- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Мастер-класс по теме Готовимся к сочинению
Мастер-класс по теме Готовимся к сочинению
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Деманова Е.А. |
Дата | 11.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Деманова Е.А..,
учитель русского языка и литературы
высшей категории МБОУ « Кувакинская СОШ»
Мастер-класс
в рамках РМО
«Готовимся к итоговому сочинению»
- Коллеги, давайте вспомним направления итогового сочинения в прошлом 2014-2015 учебном году (слайд 2) и сравним с направлениями года нынешнего (слайд 3). Поделитесь своими мыслями по этому поводу.
-Да, направления нынешнего года - это концепты русской культуры, главные нравственно-философские и ценностные понятия. Немаловажно, что эти категории есть суть хронотоп (модель пространственно-временных отношений), понятия, лежащего в основе любого произведения. Но пространство и время художественного произведения существуют не как изолированные категории - они взаимодействуют по законам бытия - жизни. А что такое «дом» и «любовь» как не жизнь?
- А как вы думаете, почему в наш техногенный век, когда вслух говорят о том, что «гуманитарии нам не нужны- нужны технари», 2015 год объявлен Годом литературы?
-Согласна, самая большая ценность народа - язык, на котором он говорит, язык - это душа народа. Русский язык дал человечеству лучшую в мире литературу, что является общепризнанным. Со времён древнерусской литературы русское слово глубоко человечно, нравственно исповедально. Что же мы видим в последние двадцать лет в России в области языковой культуры? Ответ очевиден, как очевиден и ответ на мой предыдущий вопрос.
-Давайте ещё раз вместе взглянем на комментарии специалистов ФИПИ к названным направлениям, чтобы убедиться, насколько они широки, и лишены каких-либо рамок.
-А сейчас я приглашаю вас стать участниками мастер-класса, чтобы вместе - здесь и сейчас - написать сочинения по 4 направлениям. Для этого разделимся на 4 группы. Каждая группа выбирает себе направление для работы.
- Для начала подумайте, какие ассоциации вызывает у вас это слово, и запишите их.
( представители каждой группы по очереди зачитывают слова-ассоциации)
- Посмотрите, как много слов повторялось вами: жизнь, родина, семья, друзья, близкие.
- А сейчас попробуйте в нескольких предложениях выразить свое понимание выбранного вами понятия.
(работа в группах)
-Давайте вспомним, какие литературные произведения (небольшие по объемы) текстуально хорошо известны нашим детям? Из 9 класса однозначно «Судьба человека» М.Шолохова, «Матренин двор» А.Солженицына, как правило, на учеников производит большое впечатление рассказ К.Паустовского «Телеграмма», а также тексты, изученные только что в 11 классе. А ещё сегодня я хочу напомнить вам рассказ И.А.Бунина «Холодная осень». Давайте послушаем его сейчас ещё и затем, чтобы убедиться, как необходимо для учеников чтением текста учителем вслух.
(чтение рассказа)
- Найдите в тексте (тексты есть у каждой группы) проявления базовых мотивов бунинского рассказа: жизнь, любовь, семья, дом, время, смерть, вечность - и запишите свои наблюдения в виде тезисов.
Теперь же нам останется только ввести развернутые тезисы в сочинение и добавить ещё по одному аргументу из текстов, названных ранее. Ну и не забыть сделать вывод, обобщение, вернувшись для этого к началу нашего сочинения.
- Я предлагаю вам провести такой мастер-класс со своими учащимися, прочитав им рассказ Ф.Абрамова «Потомок Джима». (Даже если они с ним знакомы!)
-Завершая нашу совместную работу над сочинением, я хочу напомнить слова Д.С.Лихачева: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде. Чтобы научиться писать, надо писать! Нельзя обставить себя хорошими рекомендациями, как писать, и сразу начать писать правильно и хорошо: ничего не выйдет!» А потому - будем писать!