- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-повторение по русскому языку в 5 классе Лингвистический круиз
Урок-повторение по русскому языку в 5 классе Лингвистический круиз
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Халитова А.С. |
Дата | 30.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
«Лингвистический круиз»
Урок-путешествие в 5 классе
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с.Мраково Халитова А. С.
2009 год
Цель: а) обобщить и закрепить навыки и умения учащихся по грамматике;
б) развивать интерес к изучению слова;
в) воспитывать чувство коллективизма.
Оборудование: Проектор, карта путешествия, задания с карточками, доска, рыбки (даются ученикам за правильные ответы), маршрутный лист с оценками, медали за первые и вторые места, клад в сундучке (словарик русского языка), толковый словарь, тетради, картина Айвазовского «Черное море»..
Ход урока:
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный урок, а урок- круиз. И тема нашего урока: «Лингвистический круиз». Открываем тетради, записываем сегодняшнее число, классная работа и тему урока. К нам руки попала пиратская карта, на которой изображено, где пираты зарыли свой клад. Пройдя по следам пиратов, мы просто обязаны найти этот клад первыми. Отправимся мы в круиз по морю на двух кораблях, на каждом корабле будет свой капитан. А что же такое круиз? В толковом словаре написано:
На проекторе появляются два корабля:
«Храбрый». «Отважный».
Команды выбирают себе название корабля и назначают капитанов. Учитель знакомит учеников с картой и маршрутом плавания. За задания команды получают оценки и за дополнительные вопросы получают «рыбки», которые подсчитываются в конце урока и выявляется «Знаток русского языка».
Учитель: И начать урок хотелось бы с отрывка из книги Л.Успенского «Слово о словах».
Очень ли важно русское правописание?
… Вспоминается мне маленький, почти разбитый снарядами городок в дни Великой Отечественной войны, дорога от наших постов к его окраинам и столб возле дороги. На столбе стрела и странная надпись: «Оптека».
Я и еще несколько офицеров стояли перед этим столбом и крепко ругали чудака, который такую надпись сделал. Как нам теперь было понять: что находилось там, за углом, на улицах городка, по которым уже свистели фашистские пули? Если там и верно «аптека» - дело одно: надо немедленно послать туда бойцов, не считаясь с опасностью, вывести все лекарства, какие там могли остаться, бинты, йод. Все это было нам очень нужно. Если же «оптика» - так ни очки, ни фотоаппараты нас в тот момент не интересовали.
«И как только грамотный человек может такое написать?» - ворчал майор.
(Текст на проекторе).
Учитель: Зачем нужно правильно писать, говорить и изучать русский язык? На этот вопрос мы ответим, ребята, с вами в конце урока. На доске висит маршрутный лист, на котором выставляются оценки за каждое задание.
Маршрутный лист
№
Движение по карте
«Отважный»
«Храбрый»
1
Порт «Теоретический»
2
«Фонетическое» побережье
3
Пролив «Синтаксический»
4
Море «Лексики»
Учитель: Наше путешествие начинается с порта «Теоретический». Прежде чем отправиться в путь каждый должен проверить свой багаж. Хватит ли нам пресной воды, пищи и других вещей. А в нашем случае мы проверим крепок ли наш багаж знаний для такого круиза. Что же такое круиз? Давайте найдем лексическое значение слова в толковом словаре (ученик, нашедший первым значение слова, громко читает его).
-
Порт «Теоретический».
Капитаны выбирают карточку-задание и выбирают из команды того, кто будет отвечать (устно).
Карточка 1.
-
Что изучает фонетика?
-
Как выполняется фонетический разбор?
-
Что изучает синтаксис?
-
Как выполняется синтаксический разбор предложения?
Карточка 2.
-
Что изучает лексика?
-
«Слово - это великое дело. Им можно возродить, можно и убить человека». Как вы понимаете эти слова?
-
Что такое пунктуация?
-
Когда в предложении между подлежащим и сказуемым ставится тире?
На проекторе появляются правильные ответы:
Фонетика - раздел науки о языке, который изучает звуки речи.
Лексика - от гр. слова лексис - слово, выражение, оборот. Это словарный состав языка.
Синтаксис - (гр.- составление, построение) - наука о строении словосочетаний и предложений.
-
«Фонетическое» побережье.
Задание - выполнить фонетический разбор слов (в тетрадях).
Корабль «Храбрый» - реченька, корабль «Отважный» - яблонька.
После выполнения задания команды обмениваются тетрадями и проверяют фонетические разборы друг друга, для чего разборы всех слов появляются на проекторе.
Учитель: Ребята на что вы обратили внимание при разборе? Какое правило встречается во втором слове? Кто расскажет нам его? Отправляемся дальше. Проплываем через «Синтаксический пролив».
-
Пролив «Синтаксический».
Отрывки из стихотворения С.А. Есенина «Восход солнца» на проекторе. Учащиеся переписывают их в тетради и выполняют задания.
Отрывок для 1-ой команды.
Лучи солнышка высоко
Отразили в небе свет,
И рассыпались далеко
От них новые в ответ.
Отрывок для 2-ой команды.
Лучи ярко золотые
Осветили землю вдруг,
Небеса уж голубые
Расстилаются вокруг.
Задания:
-
Подчеркните главные и второстепенные члены предложения.
-
Определите, какое это предложение: простое или сложное?
-
Составьте схему предложения.
-
Выпишите два словосочетания и сделайте их разбор.
-
Полундра (физкультминутка).
-
Море «Лексики».
Учитель: И так ребята мы с вами попадаем в море «Лексики». В этом море водится много рыбы. Это омонимы, антонимы, синонимы, многозначные слова и фразеологизмы. Мы начнем с синонимов. Кто нам скажет, что такое синонимы? А названия наших кораблей будут синонимами? Дополните ряд (смелый).
-
На доске картина И.К.Айвазовского «Черное море». Первая команда должна, используя синонимы и антонимы описать море, а вторая команда небо.
-
Антонимы.
Отгадайте загадки:
Я антоним к слову «лето», Я антоним к слову «смех»,
В шубу снежную одета, Не до радости - утех
Хоть люблю мороз сама, Я бываю поневоле
Потому что я …(зима). От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадайтесь? Это …(плачь).
Подберите антонимы к словам:
Задание написано на доске для каждого игрока команды, участники выходят и пишут антоним.
-
Сладкий - Узкий -
-
Добрый - День -
-
Веселый - Трудолюбивый -
-
Длинный - Рано-
-
Умный - Темнота -
-
Тишина - Холодно-
Учитель: Работа с иллюстрациями. Лодка уткнулась носом о берег.
Вся школа пошла на субботник.
Артиллерист чистит ствол пушки.
У Владика горели щеки.
Мороз сковал ручку.
Долее ребята должны угадать, какой фразеологизм изображен?
Кот наплакал.
Совать палки в колеса.
Водить за нос.
Учитель: А что же такое фразеологизм?
И так, мы проплыв море «Лексики» достигаем пиратского клада. Но чтобы найти его в нашем кабинете мы должны собрать слово, которое состоит из 9 букв и 9 звуков. А слово это сейчас очень часто употребляется, для того чтобы больше знать, мы пользуемся этим предметом и на уроке мы его сегодня использовали.
Это слово: КОМПЬЮТЕР. За компьютером сундучок, в котором находится словарь русского языка и медали для победителей игры.
Учитель: А зачем же пираты словарь назвали кладом?
На проекторе появляются пословицы и поговорки о слове и языке.
Живое слово дороже мертвой буквы.
Бритва скребет, слово режет.
Хорошую речь приятно послушать.
Хоть слово не обух, а от него люди гибнут.
Подведение итогов урока.
Оценивание учащихся.
Выявление команды-победителя и «Знатока русского языка» (сосчитав количество заработанных рыбок).
Домашнее задание - написать в тетрадях сочинение-рассуждение «Почему нужно изучать русский язык?»