• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • Педагогический проект Системно=деятельностный подход как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на новые стандарты

Педагогический проект Системно=деятельностный подход как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на новые стандарты

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 175»

Ленинского района города Новосибирска





Педагогический проект



Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на новые стандарты




Черных Людмила Ивановна,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

2012 г.


« ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА» ПРОЕКТА


Фамилия, имя, отчество автора

Черных Людмила Ивановна

Название образовательного учреждения

муниципальное бюджетное образовательное учреждение города Новосибирска

«Средняя общеобразовательная школа № 175»

Вид проекта

Учебный

Тема

Системно-деятельностный подход как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на новые стандарты

Цель проекта

Моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе.

Методические задачи

- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;

- осуществить отбор методов и приёмов работы по применению системно-деятельностного подхода конкретно с учётом специфики предмета «Русский язык. Литература»;

- разработать систему заданий в соответствии с системно-деятельностным подходом;

- определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

Ведущая идея инновационного проекта

Использования технологии деятельностного метода позволит

осуществить целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.

Применяемые технологии

- Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

- Технология личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская)

-Идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина,Л.В Занкова, В.В.Давыдова )

- Технология проектной и исследовательской деятельности.

Предметные области, в рамках которых проводится проект

Русский язык. Литература

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

5-11классы

Программно - техническое обеспечение

Мультимедийный компьютер;

Мультимедиапроектор;

Средства телекоммуникации (выход в Интернет)

Экран



Введение

Сегодня школа стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить таких учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Принципиальным отличием стандартов нового поколения является их ориентация на результат образования.

Стандарт второго поколения перестает быть «обязательным минимумом», становится «обязательной базой», позволяющей обеспечить максимально возможное многообразие жизненного выбора.

На первый план выходит развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. Наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям.

Системно-деятельностный подход предполагает:

- воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества;

- переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

- признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

- обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями).

Данный инновационный проект является логическим звеном в общей системе работы школы и ставит своей целью моделирование системы работы учителя - словесника, обеспечивающей реализацию системно-деятельностного подхода как средство повышения качества обучения русскому языку и литературе.

Для решения изложенной проблемы и достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

- изучить и проанализировать состояние проблемы в педагогической теории и практике;

- осуществить отбор методов и приёмов работы по применению системно-деятельностного подхода конкретно с учётом специфики предмета «Русский язык. Литература»;

- разработать систему заданий в соответствии с системно-деятельностным подходом;

- определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

Содержание методических задач определило этапы исследования и план деятельности.

1. Этапы реализации проекта:

Подготовительный:

2011-2012 учебный год

-Изучение теоретических основ проблемы;

-разработка модели;

-создание «банка» системно-деятельностных заданий

Поисково-экспериментальный:

2012 - 2013 учебный год

-Апробирование модели;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.

Заключительный:

2013-2014 учебный год,

2014-2015 учебный год

- Оценка эффективности модели;

- анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

2. Теоретические основы технологии деятельностного метода.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности - означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности - предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса - заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности - предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности - предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества - означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Представленная система дидактических принципов обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современных образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.

Сформулированные выше дидактические принципы задают систему необходимых и достаточных условий организации непрерывного процесса обучения деятельностной парадигме образования.

3. Методологические основы.

Понятие системно - деятельностного подхода в обучении было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Это была попытка объединения взглядов на системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б. Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов и целого ряда исследователей), и деятельностный, который всегда был системным (его разрабатывали Л. С. Выготский, Л. В. Занков, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов и многие другие исследователи).

В своем опыте я реализую:

- Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)- Д.Дьюи, Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.;

- технологию личностно-ориентированного подхода ( И.С. Якиманская);

- идеи развивающего обучения (П.Я.Гальперина, Л.В Занкова, В.В.Давыдова );

- технологию проектной и исследовательской деятельности.

Системно-деятельностный подход не является чем-то чуждым для истории отечественной педагогики и может рассматриваться как логическое продолжение развития лучших педагогических идей и концепций передовой педагогической практики.

4. Технология опыта.

За основу своей системы работы я взяла технологию деятельностного метода, нацеленную на формирование у обучающихся деятельностных способностей.

Идея простая: в универсуме деятельности выделить те виды деятельности, которыми должен овладеть выпускник школы, и построить такую структуру урока и дидактические условия его организации, которая бы системно тренировала способности детей к осуществлению этих видов деятельности.

На понятийных основаниях теории деятельности теоретически обоснована и практически апробирована дидактическая система развивающего обучения, в которой:

1) осуществлен синтез идей ведущих отечественных педагогов и психологов о способах включения ребёнка в учебно-познавательную деятельность;

2) обеспечена преемственность с традиционной моделью обучения, что позволяет перейти к её реализации в практическом преподавании эволюционным, а не революционным путём.

Любая система деятельности, в том числе и система образования, функционирует в соответствии с целями, которые реально контролируются в данной системе.

Технология деятельностного метода включает в себя следующую последовательность деятельностных шагов:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо");
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу");
3) устанавливаются тематические рамки ("могу").

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий (ЗУН), достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо" - "могу" - "хочу") и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем - побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися (в форме мозгового штурма), и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания на применение нового типа действия и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе новое знание включается в систему знаний.

При организации этого этапа подбираются задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий..

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются цели последующей деятельности.

Разработанная последовательность деятельностных шагов обеспечивает реализацию деятельностного метода.

Интегративный характер технологии деятельностного метода обосновывается реализацией в ней как традиционного подхода к обучению (этапы 1,2,5-8), так и введением в практику работы учителей идей из новых концепций развивающего образования П.Я.Гальперина (этапы 3-7), Л.В. Занкова (завершение этапа 2), В.В.Давыдова (этапы 3,4,6,8) и др. Таким образом, данная технология используется в практической работе как базовая модель, предоставляющая учителю метод подготовки и проведения уроков в соответствии с новыми целями образования.

Необходимость индивидуального подхода к обучению детей, значение единой образовательной стратегии средней школы как основного условия успешной работы с детьми, заложена в технологии личностно -ориентированного обучения, разработанной учёными Г.Г. Кравцовой, Т.А. Матис, Ю.А. Полуяновой, В.В. Рубцовой, Г.А .Цукерман, И.С. Якиманской..

Поэтому применение такого подхода также считаю необходимым в работе учителя - словесника.

Возможности активного включения учащихся в различные виды деятельности, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде, развитие навыков и умений адаптироваться к изменяющимся условиям жизни человека предоставляет метод проектов. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:

• Когнитивные - познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями.

• Организационные - овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат.

• Креативные - умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

• Коммуникативные - развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

Развивать мышление, обучить формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний позволяет технология исследовательской деятельности учащихся.

В ходе исследовательской деятельности учащиеся:

• учатся умению самостоятельно добывать знания;

• испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

• развивают навыки самоорганизации;

• формируют адекватную самооценку;

• приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

• осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Метод проектов и технология исследовательской деятельности - необходимое условие деятельностного подхода.

Помогают сохранять высокую мотивацию к изучению предмета, а также реализовать идеи и технологии деятельностного подхода компетентностно - ориентированные задания. Компетентностным является то задание, которое имеет не только учебное, но и жизненное обоснование и не вызывает у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Каждая составляющая компетентностно-ориентированного задания подчиняется определенным требованиям, обусловленным тем, что компетентностно-ориентированное задание организует деятельность учащегося, а не воспроизведение им информации или отдельных действий, как это бывает при выполнении учебных заданий.

Структура компетентностно-ориентированного задания:

Стимул погружает в контекст задания и мотивирует на его выполнение.

Задачная формулировка точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания.

Источник информации содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания.

Бланк для выполнения задания задает структуру предъявления учащимся результата своей деятельности по выполнению задания.

 Инструмент проверки: определяет количество баллов за каждый этап деятельности. Он может быть представлен аналитической шкалой, модельным ответом - это перечень вероятных верных и частично верных ответов для задания открытого типа с заданной структурой ответа. Может быть представлен ключом теста, эталоном результата выполнения учащимся задания закрытого типа.

Таким образом, ведущей педагогической идеей инновационного проекта является разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка и литературы, которое позволит осуществить целенаправленное формирование ключевых компетенций у обучающихся, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности.

5. Новизна проекта

Опыт по реализации данного проекта можно обозначить скорее как репродуктивно-рационализаторский, поскольку данный вопрос уже разрабатывался отечественными и зарубежными педагогами.

Новизна педагогического проекта заключается в системном подходе к проблеме, обозначенной в работе, в отборе и оптимальном сочетании различных педагогических технологий. Инновационность и новизна достигаются также использованием в практике преподавания предмета педагогических «находок» (таблица саморефлексии, заполняемая в течение урока», игра «Заработай бонус», формирующая мотивацию к творческой деятельности, приём «Инвентаризация», применяемый для актуализации изученных способов действий (ЗУН), достаточных для построения нового знания, их обобщение и др.

6. Предполагаемые образовательные результаты:

 формирование ключевых компетенций школьников;

· совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией, способностью сотрудничества и преодоления конфликтов в групповой и коллективной деятельности;

· высокий уровень мотивации к изучению русского языка и литературы;

· повышение качества знаний в процессе преподавания предмета;

· высокая творческая активность личности, проявляющаяся не только в учебной деятельности, но и во внеклассной.

7. Способы диагностики.

Традиционно оценивание осуществляется на основе субъективной оценки учителем качества ответа ученика или выполненной работы путем сравнения ее с неким эталоном, а часто ещё и «со скидкой» на предполагаемые умственные способности; механической количественной процедуры, когда оценка определяется через число допущенных ошибок (например, диктант или тесты).

Оба варианта оказываются непригодными в условиях деятельностного подхода. Здесь требуется набор объективных и в то же время качественных критериев, т.е. при помощи критериального оценивания. Примеры инструментария критериального оценивания приведены в Приложении №1.

По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и ее результаты.

Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы в условиях деятельностного подхода учитель должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, ученик должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения из предложенных заранее как минимум двух дат, привлекать дополнительные источники информации (грамотное обращение к словарю может принести дополнительный балл, а помощь соседа может снять баллы), апеллировать выставленную учителем оценку. По результатам работы учитель обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы ученика (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).

Для оценки уровня сформированности надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта у учащихся педагогам можно использовать тот огромный арсенал методик, который уже накоплен в российской системе образования. В основном это методы анкетирования и тестирования. В своей работе я применяю опубликованную в издании под редакцией Ушаковой И.А. систему диагностики и оценки надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся Достоинством приведенных методик является их универсальность, удобство и экономичность в проведении исследования и обработке результатов. Примеры методик приведены в Приложении №2.

Дать оценку уровня сформированности компетентностей познавательной деятельности и интеграции позволяют традиционные контрольно-оценочные формы.

8. Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта.

Осуществляемая модель деятельностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

1. Стопроцентная успеваемость по русскому языку и литературе.

2. Повышение процента качества образования по литературе - от 25% до 39%.

3. Успешная сдача ГИА.

4. Результативность исследовательской, проектной деятельности.

5. Развитие творческого потенциала учащихся .

6. Активность жизненной позиции школьника.

7. Высокая мотивация деятельности.

Доказательством являются многочисленные победы моих учеников в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий.

Вышеназванные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.

9. Свидетельства достижения результатов - Приложение № 3.











Список литературы

1. Дмитриев C.B. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения // Школьные технологии. 2003. - № 6. - С. 30-39.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - Правительство Российской Федерации. - Распоряжение № 1756-р от 29.12.2001 г.

3. Образовательный процесс в начальной, основной и старшей школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы. - М.: Сентябрь, 2001. - 240 с.

4. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. - ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». 2008. - 32 с.

5. Синенко В.Я., Смолеусова Т.В., Метелкин Д.А. "Об эффективности образовательной деятельности в современных условиях."//"Сибирский учитель". - № 6 (54) ноябрь-декабрь 2007г.

6. Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. - М.: ООО «Мир книги», 2001. - 95 с.

7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Школа: мониторинг качества образования. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 320 с.

8.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе: Учебное пособие для студентов пед. институтов.- М.: Просвещение, 1979.-160 с.







ПРИЛОЖЕНИЕ № 1.

Примеры инструментария критериального оценивания

Критерий А: знание и понимание.

Что оценивается

При помощи чего оценивается

  • Знание и понимание языковых явлений.

  • Описание языковых и прочих явлений

  • Знание и применение правил, терминов и понятий.

Тесты, экзамены, письменные работы, устные ответы и презентации, проекты, выставки

Критерий В: понимание и использование элементов научного познания.

Что оценивается

При помощи чего оценивается

  • Умение устанавливать связи между языковыми явлениями, событиями.

  • Выявление причин и следствий.

  • Выявление общего, частного и различий в процессах и явлениях.

  • Понимание динамики литературоведческих и прочих процессов.

Устные презентации, исследовательские проекты, эссе, расширенные письменные работы

Критерий D. Презентация и организация информации.

Оцениваются умения, применяемые в долгосрочных проектах

  • Отбирать нужный материал.

  • Организовывать информацию в логической последовательности.

  • Выражать идеи четко и тщательно.

  • Четко документировать источники.

  • Правильно оформлять работу.

  • Использовать различные материалы и технологии.


Самооценка работы с данными



10

9

8

7

Полнота

Мои данные представлены подробно, полно и тщательно

Мои данные полны.

Мои данные в целом полны, но некоторые значения могли быть утеряны.

Мои данные не полны, некоторые значения отсутствуют

5

4.5

4

3.5

Организация

Мои данные организованы так, что я могу легко и быстро находить нужную информацию.

Мои данные организованы так, что я могу найти нужную информацию

Мои данные организованы, но иногда мне трудно найти то, что нужно.

Мои данные плохо организованы. Мне очень сложно найти информацию, которую я ищу.

5

4.5

4

3.5

Внешний вид

Мои записи аккуратны, красивы, их легко читать.

Мои записи аккуратны, их легко читать

Части моих записей перемешаны, иногда их трудно читать

Мои записи хаотичны, их трудно читать.

Общая оценка: от 14 до 20.




Опросник для самодиагностики



Насколько уверенно ты чувствуешь себя в следующих ситуациях?

Очень уверенно

«5»

Уверенно

«4»

Довольно уверенно

«3»

Неуверенно

«2»

1. Я могу найти грамматическую основу предложения





2. Я могу объяснить, почему предложение является сложным





3. Я могу составить предложение по предложенной схеме






Методика «Недельные отчёты»


  • Чему я научился за эту неделю?

  • Какие вопросы остались для меня неясными?

  • Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?



ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

«Шкала совестливости»­

(разра­ботана В.М. Мельниковым и Л.Т. Ямпольским на основании зарубежных методик (ММРI и 1б-факторный опросник Р. Кеттелла)

«Шкала совестливости» предназначена для измерения степени уважения к социальным нормам и этическим требованиям. Для лиц с высокими значениями фактора «совестливо­сти» характерны такие особенности личности, влияющие на мотивацию поведения, как чув­ство ответственности, добросовестность, стойкость моральных принципов. В своем поведе­нии они руководствуются чувством долга, строго соблюдают этические стандарты, всегда стремятся к выполнению социальных требований; высокая добросовестность обычно соче­тается с хорошим самоконтролем.

Инструкция. На бланке для ответа вам предлагается ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с ним поставьте знак «+» («да»), при несогласии - знак «-» («нет»).

Текст опросника

1. Я строго соблюдаю принципы нравственности и морали.

2. Я всегда следую чувству долга и ответственности.

3. Я верю, что любые, даже скрытые поступки не окажутся безнаказанными.

4. Меня возмущает, что преступника могут освободить благодаря ловкой защите адвоката.

5. Я считаю, что соблюдение законов является обязательным.

6. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков.

7. Если бы я должен был намеренно солгать человеку, мне пришлось бы смотреть в сторо­ну, так как стыдно было бы смотреть ему в глаза.

8. Я люблю читать книги, статьи на темы морали и нравственности.

9. Меня раздражает, когда женщины курят.

10. Думаю, что существует одно-единственное правильное понимание жизни.

11. Когда кто-нибудь проявляет глупость или невежество, я стараюсь его поправить.

12. Я человек твердых убеждений.

13. Я люблю лекции на серьезные темы.

14. Я считаю, что всякую работу следует доводить до конца, даже если кажется, что в этом нет необходимости.

Обработка результатов и выводы

За каждый положительный ответ начисляется по 1 баллу и подсчитывается их сумма. Чем больше сумму баллов набрал опрашиваемый, тем больше у него выражены совестливость, чувство ответственности:

1-6 - низкий уровень

7-10 - средний уровень

11-14 - высокий уровень.

Методика «РЕПКА»

(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии)

Цель: определить изменения, происшедшие в личности школьника в течение учебного года.

Учащимся предлагаются следующие вопросы:

1. Подумай и постарайся честно ответить, что в тебе за прошедший год стало лучше (поставь рядом с буквой знак «+»), а что изменилось в худшую сторону (поставь знак «-»):

а) физическая сила и выносливость;

б) умственная работоспособность;

в) сила воли;

г) выдержка, терпение, упорство;

д) ум, сообразительность; с) память;

ж) объем знаний;

з) внимание и наблюдательность;

и) критичность и доказательность мышления;

к) умение всегда видеть цель и стремиться к ней (целе­устремленность) ;

л) умение планировать работу;

м) умение организовать свой труд (организованность);

н) умение контролировать и анализировать свою работу и свои поступки;

о) умение при необходимости работать самостоятельно, без посторонней помощи;

п) чуткость и отзывчивость к людям;

р) умение работать вместе с товарищами, видеть, кому нужна твоя помощь, помогать и принимать помощь от других;

с) умение подчинять свои желания интересам дела и кол­лектива;

т) умение видеть и ценить прекрасное в природе, в че­ловеке, в искусстве;

у) умение вести себя в обществе, красиво одеваться, причесываться и т.д.

2. Над какими из названных качеств ты собираешься ра­ботать в ближайшее время (перечисли буквы из предыду­щего вопроса)?

3. Какие специальные способности ты в себе открыл в этом году или сумел развить в себе (способности к танцам, музыке, рукоделию и т.д.)?

4. Над какими из них ты сейчас работаешь?

5. Что бы ты хотел себе пожелать на будущее?

Обработка полученных данных. Полученные результаты можно систематизировать с помощью следующей таблицы:

Фамилия, имя учащегося

Качества личности

Физическая сила и вынос­ливость

Умственная работоспо-соб­ность

Сила воли

1. Андреев Миша

+

+

+

Анализ ответов учащихся на вопросы методики позволя­ет получить информацию о личностном росте каждого ре­бенка, о самооценке школьников, об изменениях в их ин­теллектуальном, нравственном и физическом развитии. Со­поставление полученных данных с целями, содержанием и способами организации процесса воспитания помогает оп­ределить эффективность воспитательной деятельности. Ре­зультаты анкетирования целесообразно использовать при перспективном и текущем планировании жизнедеятельно­сти и воспитания учащихся.

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(позволяет оценить уровень сформированности у учащегося компетентности деятельности)

(подготовлена Л. В. Байбородовой)

Учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности. Для ответа используется следующая шкала: 3 - привлекает очень сильно; 2 - привлекает в значительной степени; 1 - привлекает слабо; О - не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности:

1. Интересное дело.

2. Общение с разными людьми.

3. Помощь товарищам.

4. Возможность передать свои знания.

5. Творчество.

6. Приобретение новых знаний, умений.

7. Возможность руководить другими.

8. Участие в делах своего коллектива.

9. Вероятность заслужить уважение товарищей.

10. Сделать доброе дело для других.

11. Выделиться среди других.

12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов. Для опреде­ления преобладающих мотивов следует выделить следую­щие блоки:

а) коллективистские мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.






ПРИЛОЖЕНИЕ № 3.


Свидетельства достижения результатов

(2011-2012 учебный год)


Школьный уровень:

  • 4 победителя и призера школьного этапа всероссийской олимпиады школьников;

  • 2 призовых места в НПК среди обучающихся 9-11 классов;

  • 9 призовых мест в конкурсах, проводимых в рамках Недели словесности;

  • 5 призовых мест в конкурсе презентаций по предметам;

  • 1, 2 место в игре-конкурсе «Русский медвежонок» среди 8-х классов;

  • 1, 2 и 3 место в игре-конкурсе «Русский медвежонок» среди 8-х классов.

Районный уровень:


  • 3 и 5 места в районе в игре-конкурсе «Русский медвежонок;

  • участие в районной НПК в секции «Литературоведение».

Муниципальный уровень:

  • участие в муниципальном этапе всероссийской олимпиады по литературе.

Региональный уровень:

  • 26 и 32 места в регионе в игре-конкурсе «Русский медвежонок.









Сценарий методического фильма

« Структура урока в технологии системно-деятельностного подхода»

Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов нового поколения. Нацелен он на развитие личности учащихся на основе освоения различных способов деятельности. Таким образом, наряду с общей грамотностью, на первый план выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение работать в проектном режиме, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода. В своем методическом фильме я остановлюсь на одном из аспектов современного урока в технологии системно деятельностного подхода - его структуре.

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

• 1-2 минуты;

• У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

• включение детей в деятельность;

• выделение содержательной области.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);

• самопроверка домашнего задания по образцу.

Настраиваю детей на работу, проговаривая с ними план урока («потренируемся в решении примеров», «познакомимся с новым вычислительным приёмом», «напишем самостоятельную работу», «повторим решение составных задач» и т. п.)

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

1. 4-5 минут;

2. Возникновение проблемной ситуации.

• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);

• создание проблемной ситуации;

• выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. Вначале актуализируются знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно идёт эффективная работа над развитием внимания, памяти, речи, мыслительных операций.

Затем создаётся проблемная ситуация, чётко проговаривается цель урока.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

«IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. Для лучшего их запоминания, там, где это возможно, используется приём перевода математических правил на язык образов.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания? В процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

При повторении ранее изученного материала используются игровые элементы - сказочные персонажи, соревнования. Это создаёт положительный эмоциональный фон, способствует развитию у детей интереса к урокам.

VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленную задачу?

• Каким способом?

• Какие получили результаты?

• Что нужно сделать ещё?

• Где можно применить новые знания?





















Конспект урока математики в 4 классе

Задачи урока:

- дать учащимся представление о прямоугольном треугольнике, вывести формулу нахождения площади прямоугольного треугольника;

- тренировать навыки устных вычислений, навыки решения задач на нахождение части числа и целого;

- развивать логическое мышление, речь, внимание, познавательный интерес.

Ход урока.

1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята.

- Сегодня нам с вами предстоит сделать новое открытие. Но прежде чем это произойдет, давайте немного повторим пройденный материал.

На доске темы уроков , которые надо расположить в порядке их изучения в начальной школе. (пересечение и объединение множеств, сложение и вычитание чисел первого десятка, таблица умножения, площадь прямоугольника, деление на многозначное число, дроби и действия с дробями, решение задач на движение).

Тему, которую не изучали, учитель убирает в сторону, остальные листы с темами переворачивает и получается поговорка: Есть желание, путь найдется.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Что вы видите на доске?

На доске запись: 27 30 36 45 57 72 100… (продолжи закономерность на два числа в тетрадях)

- Что можно сказать про эту закономерность? (бесконечная, состоит из натуральных чисел, из двузначных и трехзначных чисел, из круглых и некруглых чисел)

- Найди лишние числа. Обоснуй. На какие 2 множества можно разделить эти числа? (трехзначные и двузначные, круглые и некруглые, четные и нечетные, кратные5 - ти, некратные 5 - ти).

- Что вы можете сказать про число 100? (трехзначное, кратно 2, 5, 10, 20, 25 и т.д., четное, круглое)

- Найди сумму наименьшего и наибольшего числа, разность трехзначного и двузначного числа, сумма цифр которого равна 9, на сколько больше100, чем 36? Что скажете про число 36? Составьте дробь из чисел… как вы думаете, почему я попросила вас составить дробь.

- Что вы видите на доске? Почему вы так думаете? Что называют дробью? Что показывает числитель, что показывает знаменатель? Какие цифры используются в записи дробей? Почему?

- Что объединяет эти дроби, что различает? Как узнать, какая дробь из двух с одинаковым знаменателем больше? Почему? Расположи дроби в порядке возрастания. Найди сумму наиболь шей и наименьшей дроби. Что для этого надо сделать? (эталон сложения дробей)

- Найди разность наибольшей и наименьшей дроби. Что для этого надо сделать?

- Расположите дроби в порядке возрастания: 13 , 22 , 40 , 12 , 4 ( 1 у доски)

100 100 100 100 100 (в тетрадях)

.

- Что скажете по поводу?

- Найди лишнюю дробь (4/100 - числитель однозначное число, 12/100 - сумма цифр числителя не равна четырем, 40/100 - числитель круглое число, 22/ числитель состоит из одинаковых цифр).

- Найдите 12/100 от 1 000 кг, 4/100 от 1ц. (эталон нахождения части числа)

- Как записать эти дроби по - другому? (1 у доски)

4 4 4 4 4 4 (1 у доски)

100,41, 6, 12, 53, 54

- Что объединяет эти дроби, что различает?

- Какая из двух дробей с одинаковыми числительными больше?

- Расположить в порядке убывания в тетрадях, 1 у доски.

- 4/100 = 36. Найди целое число. 4/12 = 24. Найди целое число. (эталон нахождения целого числа). Показать дроби 4/6 и 4/ 12 на единичном отрезке. Сравнить эти дроби по отрезку. Переворачиваем карточки обратной стороной.

- Какое получилось слово? (фигура).

Слово - многозначное. Зачитать значения слова в толковом словаре.

- Как вы думаете , с каким значением данного слова мы сегодня будем работать? Почему?

- Какие геометрические фигуры вы видите? (2 слайд)

- На доске опорная таблица, найти неизвестную величину. Вспомните формулу нахождения площади прямоугольного треугольника.

а

в

S

1

3

3

?

2

20

18

?

3

30

?

600

- Как вы думаете, что произойдет с площадью прямоугольника, если его длину увеличить на 10 см? Докажите? Запишите в тетрадях только решение данной задачи. Взаимопроверка.

- Как вы думаете, что произойдет с площадью данного прямоугольника, если ширину уменьшить в 3 раза? Докажите. Взаимопроверка.

- По какой формуле находили площадь прямоугольника? (3 слайд)

- Что интересного заметили? (первый прямоугольник - квадрат).

- Что такое квадрат?

- Найти формулу нахождения площади квадрата. (высвечивается 2 кадр слайда)

- Что такое формула?

- Какие еще формулы вы знаете?(высвечиваются на третьем слайде).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой формулой. Какой…

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Работа в парах. На партах модель прямоугольника АВСД. Проведите диагональ АС. - Разрежьте прямоугольник по диагонали. Что получилось?

- Что вы можете сказать по поводу этих треугольников? (они равны)

- Докажите, что треугольники равны. (метод наложения)

-Назовите углы, которые образует треугольник.

- Какие это углы? Как ответить на данный вопрос?

- Как вы назовете данные треугольники?

- Сколько задано вопросов?. А ответов - несколько . Почему?

- 4 слайд. (Маленькая подсказка, и мы поймем, кто прав).

Попарно три прямых , пересекаясь,

Мне к трем углам дают три стороны.

По - разному всегда я называюсь, когда углы иль стороны даны.Коль остры все углы и я остроуголен.

С одним тупым - тупоуголен.

Коль остры два, а третий прям - прямоуголен.

По сторонам бываю я равносторонним ,

Когда все стороны равны.

Когда ж все разные даны,

То я зовусь разносторонним.

И если , наконец, равны две стороны, То равнобедренным я величаюсь.

- Мы находили площадь прямоугольника , как выдумаете на основе того что мы говорили, какова главная цель нашего урока? Тема урока? Какова цель нашего урока?

4. Построение проекта выхода из затруднения.

- Каковы ваши предложения по поводу нахождения площади прямоугольного треугольника?

Проверка гипотез детей: при помощи палетки; половина площади прямоугольника, какая - то новая формула.

Проверка гипотез:

- палетка (работа в парах) (эталон на доске)

- Прямоугольные треугольники одинаковы, почему же разные получились площади?

- Удобно ли вычислять площадь с помощью палетки? Почему? (С помощью палетки мы находим приближенное значение площади). А можно ли вычислять площадь треугольника по - другому? Вот мы и проверим ваши предположения.

- Как найти точное значение площади прямоугольного треугольника?

- Итак, мы можем находить площадь прямоугольника. Можно ли , используя формулу нахождения площади прямоугольника, находить площадь прямоугольного треугольника? Как?

-Мы немного позднее выясним прав ли Сережа.

- Вернемся к нашим моделям. (возьмите треугольник)

- Найдите прямой угол треугольника. Обозначьте его. Стороны образующие прямой угол, называются катетами. Обведите катеты красным цветом.

- Слайд пятый.

- Мы два брата - стороны, катетами названы.

Болтаем мы о том , о сем, сходясь в вершине не в углу прямом.

А третья сторона - гипотенуза. Какая сторона наз. гипотенузой?

- Слайд шестой.

Гипотенуза я, особый элемент, длинней меня сторон здесь просто нет.

Меня найти не трудно, право слово, лежу напротив я угла прямого.

- Найдите гипотенузу, обведите синим цветом.

- Учебник стр.94 №3(б) (обвести катеты и гипотенузу)

- стр.95 №4

- Какова данная фигура? Что известно у прямоугольника? Как найти площадь прямоугольника? Как они называются по - другому? (катеты)

- Как найти площадь прямоугольника, пользуясь данными терминами? (перемножить 2 катета.

- А как же тогда найти площадь прямоугольного треугольника, пользуясь данными терминами? (половина произведения катетов).

- Запишите формулу, нахождения площади прямоугольного треугольника.

- Соотнести наш вывод с выводом учебника.

(Похвалить тех, кто догадался). Слайд 7.

- Составление алгоритма: слайд 8.

Треугольник прямоугольный?

да нет

измерить катеты

перемножить два катета

разделить на 2

5.Первичное закрепление во внешней речи.

- Учебник, стр. 95№5 (1,2)

1) коллективно

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

2)выберите задание, которое вам больше нравится и выполните его. У каждого на парте эталон выполнения задания.

8.Включение в систему знаний и повторения. Выполнение задания №6 стр.95

9. Рефлексия деятельности.

Составляем дерево успеха.

Зеленый листок - не допустил ни одной ошибки, доволен собой;

Желтый листок - допустил неточность;

Красный листок - надо постараться и успех будет!

41


© 2010-2022