Тестовые работы по русскому языку. Подготовка к ОГЭ (7 кл)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вариант 1. Бескорыстные помощники.

(1) Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик, отличавшийся необыкновенным слухом. (2)Заслышав шум вражеской подводной лодки, который не улавливали судовые приборы, он давал сигнал боевой тревоги.

(3) Теперь никто не скажет, сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. (4)Они и связистов заменяли, пробираясь в недоступных для человека местах.

(5) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду, погребенных под руинами во время землетрясений и заваленных снежными обвалами в горах, находить полезные ископаемые, пасти домашний скот.

(6)В мире немало памятников собакам. (7)Жители одного итальянского селения поставили памятник псу по кличке Верный. (8)В течение долгих четырнадцати лет каждый день неизменно ходил он встречать своего хозяина, убитого фашистской бомбой. (По Б.Волынкиной) (120 слов)

Примечание. Эскадра - крупное соединение военных судов. Эскадренный - входящий в эскадру.

Задания A1-A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1-A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1-A7 обведите кружком.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему в мире немало памятников собакам?»

1) Люди ставят памятники собакам, потому что собака - самое верное животное.

2) Человек учит собак разыскивать людей, попавших в беду.

3) Собаки бескорыстно помогают людям в самых разных областях жизни.

4) Много безвестных собак погибло во время второй мировой войны.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в названии слово «бескорыстные»

1) великодушные

2) благородные

3) доблестные

4) безвозмездные

A3. Укажите синоним к слову «погребённых» (предложение 5)

1) засыпанных

2) спрятанных

3) найденных

4)забытых

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове безвестных (предложение 3) буква Т обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове ОБСТРЕЛА (предложение 3) происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове ИТАЛЬЯНСКОГО (предложение 7) мягкость согласного звука [л, ] на письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове БОЕВОЙ (предложение 2) количество звуков и букв одинаково.

А5. Укажите слово с непроверяемой гласной в корне.

1) встречать 2) фашистской

3) мировой 4) связистов

А6. В каком слове правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук»?

1) разыскивать 2) обстрела

3) ископаемых 4)безвестных

А7. В каком слове в суффиксе причастия пишется НН, потому что причастие образовано от глагола совершенного вида?

1) эскадренном 2) необыкновенным

3) неизменно 4) заваленных

Задания B1-B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1-B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово «отважных» в предложении 3 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание (прил.)+ (сущ.) «вражеской лодки» ( предложение 2 ), синонимичным (сущ.) = (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

Ответ: ___________________________.

В4.Среди предложений 1-3 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.

Во время первой мировой войны на канадском эскадренном миноносце служил пес по кличке Кубрик,(1) отличавшийся необыкновенным слухом. Заслышав шум вражеской подводной лодки,(2) который не улавливали судовые приборы, (3)он давал сигнал боевой тревоги.

Теперь никто не скажет, (4)сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой,(5) разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли, (6)пробираясь в недоступных для человека местах.

Ответ: ___________________________.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Теперь никто не скажет,(1) сколько безвестных отважных собак погибло во время второй мировой, (2)разыскивая мины и спасая из-под обстрела раненых. Они и связистов заменяли,(3) пробираясь в недоступных для человека местах.

Ответ: ___________________________.

Ключи. А1-3; А2-4; А3-1; А4-4; А5-2; А6-3; А7-4; В1- смелых; В2-лодки врага; В3- служил пёс; В4-3; В5-1; В6-1; В7-1.

Вариант 2. АКУЛА.

(1)Наш корабль стоял на якоре у берега Африки. (2)День был прекрасный, с моря дул свежий ветер. (3)Но к вечеру погода изменилась. (4)Стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

(5)Перед закатом солнца капитан вышел на палубу, крикнул:

- Купаться!

(6)В одну минуту матросы попрыгали в воду, спустили в воду парус, привязали его и в парусе устроили купальню.

(7)На корабле с нами было два мальчика. (8)Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было в парусе, и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. (9)Оба, как ящерицы, вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.

(10)Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. (11)Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался на своего сынишку. (12)Когда сын стал отставать, отец крикнул ему:

- Не сдавайся!

(13)Вдруг с палубы кто-то крикнул:

- Акула!

(14)Все мы увидали в воде спину морского чудовища. (15)Акула плыла прямо на мальчиков.

(16)- Назад! Назад! Вернитесь! Акула! - закричал артиллерист. (17)Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали еще веселее и громче прежнего.

(18)Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей. (19)Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам. (20)Но они были еще далеко от детей, а акула была уже близко.

(21)Мальчики сначала не слышали криков и не видели акулы. (22)Но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг. (23)Мальчики поплыли в разные стороны.

(24)Этот визг как будто разбудил артиллериста. (25)Он сорвался с места и побежал к пушкам. (26)Он повернул ствол, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль.

(27)Мы все, сколько нас ни было на корабле, замерли от страха и ждали, что будет. (28)Раздался выстрел, и мы увидели, что артиллерист упал возле пушки и закрыл лицо руками. (29)Что сделалось с акулой и с мальчиками, мы не видали, потому что на минуту дым застлал нам глаза.

(30)Но когда дым разошелся над водою, со всех сторон послышался сначала тихий ропот, потом ропот этот стал сильнее, и, наконец, со всех сторон раздался громкий радостный крик.

(31)Старый артиллерист открыл лицо, поднялся и посмотрел на море.

(32)По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы. (33)За несколько минут лодка подплыла к мальчикам и привезла их на корабль.

(По Л.. Толстому)

Задания A1-A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1-A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1-A7 обведите кружком.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему, когда дым разошелся над водою, со всех сторон раздался громкий радостный крик?»

1) Мальчиков моряки забрали в лодку.

2) По волнам колыхалось желтое брюхо мертвой акулы.

3) Акула испугалась выстрела и уплыла.

4) Мальчики успели залезть на корабль.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «свежий» (предложение 2).

1) недавно появившийся

2) ядрёный

3) холодный

4) прохладный

A3. В каком предложении в качестве средства выразительности речи используется сравнение?

1) Стало душно и, точно из топленной печки, несло на нас горячим воздухом с пустыни Сахары.

2) Но потом один из них оглянулся, и мы все услыхали пронзительный визг.

3) Все мы увидали в воде спину морского чудовища.

4) Матросы спустили лодку, бросились в нее и, сгибая весла, понеслись что было силы к мальчикам.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове прекрасный (предложение 1 ) есть буква, которая обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове назад (предложение 16) происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове сильнее (предложение 20)все согласные звуки мягкие.

4) В слове КУПАЛЬНЮ (предложение 6) букв больше чем звуков.

А5. Укажите слово с проверяемой согласной гласной в корне.

1) застлал 2) близко

3) прекрасный 4) привезла

А6. В каком слове правописание приставки определяется значением приближения?

1) подплыл 2) привезла

3) прекрасный 4)привязали

А7. В каком слове правописание суффикса зависит от способа образования наречия?

1) душно 2) сильнее

3) сначала 4) дальше

Задания B1-B9 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1-B9 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово «ропот» в предложении 20 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание (сущ.)+ (сущ.) «берег Африки» ( предложение 2 ), синонимичным (прил.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 2.

Ответ: ___________________________.

В4.Среди предложений 18-20 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

Артиллерист,(1) бледный как полотно, (2)не шевелясь, смотрел на детей. Матросы спустили лодку,(3) бросились в нее и,(4) сгибая весла, (5)понеслись что было силы к мальчикам. Но они были еще далеко от детей, (6)а акула была уже близко.

Ответ: ___________________________.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 6. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

На корабле с нами было два мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, (1)но им тесно было в парусе,(2) и они вздумали плавать наперегонки в открытом море. Оба, (3)как ящерицы,(4) вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, (5)где был бочонок над якорем.

Ответ: ___________________________.

А1-2; А2-4; А3-1; А4-1; А5-2; А6-2; А7-3; В1-звук; В2- африканский берег; В3-день был прекрасный дул ветер; В4- 19; В5-4, 5; В6-1; В7-5.

Вариант 3 ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КОРИДОР

(1)Это было в сорок первом году. (2)Темная и суровая Москва, спасая нас, детей, от войны, погрузила в поезда и отправила в Сибирь. (3)Мы ехали медленно, задыхаясь от недостатка кислорода, и страдали от голода. (4)В Челябинске нас высадили и повели на вокзал. (5)Была ночь.

(6)- Здесь есть пища, - сказал Николай Петрович, сутулый, желтый от болезни человек.

(7)Вокзал хлестанул по глазам ярким светом. (8)Но скоро мы увидели и другое. (9)Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан.(10) Там шевелилось что-то черное, и ухало, и кричало. (11)Ближе к нам, прямо на рельсах, стояли, сидели, лежали люди. (12)Здесь начиналась очередь.

(13)Мы стояли и смотрели на окна. (14)Там было тепло, там раздавали людям горячую, дымящуюся жизнь, наполняя ею тарелки. (15)Потом встал наш Николай Петрович на ящик и что-то закричал. (16)И нам было видно, как он нервно вздергивает острые плечи. (17)И голос у него слабый, голос чахоточного человека. (18)Кто из этих голодающих, сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

(19)А люди вдруг зашевелились. (20)Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу. (21)А потом мы увидели еще: какие-то люди взялись за руки и образовали коридор. (22)Человеческий коридор...

(24)Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором. (25)А тогда - мы шли через него, качающийся, живой, трудный.(26) И мы не видели лиц, просто стена больших и верных людей. (27)И яркий свет «дали». (28)Свет, где нам было очень тепло, где и нам отвалили по целой порции жизни, горячей жизни, наполнив ею до краев дымящиеся тарелки. (А. Приставкин)

Задания A1-A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1-A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1-A7 обведите кружком.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем люди взялись за руки и образовали «человеческий коридор»?

1) Люди хотели увидеть приехавших в эвакуацию детей.

2) Стоявшие в очереди за едой люди пропустили по «человеческому коридору» голодных детей.

3) Чем быстрее получат еду дети, тем быстрее дойдёт очередь до взрослых.

4) Эти люди приехали в Челябинск уже давно и не так страдали от голода.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «осаждать» (предложение 9).

1) тормошить

2) наседать

3) упрашивать

4) надоедать

A3. В каком предложении в качестве средства выразительности речи используется метафара?

1) А тогда - мы шли через него, качающийся, живой, трудный.

2) Многотысячная толпа беженцев осаждала единственный ресторан

3) Они подались назад, и маленькая трещинка расколола черную толпу.

4) Я потом побродил немало, но всегда мне казалось, что я не перестаю шагать этим человеческим коридором.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове очередь есть буква, которая обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове вдруг происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове раздавали все согласные звуки мягкие.

4) В слове больших букв больше чем звуков.

А5. Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.

1) кислорода 2)осаждала

3) закричал 4) побродил

А6. В каком слове правописание приставки зависит от последующего глухого согласного?

1) здесь 2) раздавали

3) расколола 4)вздёргивает

А7. В каком слове правописание суффикса определяется правилом «В суффиксе наречия пишется столько же букв н, сколько в суффиксе прилагательного, от которого оно образовано»?

1) медленно 2) единственный

3) увлечённый 4)каменный

Задания B1-B7 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1-B7 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово «отвалили» в предложении 28 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание (сущ.)+ (сущ.) «стена людей» ( предложение ), синонимичным (прил.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 10.

Ответ: ___________________________.

В4.Среди предложений 1 - 5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при деепричастном обороте.

И мы не видели лиц(1), просто стена больших и верных людей. И яркий свет «дали». Свет, (2)где нам было очень тепло,(3) где и нам отвалили по целой порции жизни,(4) горячей жизни,(5) наполнив ею до краев дымящиеся тарелки.

Ответ: ___________________________.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И нам было видно(1), как он нервно вздергивает острые плечи. И голос у него слабый,(2) голос чахоточного человека. Кто из этих голодающих,(3) сутками простаивающих беженцев сможет его услышать?..

Ответ: ___________________________.

А1-2; А2-2; А3-3; А4-1; А5-1; А6-3; А7-1; В1-дали, подложили; В2-людская стена; В3-что-то чёрное шевелилось, ухало, кричало; В4-2, 3, 4; В5-5; В6-2; В7-1.

Вариант 4. ЧЕМ ОКОНЧИЛСЯ СКУЧНЫЙ ВЕЧЕР.

(1)Вечером Никита начал рассматривать картинки в «Ниве». (2)Интересного было мало. (3)Никита зевнул, закрыл журнал и, подпершись, стал слушать. (4)Наверху, на чердаке, посвистывало, подвывало протяжно. (5)Вот затянуло басом - «ууууууууууу», - тянет, хмурится, надув губы. (6)Потом завитком перешло на тонкий, жалобный голос и засвистело в одну ноздрю, мучится до того уж тонко, как ниточка. (7)И снова спустилось в бас и надуло губы.

(8)Над круглым столом горит лампа под белым фарфоровым абажуром. (9)Кто-то тяжело прошел за стеной по коридору, должно быть, истопник.(10) Под лампой нежно зазвенели хрусталики.

(11)Истопник за стеной застучал железной дверцей, и слышно было, как он мешал угли в печи. (12)В комнате пахло теплой штукатуркой, вымытыми полами. (13) Было скучновато, но уютно. (14)А тот, на чердаке, старался, насвистывал: «юу-юу-юу-юу-ю».

(15)Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце. (16)Между огромных потолочных балок, засиженных голубями, валяются старые, продранные, с оголенными пружинами стулья, кресла и обломки диванов. (17)На одном таком креслице, у печной трубы, сидит «Ветер» : мохнатый, весь в пыли, в паутине. (18)Сидит смирно и, подперев щеки, воет: «Скуууучно». (19)Ночь долгая, на чердаке холодно, а он сидит один-одинешенек и воет.

(20)Никита слез со стула и сел около матушки. (21)Она, ласково улыбнувшись, привлекла Никиту и поцеловала в голову:

- Не пора ли тебе спать, мальчик?

(22)- Нет, еще полчасика, пожалуйста.

(23)Никита прислонился головой к матушкиному плечу. (24)В глубине комнаты, скрипнув дверью, появился кот Васька. (25)Хвост кверху, весь вид кроткий, добродетельный. (26)Разинув розовый рот, он чуть слышно мяукнул. (27)Васька, подойдя к матушке, глядел на нее зелеными, с узкой щелью, притворными глазами и мяукнул громче. (28)Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

(29)Ветер на чердаке завыл отчаянно.(30)И в это время за окнами раздался негромкий крик, скрип снега, говор голосов. (31)Матушка быстро поднялась со стула.

(32)- Боже мой! - проговорила матушка взволнованно. - Неужели это Анна Аполлосовна?.. В такой буран...

(33)Через несколько минут Никита, стоя в коридоре, увидел, как тяжело отворилась обитая войлоком дверь, влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, вся запорошенная снегом. (34)Она держала за руку мальчика в сером пальто с блестящими пуговицами и в башлыке. (35)За ними, стуча морозными валенками, вошел ямщик, с ледяной бородой, с желтыми сосульками вместо усов, с белыми мохнатыми ресницами. (36)На руках у него лежала девочка в белой, мехом наверх, козьей шубке. (37)Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

(38)Войдя, высокая женщина громко воскликнула:

- Александра Леонтьевна, принимай гостей!

(39)Это была матушкина приятельница, Анна Аполлосовна Бабкина, с детьми Виктором и Лилей.

(По А. Толстому)

Задания A1-A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1-A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1-A7 обведите кружком.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Чем занимался Никита в этот скучный вечер?»

1) Никита рассматривал картинки в «Ниве».

2) Никита слушал, наблюдал и представлял, что происходит на чердаке.

3) Никита ждал в гости матушкину приятельницу, Анну Апполосовну Бабкину, с детьми Виктором и Лилей.

4) Никита играл с котом Васькой.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «кроткий» (предлож. 25 ).

1) терпеливый

2) смирный

3) добродетельный

4) мягкий

A3. В каком предложении в качестве средства выразительности речи используется олицетворение?

1) Склонив голову на плечо ямщика, она лежала с закрытыми глазами, личико у нее было нежное и лукавое.

2) Ветер на чердаке завыл отчаянно.

3) Никите представилось, как на холодном темном чердаке нанесло снегу в слуховое оконце.

4) Никите показалось, что Васька что-то знает, о чем-то пришел сказать.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове интересного есть буква, которая обозначает непроизносимый согласный звук.

2) В слове шубке происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове зевнул все согласные звуки звонкие.

4) В слове дверь букв больше чем звуков.

А5. Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.

1) склонив 2) блестящими

3) горит 4)показалось

А6. В каком слове правописание приставки определяется значением присоединения?

1) прислонился 2) прошёл

3) представилось 4)принимай

А7. В каком слове правописание окончания зависит от того, что глагол относится к первому спряжению?

1) тянет 2) хмурится

3) смотрит 4) лечит

Задания B1-B7 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1-B7 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово «продранные » в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание (прил)+ (сущ.) «фарфоровый абажур» ( предложение 8 ), синонимичным (сущ.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения: «- Александра Леонтьевна, принимай гостей!»

Ответ: ___________________________.

В4.Среди предложений 1 - 5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________.

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.

Через несколько минут Никита, (1)стоя в коридоре,(2) увидел, (3) как тяжело отворилась обитая войлоком дверь(4), влетел клуб морозного пара и появилась высокая и полная женщина в двух шубах и в платке, (5)вся запорошенная снегом.

Ответ: ___________________________.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Разинув розовый рот,(1) он чуть слышно мяукнул. Васька, (2)подойдя к матушке, (3)глядел на нее зелеными, (4)с узкой щелью,(5) притворными глазами и мяукнул громче. Никите показалось, (6)что Васька что-то знает,(7) о чем-то пришел сказать.

Ответ: ___________________________.

А1-2; А2-2; А3-2; А4-1; А5-4; А6-1; А7-1; В1-порванные; В2-абажур из фарфора; В3-принимай; В4-3, 4, 5; В5-5; В6-3; В7-6, 7.

Вариант 5. КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ.

(1)Русская армия шла к Нарве. Тра-та-та, тра-та-та! - выбивали походную дробь полковые барабаны.

(2)Шли войска через старинные русские города Новгород и Псков, шли с барабанным боем, с песнями. (3)Стояла сухая осень. (4)И вдруг хлынули дожди. (5)Пооблетали листья с деревьев. (6)Размыло дороги». (7) Начались холода.(8) Идут солдаты по размытым дождем дорогам, тонут по колена солдатские ноги в грязи.

(9)Трудно солдатам в походе. (10)На мосту при переправе через небольшой ручей застряла пушка. (11)Продавило одно из колес гнилое бревно, провалилось по самую ось.

(12)Кричат солдаты на лошадей, бьют кнутами. (13)Кони за долгую дорогу отощали - кожа да кости. (14)Напрягаются лошаденки изо всех сил, а пользы никакой - пушки ни с места.

(15)Сгрудились у моста солдаты, обступили пушку, пытаются на руках вытащить.

- Вперед! - кричит один.

- Назад! - командует другой.

(16)Шумят солдаты, спорят, а дело вперед не движется. (17)Бегает вокруг пушки сержант. (18)Что бы придумать, не знает. (19)Вдруг смотрят солдаты - несется по дороге резной возок. (20)Подскакали сытые кони к мосту, остановились. (21)Вылез из возка офицер. (22)Взглянули солдаты - капитан бомбардирской роты.(23) Рост у капитана громадный, метра два, лицо круглое, глаза большие, на губе, словно наклеенные, черные, как смоль, усы. (24)Испугались солдаты, вытянули руки по швам, замерли.

(25)- Плохи дела, братцы, - произнес капитан.

(26)- Так точно, бомбардир-капитан! - гаркнули в ответ солдаты.

(27)Ну, думают, сейчас капитан ругаться начнет. (28)Так и есть. (29)Подошел капитан к пушке, осмотрел мост.

(30)- Кто старший? - спросил.

(31)- Я, господин бомбардир-капитан, - проговорил сержант,

(32)- Так-то воинское добро бережешь! - набросился капитан на сержанта. - Дорогу не смотришь, коней не жалеешь!

(34)- Да я... да мы... - заговорил было сержант.

(35)Но капитан не стал слушать, развернулся - и хлоп сержанта по шее! (36)Потом подошел опять к пушке, снял нарядный с красными отворотами кафтан и полез под колеса. (37)Поднатужился капитан, подхватил богатырским плечом пушку. (38) Солдаты даже крякнули от удивления. (39)Подбежали, навалились. (40)Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.

(41)Расправил капитан плечи, улыбнулся, крикнул солдатам:

- Благодарствую, братцы!

(42)Похлопал сержанта по плечу, сел в возок и поскакал дальше. (43)Разинули солдаты рты, смотрят капитану вслед.

(44)- Ну и дела! - произнес сержант. (45)А вскоре солдат догнал генерал с офицерами.

(46)- Эй, служивые, - закричал генерал, - тут государев возок не проезжал?

(47)- Нет, - ответили солдаты, - тут только и проезжал бомбардирский капитан.

(48)- Бомбардирский капитан? - спросил генерал.

(49)- Так точно! - отвечали солдаты.

(50)- Да какой же это капитан? Это сам государь Петр Алексеевич!

(По С. Алексееву)

Задания A1-A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1-A7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

Номера выбранных ответов на задания A1-A7 обведите кружком.

A1. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему солдаты разинули рты и смотрели капитану вслед?»

1) Капитан их отругал за то, что не могли вытащить пушку.

2) Капитан сам вытащил пушку из грязи.

3) Капитан не обратил внимания на проблемы солдат и поскакал дальше.

4)Капитан помог солдатам вытащить пушку и поблагодарил солдат.

A2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «дрогнула» (предлож.40 ).

1) затряслась

2) шевельнулась

3) дёрнулась

4) сотряслась

A3. В каком предложении в качестве средства выразительности речи используется фразеологизм?

1)Шумят солдаты, спорят, а дело вперед не движется.

2) Дрогнула пушка, вышло колесо из пролома, стало на ровное место.

3) Но капитан не стал слушать, развернулся - и хлоп сержанта по шее!

4) Кони за долгую дорогу отощали - кожа да кости.

А4. Укажите ошибочное суждение.

1) В слове жалеешь мягкий знак не служит для обозначения мягкости.

2) В слове Новгород происходит оглушение звонкого согласного звука.

3) В слове проезжал все согласные звуки твёрдые.

4) В слове бьют букв больше чем звуков.

А5. Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.

1) замерли 2) выбивали

3) походную 4) полковые

А6. В каком слове правописание приставки не зависит от последующего согласного?

1) взглянули 2) испугались

3) развернулся 4)подбежали

А7. В каком слове в суффиксе пишется две буквы н, потому что это слово образовано от глагола совершенного вида?

1) маринованный 2) наклеенные

3) старинные 4) барабанным

Задания B1-B7 выполните на основе прочитанного текста.

Ответы на задания B1-B7 записывайте словами или цифрами.

В1. Замените слово «гаркнули» в предложении 26 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ: ___________________________.

В2. Замените словосочетание (прил)+ (сущ.) «барабанный бой» ( предложение 2 ), синонимичным (сущ.) + (сущ.). Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ___________________________.

В3. Выпишите грамматическую основу предложения 35.

Ответ: ___________________________.

В4.Среди предложений 2 - 8 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.

Ответ: ___________________________.

В5. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Подбежали,(1) навалились. Дрогнула пушка, (2)вышло колесо из пролома,(3) стало на ровное место.

Расправил капитан плечи, (4)улыбнулся,(5) крикнул солдатам:

- Благодарствую,(6) братцы!

Похлопал сержанта по плечу,(7) сел в возок и поскакал дальше.

Ответ: ___________________________.

В6.Укажите количество грамматических основ в предложении 40. Ответ запишите цифрой.

Ответ: ___________________________.

B7. В приведѐнных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Шумят солдаты, (1)спорят,(2) а дело вперед не движется. Бегает вокруг пушки сержант. Что бы придумать,(3) не знает. Вдруг смотрят солдаты - несется по дороге резной возок. Подскакали сытые кони к мосту,(4) остановились.

Ответ: ___________________________.

А1-4; А2-3; А3-4; А5-1; А6-4; А7-2; В1- крикнули; В2-бой барабанов; В3-капитан не стал слушать, развернулся и хлоп; В4-2, 8; В5-6; В6-2; В7-2.

Ресурсы:

diktanty.ucoz.ru/publ/russkij_jazyk/diktanty_7_klass/kontrolnye_diktanty_7_klass/8-

claw.ru/book4/010.htm



© 2010-2022