Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к сочинению-описанию по картине П. П. Кончаловского Сирень в корзине

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

«Художественное описание натюрморта П.П. Кончаловского

«Сирень в корзине»

Цели:

  1. дать понятие натюрморта;

  2. научить видеть картину, отбирать рабочий материал;

  3. продолжить эстетическое воспитание учащихся;

  4. расширить словарный запас учащихся.

Оборудование:

Презентация с репродукциями картин П. Кончаловского, музыка П.И. Чайковского «Фея сирени» из балета «Спящая красавица», схемы- кластеры ( незаполненные), репродукция картины «Сирень в корзине» П.П. Кончаловского.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

Счастье

Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".

С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.



- О чем это стихотворение.

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. (Слайд) Перед вами картина. Мы еще не знаем ее название, кто ее автор. Но у вас, наверняка, возникли определенные мысли ней. Возможно о, возникли какие-то ассоциации.

- А что такое ассоциация, ребята? (Слайд). Предлагаю вам назвать ваши ассоциации с этой картиной и записать их в пустые кружочки в кластерах, что у вас лежат на партах. Работаем в парах.

- Ребята, а теперь используя содержание ваших кластеров, составьте 2 предложения. Первое должно начинаться словами «Глядя на эту картину я представляю себе…(Слайд )

- Выполнили? Вы, наверное, догадались, к чему мы с вами все это делаем? Какова цель нашего урока?

- Сегодня мы будем готовиться к сочинению-описанию по натюрморту П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». И эти предложения вы включите в свою работу. Запишите, пожалуйста, тему. ( Слайд)

- Чтобы создать текст-описание нам нужно вспомнить, а что такое описание? (Слайд)

- Скажите, что же такое натюрморт? (Слайд)

- А чтобы вы получили более полное представление о натюрморте, давайте рассмотрим еще несколько работ П.П. Кончаловского, написанные в этом жанре. ( Слайды)

- Ребята, скажите, а что нам может помочь написать сочинение?

- План. Его мы с вами запишем в течение урока.

- А теперь давайте познакомимся с этим замечательным художником (Слайд)

- Слово о художнике предлагаю сделать 1 пунктом нашего плана ( Слайд)

- Запишите здесь опорные словосочетания: мастер натюрморта, талантливый художник.

- А теперь пришло время передохнуть. Физкультминутка. Дыхательные упражнения.

- Об авторе сказали, об наших ассоциациях упомянули. Время перейти к самой картине.

-Каков главный объект на картине?

Букет сирени - это 2 пункт нашего плана. ( Слайд)

- Давайте опишем его. Какой он? Запишите опорные слова: чудесный, душистый, свежий

-Какие краски использует художник, изображая сирень?

Белая, тёмно-красная, розовая, лиловая, светло-фиолетовая, голубоватая. (Слайд)

Задание: выберете и запишите предложение, подходящее для описания картины. (Слайд)

- На что похожа сирень? Опишите букет сирени, используя сравнение

Как гроздья винограда, цветы-звёздочки, огромное разноцветное облако. (Слайд)

-Только ли сирень изображена на картине? Что еще видим на картине?

-Запишите слова в столбик.

Корзина, фон, стол.

- А теперь давайте подберём эпитеты к этим словам.

Корзина - пл..тёная, неб..льшая, вм..стительная…

Фон - тёмно..зелёный, к..ричневый…

Стол - д..р..вянный, к..ричневый

- Запишите и вставьте пропущенные буквы.

- Последним пунктом плана станут ваши ассоциации (Слайд)

План.

  1. Кончаловский П.П. - мастер натюрморта.

  2. Букет сирени

  3. Глядя на картину, я представляю…

- Ребята, мы познакомились в чудесной картиной, познакомились с замечательным художником, вдохнули аромат великолепного букета сирени, составили план. А теперь пришло время нарисовать свою картину. Словами.

Домашнее задание.

Написать сочинение, пользуясь планом и собранным материал.

Закончить урок хочется стихотворением Всеволода Рождественского «Сирень»

Сирень

Прогремела гроза, прошумела,
Затухая, грохочет вдали.
Золотые лучи словно стрелы,
Сквозь клокастые тучи прошли. . .

Воздух полон прохлады и тени,
Встала радуга светлым венцом,
И тяжелые грозди сирени
Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе
По откосу бежать наугад, -
Окунуться в душистое море,
Захлестнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых
Вдоль ограды кустов разрослось!
Ветку тронешь - дождем лепестковым
Осыпается мокрая гроздь,

В легкой капельке, свежей и чистой,
Отразился сверкающий день,
И в саду каждой веткой росистой
Торжествующе пахнет сирень.

- Художник передает красоту цветов при помощи красок, композитор - при помощи звуков, а поэты в своих стихотворениях использовали средства художественной выразительности. Сегодня на уроке все побывали в сиреневом саду и нарвали мысленно большой букет сирени, возможно, такой, какой изображен на картине П.П. Кончаловского. Хочется, чтобы ваша письменная работа соответствовала работе художника.

© 2010-2022