Конспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текста

Мы обратимся к статье «Любите учиться», автором которой является академик Д.С.Лихачёв- выдающийся специалист в области русской литературы и культуры. Дмитрий Сергеевич заботился о том, чтобы юные граждане нашей страны росли людьми, обладающими обширными знаниями и высокой культурой. Для молодых читателей он написал несколько книг, среди которых «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном».   Конспект данного урока позволит проанализировать текст «Любите учиться», повторить изученные орфограммы...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаКонспект урока по русскому языку на тему: Комплексный анализ текстаТема урока: «Уметь учиться - это тоже искусство. А ты им владеешь?» (комплексный анализ текста Д.С.Лихачёва «Любите учиться»).

Цели урока:

Образовательная: обобщение, систематизация знаний обучающихся;

совершенствование навыков работы с текстом;

усвоение основных понятий текста обучающимися.

Дидактическая: умение анализировать прочитанное.

Учебная: решение орфографических и пунктуационных задач, комплексный анализ текста, закрепление знаний по изученному материалу.

Развивающая: создание условий для развития познавательной деятельности, формирование умений выделять главное, составлять план текста, развитие умения действовать самостоятельно.

Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям на примере жизни и деятельности выдающегося человека современности Д.С.Лихачёва.

Тип урока: совершенствование умений и навыков работы обучающихся с текстом.

Вид урока: урок-практикум.

Технология: на диалоговой основе.

Оборудование: презентация, выставка книг Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном», «Земля родная», плакат «Русская речь».

Структура урока.

1.Позитивный настрой обучающихся на работу.

Ребята, давайте послушаем звуки за окном.

А теперь -звуки в классе.

Сконцентрируйте внимание на звуках внутри себя (биение сердца, дыхание).

2.Переход к целеполаганию урока.

Совсем недавно оторван последний летний листок. Новый учебный год- это встреча с чем-то неизведанным. Вам многому предстоит научиться. Способности не даны человеку в готовом виде от рождения и сами по себе тоже не развиваются. Только активная, напряжённая деятельность может развить обычные способности до уровня таланта.

В Древней Греции жил оратор Демосфен. Он был в детстве чахлым и болезненным ребенком, у него был неясный выговор и короткое дыхание. Но он поставил перед собой задачу - стать оратором. Требования были суровыми: он должен иметь величественный вид, громкий, но не крикливый голос, обладать мимикой, жестами. Демосфен обучался красноречию у знаменитых риторов того времени. Первое его выступление было осмеяно народом. Но он продолжал работать над собой: устроил в подземелье комнату для занятий, учился актёрской игре, укреплял голос, неясный шепелявый выговор одолевал тем, что, вкладывая в рот камешки, читал на память стихи, запоминал речи, которые ему приходилось слышать, и затем восстанавливал ход мыслей, выражая их вслух.

Труд Демосфена увенчался успехом: он завоевал славу лучшего оратора.

На примере Демосфена, ребята, мы видим, что всего можно добиться, если к чему-то упорно стремиться.

3.Сообщение цели урока.

Сегодня мы обратимся к статье «Любите учиться», автором которой является академик Д.С.Лихачёв- выдающийся специалист в области русской литературы и культуры. Дмитрий Сергеевич заботился о том, чтобы юные граждане нашей страны росли людьми, обладающими обширными знаниями и высокой культурой. Для молодых читателей он написал несколько книг, среди которых «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном».

Сегодня мы будем анализировать текст «Любите учиться», повторим изученные орфограммы и пунктограммы, определим тему и идею текста.

4.Работа с текстом.

А) Чтение текста обучающимися. Анализ орфоэпических ошибок.

Б) Анализ текста.

-Стадия «Вызов»

Ребята, выскажите своё отношение к предложенному утверждению: «Мы вступаем в век, в котором знания будут играть определяющую роль в судьбе человека»

ЛЮБИТЕ УЧИТЬСЯ.

Мы вступаем в век в котором знания будут играть опр…деляющую роль в судьбе ч…ловека. Без знаний нельзя буд…т работать. Учение - вот что нужно м…лодому ч…ловеку с самого ра(н,нн)его воз…раста. Учит…ся нужно всегда. (До)конца жизни не только учили но и учились все крупнейшие уч…ные. Самое благоприятное время для учения - мол…дость. Именно в молодост… ум ч…ловека более восприимчив.

Умейте (не)терять врем…ни на пустяки. Б..регите себядля учения для пр…обретения полезных знаний и навыков.И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую (же) скучную жизнь вы нам предл…гаете! А где же развл…чения?

Да нет(же)!Учение тяжело когда мы (не)умеем найти в нём радость.Надо любить уит…ся и развлечения выб…рать умные, которые разовьют наши способности, нужные нам в жизни.

А если (не)нравит…ся учит…ся? Значит вы (не)открыли той радости которую пр…носит пр…обретение знаний и навыков.Посмотрите, с каким удовольствием маленький р…бёнок учит…ся ходить г…ворить играть.Постарайтесь продолжить эту радость освоения нового. (Не)зарекайтесь: (не)люблю учит…ся! Попробуйте любить все пр…дметы. Постарайтесь в каждом предмете найти радость пр…обретения нового.

Учитесь любить учиться!

Определение темы и основной мысли текста.

-Что отражено в заглавии статьи-тема или идея ? А может и то и другое?

-Определите стиль текста. Докажите, почему вы так думаете? (Публицистический. Воздействие на сознание читателя, призывность, эмоциональность. Средства стилистического синтаксиса: риторические вопросы и восклицания, параллелизм построения, инверсия)

5.Групповая работа.

1 группа. Найдите ключевые слова и фразы, выпишите их в тетрадь.

2 группа. Составление плана текста.

(1.Без знаний нельзя работать.

2.Учиться нужно всегда.

3.Все занятия- на службу получения знаний.

4.Познание-высший жизненный интерес человека.)

3 группа Охарактеризуйте языковые особенности текста в 1-2 абзацах.

6.А)Объясните постановку тире в предложении

Самое благоприятное время для учения- молодость.

Б)Дайте толкование слова благоприятное.

Работа с толковым словарём С.И.Ожегова.

Благоприятный-способствующий чему - нибудь, хороший.

Благоприятные условия.

Благо-

1.Добро, благополучие.

2.То, что даёт достаток, благополучие, удовлетворяет потребность. Материальные блага. Земные блага. На благо кого-чего- в интересах, для пользы кого- чего - нибудь. Трудиться на благо Родины.

Всех благ-пожелание при прощании.

В) Назовите сложные слова с компонентом благо. (Благотворный, благополучный, благозвучный, благоразумный)

Г) Вспомните группы слов по соотношению звуковой формы и значения.

Группы слов

Соотношение звуковой формы и значения слов

Особенности употребления

Омонимы

Одинаковые по звучанию, но разные по значению (лук для салата, лук для стрельбы)

Требуют достаточного контекста, используются в каламбурах

Синонимы

Разные по звучанию, близкие по значению

(оправдать, извинить)

Помогают достигать точности, разнообразия,

Выразительности речи

Антонимы

Разные по звучанию, противоположные по значению(свет - тьма)

Помогают достигать краткости, выразительности речи

-Подберите синонимы к слову благоприятное.

(удобное, пригодное, подходящее)

-Подберите антоним к слову молодость.

-Выпишите из данного текста слова, в которых количество букв и звуков не совпадает.

-Найдите и выпишите из 1-2 абзацев однокоренные слова, сделайте их морфемный разбор, определите, к какой части речи они относятся.

(учение, учиться, ученые; молодость,молодому)

-Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы в тексте.

Алгоритм: последовательность действий при выборе орфограммы -буквы.

1.Нахожу орфограмму -букву.

2.Определяю, в какой морфеме она находится:

В

Приставке Корне Суффиксе Окончании

Вспоминаю и применяю Определяю, к какой части речи

правило относится слово

Вспоминаю и применяю

Правило

7.Стадия урока «Рефлексия».

-Ребята, обратите внимание на слова древнего философа Конфуция: «Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять свои знания».

_-Как вы думаете, что объединяет эти слова со статьей « Любите учиться» Д.С.Лихачёва?

-Назовите пословицы и поговорки о пользе знаний, учении, речи.

-Ответьте на вопросы. Свой ответ запишите в таблице.

Что будет, если я приобрету полезные знания и навыки?


Что будет, если я не приобрету полезные знания и навыки?

Обобщение.

Ребята, я надеюсь, вы станете следовать советам Д.С.Лихачева, данным в его статье «Любите учиться». Это поможет вам стать высокообразованными, интеллигентными людьми, каким был академик Лихачёв. И запомните правило: главное в учении не столько накопление знаний, сколько превращение их в творческие информативные накопления, необходимые для вашей жизнедеятельности.

С намеченными целями по анализу текста мы справились. Давайте подведем итоги.

1.Почему статью Д.С.Лихачева мы можем считать текстом?

2.Каким призывом заканчивается текст?

3.Укажите приметы стиля данного текста.

8.Выставление и комментирование оценок.

9.Домашнее задание:

Написать сочинение- рассуждение на тему: «Согласен ли ты, что умение учиться-это искусство?»


© 2010-2022