Урок русского языка на тему: ПравоописаниеНе с причастиями

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 7 классе



Не с причастиями





Учитель: Бенли Елена Алексеевна





Урок русского языка в 7 классе

Тема: Не с причастиями

Цели: ознакомить с правилами написания не с причастиями, формировать умение различать не- приставку, не- часть корня, не - частицу; повторить написание не с другими частями речи; повторить знаки препинания в предложениях с обособленными определениями, выраженными причастными оборотами; формировать навыки аналитической деятельности.

Оборудование: учебные тексты, таблицы, интерактивная доска.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний.

Причастие - часть речи, с которой мы познакомились только в 7 классе, но уже почти все знаем о ней.

Вопросы классу:

1) Что такое причастие?

2) Как образуются причастия, как мы их узнаем?

3) Что такое причастный оборот?

4) На доске предложения:

Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой, красою тихою,

Блистающей смиренно…

А.С. Пушкин

Задание: Найдите в предложении причастный оборот, обозначьте графически. Укажите определяемое слово.

5) Найдите причастия среди этих слов:

Ненастный, нелепый, негодующий, непоседа, невежа, ненавидящий, недоумевать, невзлюбила.

6) Что объединяет эти слова? Почему они пишутся с не слитно? ( Слово без не не употребляется). Какие части речи здесь еще встретились?

Вывод: причастия, которые без не не употребляются, пишутся слитно.

III. Мотивация учебной деятельности.

А можем ли мы сразу определить, как будут писаться следующие причастия с не ?

(Не)замеченная ошибка; гласные, (не)проверяемые ударением; (не)продуманный ответ;

решение (не)продумано; работа (не)закончена; (не)законченное сочинение; еще (не)прочитанная мною книга; (не)обжитый строителями, а заброшенный край; (не)обозримая равнина; никем (не)нарушаемая тишина.

Слушаем варианты ответов, учащиеся испытывают затруднения.

Учитель: Конечно, мы не можем определить, как будут писаться данные причастия с не. Необходимо знать правило. Попробуем составить алгоритм.

IV. Изучение нового материала.

1.Определяем и записываем тему урока.

Слитное и раздельное написание не с причастиями.

2. Построение алгоритма.

1) Первое, что мы для себя уже выяснили? Каким будет первый шаг? Что мы должны определить в первую очередь?

Употребляется ли слово без не?

ДА НЕТ

(слитно)

2)Приступаем к работе. Предлагаю вашему вниманию загадку. На доске - текст загадки:

Поле не меряно,

овцы не считаны,

пастух рогат.

(небо, звезды, месяц).

В какой форме здесь причастия? Как они пишутся с не?

Вывод: Если причастие в краткой форме, то с не оно пишется раздельно.

3) Работа в группах.

Ребята, вы получили карточки, здесь даны примеры предложений, в которых встречаются причастия с не. Прочитайте и сделайте выводы.

Недомогающий Яков вот уже три недели не появлялся на работе. Недопонятый обществом стих, не принес популярности его автору. Мария понимала, что ходить по неосвещенным улицам очень опасно. Рыбаки поспешно надевали на себя непросохшую одежду. Не изведавшие всех уловок тактики врага, молодые солдаты после первого же боя оказались в плену. Вдали виднелись сады, но не обожженные, а заросшие густой травой. Василий понимал, что предстоящий экзамен не выучен.

4) После работы с заданием учащиеся выстраивают алгоритм «не» с причастиями.

1.Употребляется ли слово без не?

ДА НЕТ

(слитно)

2. Полное или краткое?

ДА (раздельно)

3.Есть ли противопоставление с союзом а или зависимое слово?

ДА НЕТ

(раздельно) (слитно)

Записываем алгоритм в тетради.

3. Теперь, имея алгоритм, мы можем вернуться к первому заданию. Выписываем сначала краткие причастия: решение не продумано, работа не закончена; с противопоставлением: не обжитый строителями, а …; с зависимыми словами: гласные не проверяемые ударением, еще не прочитанная мною книга, никем не нарушаемая тишина; все остальные: незамеченная ошибка, непродуманный ответ, незаконченное сочинение, необозримая равнина.

Выписываем слова, объясняем написание.

4. Ознакомление с материалом учебника. (Обращаем внимание на то, что не открывали учебник, материал новый, но мы уже все знаем и поняли без учебника. Читаем правило, делаем выводы, что в учебнике то же самое, но алгоритмом пользоваться проще.

V. Домашнее задание. Алгоритм оформить на листе А-4, дополнить примерами.(по три примера к каждому случаю).

VI. Вывод по теме урока, обращение к алгоритму, ученик объясняет правило.

VII. Обобщение, систематизация, контроль знаний.

Комментированное письмо: непримятая трава; трава не примята; не примятая машинами трава; не забытая, а созданная вновь песня; невыученное стихотворение; лошадь не запряжена; неприкрытая форточка.

VIII. Рефлексия, подведение итогов.

1) Как пишется не с различными частями речи? Привести примеры.

2) Как пишется не с причастиями? Привести примеры.

Выставление оценок за работу на уроке.


© 2010-2022