Конспект по русскому языку на тему Не с глаголами (6 класс)

ВазиеваФанияРафаеловна - учительрусскогоязыкаилитературы   МБОУ«Староаймановскаяосновнаяобщеобразовательнаяшкола»АктанышскогомуниципальногорайонаРеспубликиТатарстан.   Урок- путешествие в страну “Не с глаголам” Цель:Актуализироватьисистематизироватьпрежнихзнаний, уменийинавыков.                                                                                                                                Развиватьактивностьивниманиеучащихся.                                                        ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вазиева Фания Рафаеловна - учитель русского языка и литературы

МБОУ « Староаймановская основная общеобразовательная школа» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

Урок- путешествие в страну "Не с глаголам"

Цель: Актуализировать и систематизировать прежних знаний, умений и навыков. Развивать активность и внимание учащихся. Воспитать чувство взаимопомощи. ОБОРУДОВАНИЕ : карточки (по числу учащихся), конверты с заданиями для дифференцированной работы (по количеству детей), тесты (по числу учеников в классе), памятка « Не с глаголами»
Ход урока:
1.Организационный момент .
Повторим правила работы на уроке.
Говори тихо.
Работай дружно.
Помогай товарищу.
Умей выслушать другого.

Учитель: Мы проходили большой раздел Синтаксис- древнегреческое слово. Составление, построение, порядок . Пунктуация- знаки препинания. Сегодня нам эти знания пригодятся, потому что мы попадем в сказку, где нас ждет много испытаний. Вы готовы ? Ученики : Да. Учитель: Тогда сказка начинается. Жил - был Иван - царевич. И была у него невеста - Елена Прекрасная. Однажды гуляли по роще, и вдруг налетел вихрь и унес Елену. Опечалился Иван Царевич, упал на землю и горько заплакал. А березка над ним шелестит: « Не плачь, добрый молодец, найдешь ты свою невесту у Кощея Бессмертного в невиданной стране. Все там подчинено законом русского языка. Отправился Иван - царевич в далёкий путь. Долго ли, коротко ли шёл он на пути встретилась река, а моста нет. Только веревка с одного берега на другой протянута. Поможем Ивану - царевичу? Учитель: С вашей помощью Иван - Царевич благополучно миновал реку. А за ней - лес. Лесная тропинка привела Ивана к избушке на курьих ножках. Вошёл он в избу и видит: сидит на лавке Баба Яга с учебником русского языка в руках. Увидела Царевича и говорит: « Знаю, зачем пришёл. Но сначала помоги мне.» Слайд2. Прочитайте выразительно стихотворение. Какое настроение вызывает оно? Выпишите выделенные глаголы, поставив их в инфинитиве. Запишите предложения с обращениями. С каким словом можно заменить слово здравствуй?

- Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй! Ты куда летишь, вихрастый? Что поднялся до зари? Погоди, поговори. - Я спешу, Осинки, в город, Я несу приветов ворох, Должен их сегодня сам Разнести по адресам. Чтобы город стал весенним, Чтоб пришло туда веселье, Чтоб запахло там весной. Светлой радостью лесной!

( И. Токмакова

Ответ: Летишь- лететь. Несу- нести. Пришло- прийти.

Предложения с обращениями.- Здравствуй, Ветер! Ветер, здравствуй! Здравствуй- привет. Спишите текст, употребляя глаголы в форме прошедшего времени и вставляя пропущенные буквы. Степь весело п*стреет цветами. Ярко ж*лтеет дрок. Скромно с*неют колокольчики. Белеет целыми зар*слями пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней пр*хладе разливается горький зд*ровый запах полыни. Всё блещет и радос* но тянется к солнцу. Только кое-где в глубоких и у*ких балках ещё л* жит влажные синеватые тени. Словарная работа. Дрок- - род растений семейства. Бобовые (Fabaceae), произрастающих в Евразии и в Северной Америке. Низкорослые, тернистые или неколючие кустарники, полукустарники и лианы. Ответ: П*стреет-пестреет - пестрела степь, ж*лтеет- желтеет- желтел дрок, с*неют- синеют- синели колокольчики, зар*слями -зарослями, в пр* хладе- в прохладе, зд*ровый - здоровый, радос*но- радостно, у*ких- узких, л*жит- лежит.

Самостоятельная работа

1-й вариант

2-й вариант

Образуйте от следующих глаголов форму 2- го лица единственного числа и запишите ее после неопределенной формы, указывая спряжение. *Молчать, подсказать, заметить, жить, копать.

Образуйте от следующих глаголов форму 2- го лица единственного числа и запишите ее после неопределенной формы, указывая спряжение.

*Говорить, ответить, согласиться, сказать, спросить,

Ответ

Молчать - молчишь. -2 спр. Подсказать - подскажешь.- 1 спр. Заметить - заметишь. - 2 спр. Жить -живешь - 1 спр. Копать - копаешь - 1 спр.

Говорить-говоришь-2 спр. Ответить - ответишь- 2 спр. Согласиться- согласишься- 2 спр. Сказать- скажешь- 1 спр. Спросить- спросишь- 2 спр.

Учитель: Поблагодарил Иван Баба Ягу, сел в ступу и через полминуты приземлился около огромного камня. Слайд 3. Из данных предложений найдите главные члены предложения . Вот грачи прилетели. Разгуливают по оттаявшей дороге, хлопочут во дворах, отыскивают разные остатки еды. В нашем саду грачи все березы гнездами застроили. На некоторых сучьях прямо гнездо к гнезду. Учитель: Обрадовался, что нашел нужную дорогу. Но прежде чем идти к Кощею, решил немножко размяться. Физкульминут

Покачайтесь, покружитесь,

Потянитесь, распрямитесь,

Приседайте, приседайте,

Пошагайте, пошагайте.

Встаньте на носок, на пятку,

Подскачите-ка вприсядку,

Глубоко теперь вздохните,

Сядьте тихо, отдохните.

Увидел Кощей Бессмертный, что идет к нему Иван - Царевич, и решил притвориться добреньким, а сам задумал дело хитрое. Слайд 4.Тестовые задания. 1.вариант (Тейк оф-тач даун ) Какое утверждение верно? а) написала- глагол прошедшего времени женского рода; б)пахуч- глагол настоящего времени; в бросить- глагол несовершенного вида; г) стелить- глагол- 2 спряжения; Ключ : а) 2.Укажите окончание глагола 2 спряжения: а)-ут; б)-им; в) - ете; г) - ешь. Ключ: б) 3. Какого вида следующие глаголы? Выберите правильный ответ. а)решить. б) шептать. в)вздыхать. г) встать. Ключ : а) . 4. Какие глаголы даны в форме настоящего времени? а) пишу. б)гладил. в) буду читать. г) бегает Ключ: а) ; г) 5. Найдите вариант с возвратным глаголом. 1) Притвори-ка дверь да примкни ее, чтобы никто не вошёл. 2) Дверь не притворяется: видимо, что- то держит ее. 3) Он притворился, что спит, да и подслушал нас всех. Ключ: 2,3. 2вариант 1.Глагол- часть речи, которая обозначает: а) действие; б) признак; в) предмет; Ключ: а) 2. Укажите глагол несовершенного вида.

а) б) в) г) Попрыгунья стрекоза лето красное пропела; Оглянуться не успела, как зима катит в глаза. Ключ: г) 3. Укажите спряжение глаголов: выберите столбик: а), б) ,или г), в котором последовательности расположенные римские цифры соответствуют спряжению данных глаголов:

а) б) в) г)

играть I II II I лететь II I I II петь I I II II положить II II I I

Ключ: а) 4.К указанным глаголом подберите парный глагол другого вида. 1.допить 1) пить 2. прыгать 1) прыгнуть

2) допивать 2)запрыгнуть

3.отгадать 1) гадать 2)отгадывать

Ключ: 1-2 2-1 3-2. 5.Какую букву нужно вставить?

а) б) в) г)

леч*т а а у у скач*т у а у а слыш*т а у а у стел*т ю я я ю

Ключ: а)

Учитель: Наш герой появился перед Кощеем, а тот говорит ему так ласково: « За невестой пришёл, добрый молодец? Давай мирно договоримся. Задам я тебе одно задание. Решишь, забирай Елену Прекрасную, а не решишь голова твоя с плеч долой» Учитель: Делать нечего, согласился Иван. Слайд 5. Какого вида бывают глаголы? Спрягать глагол. Читать Ответ: Совершенного и несовершенного вида.

Я читаю. Мы читаем. Ты читаешь. Вы читаете. Он читает Они читают

Учитель: Решил Иван - Царевич задание, но не захотел Кощей бессмертный выполнить свое обещание. Выхватил тогда Иван меч, и стали сражаться. Вот он схватил шкатулку с иглой. На шкатулке… Слайд 6. Проверочная работа (Релли-робин) 1.Работа в парах. Ученик диктует соседу по парте слова, записанные на карточке. Пишущий заносит в тетрадь только окончания диктуемых слов. Взаимопроверка. Обнаруженные ошибки только подчеркиваются проверяющим. Учитель учтет при проверке работу каждого учащегося. Карточка 1. Карточка 2. Думаем Чувствуем Читаем Пишем Споришь Говоришь Прыгаем Купаем Падаем Пляшешь Купим Тренируемся Закрывает Знаем Учитель: Стал Иван- царевич рассказывать о своих приключениях, о том, с какими трудностями пришлось ему встретиться на пути к невесте. Елена Прекрасная дала такое задание. Слайд 7. Образуй от данных глаголов формы прошедшего времени мужского и женского рода. Ответ: Взять- взял- взяла, ходить- ходил- ходила, увидеть- увидел- увидела, спать- спал- спала. -Глаголы в единственном числе прошедшего времени изменятся по родам. Учитель: Иван- Царевич сделал. Похвалила его Елена Прекрасная, и отправились домой, в свое царство. Сыграли свадьбу и стали жить в мире и согласии. Вот закончилась сказка. Понравилась сказка.? А чему учит сказка? Путешествие понравилось? Вы сегодня на уроке старательно работали. Спасибо вам, за урок!

© 2010-2022