- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс на тему: Инфинитив
Технологическая карта урока по русскому языку 5 класс на тему: Инфинитив
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Давлатшина А.В. |
Дата | 23.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Технологическая карта по русскому языку 5 класс Составила: Давлатшина А.В.
№ урока
98
Дата проведения
15.02.16
Тип урока
Урок усвоения новых знаний
Тема урока
Инфинитив
Цели:
Образовательная: сформировать умение безошибочно определять инфинитив;
закрепить правописание мягкого знака в конце инфинитива;
Развивающая: развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
Воспитательная: воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Оборудование
Мультимедийная доска, презентация, учебник по русскому языку в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой, рабочая тетрадь по русскому языку в 2-х частях под редакцией Л.М.Рыбченковой
Основные понятия
Инфинитив
ХОД УРОКА
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД
-
Организационный момент (мотивация, самоопределение к учебной деятельности)
На доске записан эпиграф к уроку:
«Бороться и искать найти и не сдаваться» Вениамин Каверин.
- Доброе утро, ребята. Как ваше настроение? Я очень рада вас видеть. Готовы к получению новых знаний? Все ли присутствуют? Ну что ж, давайте начнем наш урок.
Приветствуют учителя, участвуют в диалоге с учителем, отвечают, кто отсутствует.
Готовятся к работе на уроке.
Познавательные: понимают познавательную задачу.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками) необходимые действия, операции.
-
Проверка домашнего задания
- Что мы с вами изучали на прошлом занятии?
(глагол как часть речи)
-Что такое глагол? (Глаго́л - самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние или действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? Изменяется по: лицам, числам, временам, родам в прошедшем времени. Глагол может быть переходным и непереходным, изъявительного, условного, повелительного наклонения, совершенного и несовершенного вида. Как правило, в предложении глаголы выступают в качестве сказуемого.)
- Хорошо, практически все поняли и запомнили что это за часть речи - глагол. А теперь переходим к теме нашего сегодняшнего урока.
Отвечают по теме прошлого урока. Строят понятные для партнера высказывания. Рассказывают правило, выявляют пробел в знаниях.
Коммуникативные: слушают, отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
-
Актуализация и пробное учебное действие
- Ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.
- В какой форме стоят глаголы в этом высказывании героя Вениамина Каверина?(в неопределённой)
- А можно ли по другому назвать неопределённую форму слова? (да, Инфинитив)
-Почему герой произведения выразил своё жизненно кредо именно в форме инфинитива? (в инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование этой формы глагола - это словно обобщение, оно словно подчеркивает всеохватность понятия).
- Запишите, пожалуйста, число в тетрадях.
- Давайте посмотрим на доску.(презентация)
-Итак, инфинитив - это…( слайд1)
- начальная, неопределённая форма глагола, называет действие, не указывает ни время, ни число, ни лицо, ни род. Отвечает на вопросы: что делать? что сделать? (слайд 2)
- инфинитив имеет окончания -ть, -ти. У глаголов оканчивающихся на -чь (печь, лечь) -чь входит в состав корня. (слайд 3)
- инфинитив имеет следующие формообразующие суффиксы…(слайд 4)
- Ребята, перед вами четверостишье, которое поможет вам запомнить эти суффиксы (слайд 5)
- В предложении, как мы видим (слайд 6), инфинитив может выступать любым членом предложения.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для одноклассников и учителя высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов.
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.
Коммуникативные: слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли.
-
Выявление места и причины затруднения
- Немного поиграем . Я называю слова, а вы говорите какое здесь лишнее.
ИГРА «4 ЛИШНИЙ»
Принести, пойти, печь, лежит
Лежать, смотреть, написал, писать
Вышел, идти, кричать, бежать
Видел, оканчиваться, примирять, одевать
- Что объединяет эти слова? (инфинитив)
- Чем они отличаются?(вопросами)
Обдумывают ответы на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи.
Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.
Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.
-
Физкультминутка
Поднимает руки класс - это «раз».
Повернулась голова - это «два».
Руки вниз, вперед смотри - это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам надо сесть - это «шесть».
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
И на месте побежали.
Сели, встали.
- спасибо присаживайтесь. Умнички.
Выполняют движения в соответствии с текстом.
-
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Продолжаем урок.
- С какой формой глагола мы познакомились на уроке?
- Какова тема нашего урока?
- Запишите тему урока, упражнение 375. (к доске выходит учащийся).
- В данном упражнении нам нужно найти глаголы и записать их в форме инфинитива, подобрать синонимы к выделенным словам.
Обучающиеся формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем, записывают тему, упражнение. Один учащийся работает у доски.
Личностные: понимают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха.
Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно)необходимые действия.
-
Творческая практическая деятельность
-Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределённой форме?
- Откройте учебники на стр.54-55, прочитайте правило.
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с классом делают выводы.
Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения.
-
Первичное закрепление
- Давайте поиграем с вами в игру: «Будь внимателен»
- Я читаю фразеологизмы, а вы заменяете их инфинитивом.
Зарубить на носу…(запомнить)
Клевать носом….(дремать)
Пропустить мимо ушей….(прослушать)
Вставлять палки в колёса…(мешать)
Делать из мухи слона….(преувеличивать)
Обвести вокруг пальца….(обмануть)
Держать язык за зубами….(молчать)
Выполняют упражнение, отвечают на вопросы, участвуют в игре.
Личностные: имеют желание осваивать новые виды деятельности
Познавательные: выполняют учебно- познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения.
-
Самостоятельная работа с самопроверкой
(слайд 7)
- Перепишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы, подчеркните инфинитивы, выпишите инфинитивы с приставкой.
Выполняют упражнение.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель;
-
Рефлексия
- Что нового вы сегодня узнали о глаголе?
- На какие вопросы отвечает инфинитив?
- какие окончания может иметь инфинитив?
- Почему данные глаголы так называются?
Отвечают на вопросы, слушают одноклассников, оценивают их и по необходимости дополняют ответы.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли; высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные: оценивают свою работу.
-
Домашнее задание
(слайд 8)
Параграф 50, стр. 54-55, учить правило, выполнить упражнение 376.
Записывают домашнее задание.