус. Тучи. «На севере диком…». Утес.

Н.А. Некрасов «Железная дорога» (фрагменты)

Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело...»

А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»

А.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист…»

А.А. Блок. Летний вечер.

А.А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие…»

1 - 2 стихотворения по теме «Великая Отечественная война.






Тематическое планирование

Тема, основное содержание

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся

Примечание

Введение

1



Введение. Художественное произведение. Диагностика уровня литературного развития.

1

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов


Устное народное творчество

5


Обрядовый фольклор.

1

Рецептивная:

прослушивание обрядовых песен, чтение статей учебника; репродуктивная: ответы на вопро­сы;

продуктивная: выразительное чтение;

поисковая: уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями других ви­дов искусства


Пословицы и поговорки как малый жанр фольклора

1


Загадки как малый жанр фольклора. Афористичность загадок

1


Урок - «посиделки». Подготовка к сочинению «В чем красота и мудрость русских обрядов?»

1


Итоговое тестирование

1


Древнерусская литература

2


«Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Отражение народных идеалов в летописях.

2

Выразительное чтение древнерусских текстов в совре­менном переводе.

Устное рецензирование выразительного чтения одно­классников, чтения актёров.

Поиск незнакомых слов и определение их значения с помощью словарей и справочной литературы.

Пересказ сюжетов древнерусских произведений.

Устные и письменные ответы на вопросы. Участие в коллективном диалоге. нравственная оценка поступков героев летописей. Обсуждение произведений изобразительного искус­ства на древнерусские сюжеты.

Характеристика героев древнерусской литературы. Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом








Русская литература 18 века

4


Русские басни. И И.Дмитриев. «Муха». Аллегория и мораль в басне.

1

Рецептивная: чтение статьи учебника. Продуктивная, творческая: выступление с сообщениями о баснописцах; чтение по ролям басен; исследовательская: сравнение басни и сказки


И.А. Крылов. "Осел и Соловей", «Листы и корни», «Ларчик» Истолкование аллегории и морали.

2

Рецептивная: чтение статьи учебника о Крылове, ответы на вопросы по статье, чтение басни; репродуктивная: наблюдение над речью; продуктивная, творческая: чтение в лицах, составление плана рассказа о баснописце; поисковая: сопоставление басни с иллюстрациями



Подготовка к домашнему сочинению «Что осуждается в русских баснях?»

1

Продуктивная, творческая: подготовка к сочинению


Русская литература 19 века

39


А. С. Пушкин. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта.

1

Рецептивная: прослушивание и восприятие стихотворения; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение стихотворения; поисковая: комментирование, самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская: сопоставление чернового варианта стихотворения с окончательной редакцией.


А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу стихотворения «Зимнее утро»

1

Рецептивная: чтение и восприятие стихотворения; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: выразительное чтение, устное рисование; поисковая: установление ассоциативных связей с произведениями живописи и музыки; исследовательская: сопоставление со стихотворением «Зимняя дорога»


Тема дружбы в стихотворении «И. И. Пущину», «Зимняя дорога». Изображение действительности и внутреннего мира человека.

1


Двусложные размеры стиха

1

Рецептивная:

чтение статьи

учебника;

продуктивная,

творческая: оп-

ределение раз­мера стихотворе­ния;

исследователь­ская: литерату­роведческий анализ текста


Мир русской усадьбы в повести Пушкина «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. «Лицо и маска» героев повести.

1


А. С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова

1

Рецептивная: прослушивание 1 главы романа, выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, событий, характеров главных героев; продуктивная, творческая: выразительное чтение эпизодов; поисковая: комментирование художественного произведения; исследовательская: анализ текста


Бунт крестьян. Анализ эпизода «Пожар в Кистеневке».

1

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов романа; репродуктивная: осмысление сюжета, поведения героев, их характеров; продуктивная, творческая: обсуждение плана основных событий; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос; исследовательская


История любви

1

Рецептивная: выборочное чтение эпизодов; репродуктивная: осмысление сюжета, ответы на вопросы; продуктивная


Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А. С. Пушкина "Дубровский"

1

Продуктивная, творческая: под­готовка к сочине­нию


Вн.чт. «Повести по­койного Ивана Петровича Белкина». Барышня-крестьянка», «Выстрел»

1

Репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, поведения геро­ев,


Контрольная работа или тестирование по творчеству А. С. Пушкина

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­чинение; поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос


М. Ю. Лермонтов. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении акте­ра и его воспри­ятие;

репродуктив­ная: осмысление содержания сти­хотворения


Антитеза как основной композиционный прием в стихотворени­ях М. Ю. Лермонтова «Листок», «Утес», «На севере диком...». Особенности выражения темы одиночества.

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении ак­тера;

репродуктив­ная: осмысление сюжета, мотивов стихотворения


М. Ю. Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром. Подготовка к сочинению.

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворения репродуктив­ная: осмысление сюжета,


Трёхсложные размеры стиха. Поэтическая интонация

1

Рецептивная: чтение статьи учебника о трех­сложных разме­рах стиха; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая; анализ поэтиче­ского текста


И. С. Тургенев. Цикл «Записки охотника». История создания и их гуманистический пафос

1


И. С. Тургенев. «Записки охотника». Духовный мир крестьянских детей, народные верования и предания в рассказе «Бежин луг».

1

Рецептивная:

прослушивание отрывка из рас­сказа в исполне­нии актера, вы­борочное чтение и восприятие рассказа; репродуктив­ная: осмысление сюжета, событий, характеров геро­ев рассказа, анализ тек­ста


Изображение природы в рассказе «Бежин луг». Портреты героев как средство изображения их характеров.

1

Рецептивная: прослушивание отрывка из рассказа, выборочное чтение и восприятие рассказа; репродуктивная: художественный рассказ о Бежине луге с включением в него эпитетов, сравнений, метафор из текста ; исследовательская: анализ текста


Сочинение по рассказу И. С. Тургенева «Бежин луг»

1


Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело...». Особенности изображения природы в лирике Ф. И. Тютчева.

1

Рецептивная: прослушивание стихотворений; репродуктивная: осмысление содержания стихотворений; продуктивная, творческая


«С поляны коршун поднялся…» Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении

1


Ф. И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу стихотворения

1


А. А. Ф е т. «Ель рукавом мне тропинку завесила...». Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворений в исполнении акте­ра, чтение и вос­приятие художе­ственного текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: уст­ное сообщение о поэте : анализ тек­ста


А. А. Фет. «Еще майская ночь». Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. «Учись у них - у дуба, у березы...». Природа как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности

1


Тестирование по лирике Тютчева и Фета

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос


Психологизм, гармоничность и музыкальность поэтической речи Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике. Подготовка к домашнему сочинению по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

1


Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя

1

Рецептивная:

прослушивание стихотворения в исполнении акте­ра, чтение и вос­приятие художе­ственного текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­общение о поэте, выразительное чтение


Своеобразие композиции стихотворения Н. А. Некрасова «Железная дорога»: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа, особенности поэтических интонаций

1

Рецептивная:

прослушивание отрывка из стихо­творения в ис­полнении актера, чтение и воспри­ятие художест­венного текста


Н. А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н. А. Некрасова

1

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктивная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: художественный рассказ о жизни главного героя, выразительное чтение фрагментов; поисковая: поиск ответа на проблемный вопрос


Контрольная работа по творчеству М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, И. С. Тургенева, Н. А. Некра­сова

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос


Н.С.Лесков. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа.

1

Рецептивная:

чтение и воспри­ятие художест­венного текста; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная,

поисковая: уста­новление ассо­циативных свя­зей с произведе­ниями живописи; исследователь­ская: анализ тек­ста


Подготовка к сочинению «Изображение лучших качеств народа в стихотворении Некрасова «Железная дорога» и в сказе Лескова «Левша»

1

Продуктивная, творческая: раз­вернутый пись­менный ответ на проблемный во­прос


Н. С. Лесков «Человек на часах».

1

Рецептивная:

выборочное чте­ние глав 1,2,4; диалога (глава 13), сцены наказания (глава 14); главы 17 (наказание По­стникова шпицру­тенами) 18; репродуктив­ная


А. П. Ч е х о в. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия» и другие рассказы Антоши Чехонте

2

Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос


А. П. Чехов. «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора

1

Репродуктивная: рассказ о писателе, ответы на вопросы; поисковая: самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос


А. П. Чехов «В мастерской художника слова» Урок-исследование

1


А. П. Чехов «В мастерской художника слова» Урок-исследование

1


Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Развитие понятия о лирике

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы; иллюстра­ций к ним; установление ассоциатив­ных связей с произведениями музыки


Урок-концерт «Родная природа в лирике русских поэтов 19 века»

1


Русская литература 20 века

26


А. С. Грин. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни.

1

Рецептивная:

чтение статьи

учебника об

А.С. Грине; репродуктивная: прослушивание инсцениро­ванного фрагмен­та произведения и ос­мысление сюжета произведения


Душевная чистота главных героев книги Грина



Вн.чт. А. Грин «Зелёная лампа»

1


А. П. Платонов. «Неизвестный цветок». Прекрасное - вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. П. Платонова

1

Репродуктивная: художественный пересказ, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: сообщение о писа­теле, сообщение об истории соз­дания сказки-были; устное словесное рисо­вание;


М. М. Пришвин. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти

1

Репродуктивная: рассказ о жизни и произведениях

М.Пришвина; ответы на вопросы, выборочный пе­ресказ; продуктивная, творческая: выразительное чте­ние; поисковая; исследователь­ская: анализ тек­ста


Образ природы в сказке-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

1


Анализ эпизода «Рассказ о ели и сосне, растущих вместе»

1


Особенности композиции и смысл названия сказки-были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».Подготовка к сочинению

1


Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. М. Пришвина "Кладовая солнца"

1

Продуктивная, творческая: систематизация материала. Составление плана сравнительной характеристики, вариантов вступления и заключения сочинения.


Стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне. Обучение выразительному чтению

2

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Учим­ся читать выра­зительно»; Репродуктив­ная: устные со­общения о поэтах фронтового по­коления чте­ние стихотворе­ний


А. А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война

1


В. П.Астафьев. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта

1

Репродуктивная: пересказ

эпизодов

рассказа;

продуктивная,

творческая: уст­ный рассказ о писателе


Юмор в рассказе. Особенности использования народной речи в художественном произведении. Подготовка к домашнему сочинению

1


В. Г. Распутин. «Уроки французского». Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени

1

Рецептивная:

чтение статьи

учебника «Уроки

доброты».


Нравственные проблемы рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского».

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемные во­просы,


Роль учительницы Лидии Михайловны в жизни мальчика. Проверочная работа по произведениям Астафьева и Распутина

1


Классное сочинение «Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В. П. Астафьева и В. Г. Распутина»

1

Продуктивная, творческая: со­чинение


В. М. Шукшин. Рассказы «Срезал», «Критики». Особенности героев Шукшина.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Стран­ные люди» - ге­рои Шукшина»; устное словесное рисование, чте­ние по ролям эпизода


Вн.чт. Рассказы В. Шукшина

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чте­ние по ролям эпизода состав­ления письма; поисковая


Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника о писа­теле;

репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: им­провизированный рассказ о героях,


Родная природа в русской поэзии XX века.С. А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине.

1

Рецептивная:

чтение статьи

учебника;

репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, прослушивание пес-

ни на слова

С.Есенина


А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном»

1

Рецептивная:

чтение статьи

учебника;

репродуктивная: прослушивание стихотворения в исполнении актера, выразительное чтение.


А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...». Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, чтение стихотво­рений


Н. М. Рубцов. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике

1

Рецептивная: чтение статьи учебника; репродуктив­ная: прослуши­вание стихотво­рения в исполне­нии актера, отве­ты на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние стихотворе­ний;


Контрольная работа или тестирование по литературе XX века

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос


К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы ни был малым мой народ...». Тема Родины и народа. Г. Тукай.. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека

1

Рецептивная: чтение статьи учебника о Г. Тукае К. Кулиеве., чтение стихотворений. Репродуктивная: ответы на вопросы.


Из зарубежной литературы

23


Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Понятие о мифе

2

Репродуктив­ная: пересказ, ответы на вопро­сы;

продуктивная, творческая: выразительное чтение мифоло­гического текста


Геродот. «Легенда об Орионе». Отличие мифа от сказки

1

Рецептивная:

чтение легенды; репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние


Гомер. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы.

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­общения «Гомер и его поэмы «Илиада» и «Одиссея», «Зна­чение поэм Гоме­ра»


М.Сервантес Сааведра. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов.

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы, художе­ственный пере­сказ эпизодов «Посвящение в рыцари», «При­ключения на по­стоялом дворе», «В замке герцо­га», «Возвраще­ние домой»;


Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы

1


Ф. Шиллер. Баллада «Перчатка». Проблемы благородства, достоинства и чести

1

Репродуктив­ная: сообщение о поэте и драма­турге, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: вы­разительное чте­ние;

поисковая: са­мостоятельный поиск ответа на проблемный во­прос


Контрольная работа по теории литературы

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос


П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества.

1

Рецептивная:

чтение статьи учебника «Срав­ним прозаиче­ский и стихотвор­ный тексты»


М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Средства создания комического.

2

Репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: чте­ние фрагментов эпизодов по ро­лям (гл.34,35);


А. де Сент-Экзюпери. Слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча.

1

Репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рас­сказ о героях сказки;


Маленький принц, его друзья и враги. Понятие о притче

1


Метерлинк «Синяя птица»: истинное и ложное, поиски счастья героями

1

Репродуктив­ная: сообщение о писателе, ответы на вопросы; продуктивная, творческая: рас­сказ о героях сказки;


Метерлинк «Синяя птица» Метерлинк «Синяя птица»: истинное и ложное, поиски счастья героями

1


Письменный ответ на вопрос «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?». Выявление уровня литературного развития учащихся

1

Репродуктив­ная: ответы на вопросы; продуктивная, творческая: со­чинение; поисковая: связный пись­менный ответ на проблемный во­прос


Рекомендации на лето

1


Резервный урок

6


ИТОГО

102






Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для учащихся

  1. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для об­щеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М.: Просвещение, 2011.

  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим...: Дидактические материалы по литературе: 6 класс. М.: Просвещение, 2009.

  3. Фонохрестоматия к учебнику «Литера­тура. 6 класс»: Электронное учебное пособие на CD-ROM / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. М.: Просвещение, 2010.

  4. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Лите­ратура: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.

  5. Контрольно-измерительные материалы. Ли­тература: 6 класс / Сост. Н.С. Королева. М.: ВАКО, 2011.


Для учителя

  1. Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. Поурочные разработки. М.: Просвещение, 2013

  2. Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для об­щеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2011.

  3. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

  4. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсаль­ные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.


Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Учащиеся должны знать:

  • авторов и содержание изученных художест­венных произведений;

  • основные теоретические понятия, предусмот­ренные программой: фольклор, устное народ­ное творчество, жанры фольклора; постоян­ные эпитеты, гипербола, сравнение; летопись (начальные представления); роды литературы (эпос, лирика, драма (начальные представле­ния)); жанры литературы (начальные пред­ставления), баллада (начальные представ­ления); литературная сказка; стихотворная и прозаическая речь; рифма, способы риф­мовки; метафора, звукопись и аллитерация; фантастика в литературном произведении; юмор; портрет, пейзаж, литературный герой; сюжет, композиция литературного произве­дения; автобиографичность литературного произведения (начальные представления).

Учащиеся должны уметь:

  • выразительно читать эпические произведения за героя и за автора;

  • сопоставлять элементы художественных си­стем разных авторов и определять их художе­ственное своеобразие;

  • сопоставлять сюжеты и характеры героев раз­ных авторов и определять их художественное своеобразие;

  • переходить от личных читательских оценок к пониманию авторского отношения к герою, жизненной ситуации;

  • видеть логику сюжета и обнаруживать в ней идею произведения;

  • определять тональность повествования, роль рассказчика в системе художественного про­изведения;

  • сопоставлять эпизод книги с его интерпрета­цией в других видах искусства (иллюстрации разных художников к одному произведению, разные киноверсии одной книги);

  • сочинять юмористический рассказ (или его фрагмент) по заданной модели;

  • использовать различные формы пересказа (с составлением планов разных типов, с из­менением лица рассказчика и др.);

  • писать творческие работы, связанные с ана­лизом личности героя (письма, дневники, журналы, автобиографии и др.);

  • отличать стихи от прозы, пользуясь сведения­ми о стихосложении.




© 2010-2022