Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс на тему: Инфинитив

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта по русскому языку 5 класс Составила: Давлатшина А.В.

№ урока

98

Дата проведения

15.02.16

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Тема урока

Инфинитив

Цели:

Образовательная: сформировать умение безошибочно определять инфинитив;
закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива;

Развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;

Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.

Оборудование

Мультимедийная доска, презентация, учебник по русскому языку в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой, рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой

Основные понятия

Инфинитив

ХОД УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

  1. Организационный момент (мотивация, самоопределение к учебной деятельности)

На доске записан эпиграф к уроку:

«Бороться и искать найти и не сдаваться» Вениамин Каверин.

- Доброе утро, ребята. Как ваше настроение? Я очень рада вас видеть. Готовы к получению новых знаний? Все ли присутствуют? Ну что ж, давайте начнем наш урок.

Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают, кто отсутствует.

Готовятся к работе на уроке.

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками) необходимые действия, операции.

  1. Проверка домашнего задания

- Что мы с вами изучали на прошлом занятии?

(глагол как часть речи)

-Что такое глагол? (Глаго́л - самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по: лицам, числам, временам, родам в прошедшем времени. Глагол может быть переходным и непереходным, изъявительного, условного, повелительного наклонения, совершенного и несовершенного вида. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.)

- Хорошо, практически все поняли и запомнили что это за часть речи - глагол. А теперь переходим к теме нашего сегодняшнего урока.

Отвечают по теме прошлого урока. Строят понятные для партнера высказывания. Рассказывают правило, выявляют пробел в знаниях.

Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

  1. Актуализация и пробное учебное действие

- Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

- В какой форме стоят глаголы в этом высказывании героя Вениамина Каверина?(в неопределённой)

- А можно ли по другому назвать неопределённую форму слова? (да, Инфинитив)

-Почему герой произведения выразил своё жизненно кредо именно в форме инфинитива? (в инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование этой формы глагола - это словно обобщение, оно словно подчеркивает всеохватность понятия).

- Запишите, пожалуйста, число в тетрадях.

- Давайте посмотрим на доску.(презентация)

-Итак, инфинитив - это…( слайд1)

- начальная, неопределённая форма глагола, называет действие, не указывает ни время, ни число, ни лицо, ни род. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (слайд 2)

- инфинитив имеет окончания -ть, -ти. У глаголов оканчивающихся на -чь (печь, лечь) -чь входит в состав корня. (слайд 3)

- инфинитив имеет следующие формообразующие суффиксы…(слайд 4)

- Ребята, перед вами четверостишье, которое поможет вам запомнить эти суффиксы (слайд 5)

- В предложении, как мы видим (слайд 6), инфинитив может выступать любым членом предложения.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.

  1. Выявление места и причины затруднения

- Немного поиграем . Я называю слова, а вы говорите какое здесь лишнее.

ИГРА «4 ЛИШНИЙ»

Принести, пойти, печь, лежит

Лежать, смотреть, написал, писать

Вышел, идти, кричать, бежать

Видел, оканчиваться, примирять, одевать

- Что объединяет эти слова? (инфинитив)

- Чем они отличаются?(вопросами)

Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.


  1. Физкультминутка

Поднимает руки класс - это «раз».

Повернулась голова - это «два».

Руки вниз, вперед смотри - это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать - это «пять».

Всем ребятам надо сесть - это «шесть».

Быстро встали, улыбнулись.

Выше-выше потянулись.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

И на месте побежали.

Сели, встали.

- спасибо присаживайтесь. Умнички.

Выполняют движения в соответствии с текстом.


  1. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

- Продолжаем урок.

- С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

- Какова тема нашего урока?

- Запишите тему урока, упражнение 375. (к доске выходит учащийся).

- В данном упражнении нам нужно найти глаголы и записать их в форме инфинитива, подобрать синонимы к выделенным словам.

Обучающиеся формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, записывают тему, упражнение. Один учащийся работает у доски.

Личностные: понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно)необходимые действия.

  1. Творческая практическая деятельность

-Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределённой форме?

- Откройте учебники на стр.54-55, прочитайте правило.

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с классом делают выводы.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения.

  1. Первичное закрепление

- Давайте поиграем с вами в игру: «Будь внимателен»

- Я читаю фразеологизмы, а вы заменяете их инфинитивом.

Зарубить на носу…(запомнить)

Клевать носом….(дремать)

Пропустить мимо ушей….(прослушать)

Вставлять палки в колёса…(мешать)

Делать из мухи слона….(преувеличивать)

Обвести вокруг пальца….(обмануть)

Держать язык за зубами….(молчать)

Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, участвуют в игре.

Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности

Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме.

Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

(слайд 7)

- Перепишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните инфинитивы, выпишите инфинитивы с приставкой.

Выполняют упражнение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель;

  1. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали о глаголе?

- На какие вопросы отвечает инфинитив?

- какие окончания может иметь инфинитив?

- Почему данные глаголы так называются?

Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их и по необходимости дополняют ответы.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Регулятивные: оценивают свою работу.

  1. Домашнее задание

(слайд 8)

Параграф 50, стр. 54-55, учить правило, выполнить упражнение 376.

Записывают домашнее задание.



© 2010-2022