ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:










ПРОГРАММА МАСТЕР - КЛАССА:

«Развитие критического мышления через чтение и письмо

при работе с художественным текстом»








Маркевич С. С.,

учитель русского языка и литературы











2014 год

Аннотация: Мастер-класс по развитию критического мышления учащихся для учителей средних школ. Содержит знакомство с различными приемами КМ и практические рекомендации.

Ожидаемый результат:

- приобретут опыт использования различных приёмов КМ;

- наметят пути развития КМ в собственной педагогической деятельности.

В аудитории сформировано несколько отдельных рабочих зон (по количеству участников). У каждой группы на столе ресурсы, постеры, фломастеры, стикеры,

инструкция к тренингу.


ХОД МАСТЕР - КЛАССА


1 - й шаг: Презентация педагогического опыта.

  1. Знакомство с участниками мастер-класса;

  2. Самопрезентация;

  3. Характеристика творческой лаборатории.

Слайд № 1

Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Маркевич Светлана Сергеевна, я являюсь учителем русского языка и литературы.

Тренинг «Крепкое знакомство»

Участники становятся в круг. Ведущий подаёт руку, называя свое имя. Потом в обратном порядке, но тот, кому подают руку, называет имя того, кто подает руку.

Игра «40 секунд»

Ведущий, ничего не комментируя, всем желающим выдает листок, на котором написано следующее: ПОМНИТЕ, У ВАС ЕСТЬ ТОЛЬКО 40 СЕКУНД!!!

1. Присядьте 2 раза.

2. Подпрыгните на левой ноге 5 раз.

3. Поднимите вверх обе руки 2 раза.

4. Громко крикните свое имя.

5. Дважды громко мяукните.

6. Поцелуйте любых 3-х человек.

7. Повернитесь вокруг своей оси 3 раза.

8. Громко посмейтесь над ведущим игры.

9. Коснитесь рукой любых 3-х человек.

10. Подпрыгните на правой ноге 5 раз.

11. Выполните задания №13 и 14.

12. Присядьте на корточки.

13. Положите лист перед собой на пол.

Игроки, получив листок, начинают действовать. Единственное, что говорит ведущий, что у игроков всего 40 секунд на выполнение этого сложного задания.

Дорогие коллеги! Вот вы и одна команда! Как здорово, что наш мастер-класс объединил вместе активных, заинтересованных в своём профессиональном росте людей из разных школ! Продолжать путь нам предстоит, работая в командах, потому что вместе учиться полезнее и интереснее. Вместе вы сможете успешно преодолеть все трудности, потому что команда - это на самом деле сила! А заодно на практике освоим такие технологии, как - учебное сотрудничество, работа в группах.

Слайд № 2

Выступление хочу начать со слов Кудрявцева Д. «Результат обучения оценивается не количеством сообщенной информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию»

У каждого из вас, наверняка, есть свое понимание того, по какому пути мы сегодня пойдем по мастер - классу. Я считаю, что обучение должно быть интересным, только тогда оно приобретает личностный смысл, эмоциональную окраску. А если знание не интересно, то психологи убеждают нас в том, что знания становятся бесполезными, по большому счету это «мертвый груз». Поэтому, когда учиться легко, приятно и интересно, то познавательный интерес ребенка к предмету он есть всегда. К любому предмету. Те из вас, кто выбрали шкалу «легко и трудно», пошли по тому пути, по которому чаще всего идут наши дети. И тогда я говорю им так: «Тот, кто ищет трудность, тот находит мудрость».

Сегодня я хочу поделиться с вами своим опытом по внедрению модуля «Обучение критическому мышлению» в практическую деятельность. Технология представлена как система стратегий, методических приемов. Роль учителя - в основном координирующая.

Слайд № 3

Теоретическая часть

Чтобы правильно составит урок по данной технологии надо соблюдать 3 стадии. Каждая, из которых имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов.

Первый этап работы в технологии называется стадия вызова - «создание мотива к обучению».

Второй этап - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом, причем работа, направленная, осмысленная.

Третий этап - «рефлексия» - размышления. Необходимо, чтобы ученики сами смогли проанализировать, удалось ли им достичь поставленных целей. Теперь я предлагаю рассмотреть методы и приёмы на разных этапах урока, работая над конкретным художественным текстом.

Каждой из стадий соответствуют определенные методы и приемы. Методических приёмов достаточно много, и все они направлены, в конечном счёте, на развитие речи. У меня сложилась своя система использования приемов технологии критического мышления на каждом из этапов урока. Некоторыми из которых я хотела бы с вами поделиться.

Слайд № 4

2-й шаг: Моделирование (проведение стратегии с участниками)

Модельный урок (ТРКМЧП)

по рассказу А. Сабяниной «Пианист»


1.Стадия вызова

Название произведения не проговаривается.

Слайд

Приём «Верите ли вы …»

- Верите ли вы, что по окончанию мастер - класса, вы что-нибудь возьмёте для своей педагогической копилки?

- Верите ли вы, что устанете работать на мастер - классе?

- Верите ли вы, что можно детей научить учиться?

«Ассоциативная карта»

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «пианист»?

Составляем кластер

- Как вы думаете, какие приемы мы использовали на стадии вызова?

Слайд № 5

(прием «Верите ли вы…», «Ассоциативная карта»)

2. Осмысление

Прием «Чтение с остановками»

- Итак, читаем первую часть рассказа.

  1. А.А. Сабянина

ПИАНИСТ

Из-под его пальцев летели громовые звуки морских волн. Каждое нажатие клавиши - новый вал. Вся комната была наполнена звуками: они отлетали от одной стены к другой, перемешивались друг с другом и, казалось, что в воздухе образовываются сгустки музыки.

Обрывки мелодий витали по комнате и вдруг соединялись воедино, в одну волну, которая с головой накрывала экзаменационную комиссию. Рояль содрогался и ревел, как деревянная шхуна в огромном штормовом океане.

Комиссия состояла из четырёх человек. Один из них - мужчина уже почтенных лет, с седой головой и в огромных профессорских очках, сидел за столом и, смачивая кончики пальцев слюной, с полным удовлетворением читал какой-то журнал. Вторая - дама, лет сорока с небольшим, сидела прямо, облокотившись на стол и покачивалась из стороны в сторону, то и дело поправляя очочки на переносице. Она втягивала щёки, дула губки и внимательно глядела на летающие пальцы пианиста.

Третий - старикан, с лысой макушкой и с висящими с боков головы седовато-желтоватыми паклями, развалился на стуле и нагло дрых, запрокинув голову назад так, что оставались видны лишь две мирно

посапывающие старческие ноздри. Четвертый же член комиссии вообще стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города. Но если бы можно было бы увидеть его лицо, отвёрнутое от класса, показалось бы, что он тоже заснул, как и его коллега, ведь глаза его были закрыты, а грудь его мерно поднималась и опускалась.

И вот - последние аккорды, и пианист убрал с клавиатуры руки.

- Молодой человек, вы же понимаете, в чём ваша проблема? - после некоторой паузы затянул разговор мужчина с журнальчиком. -

Слайд № 6

Обсуждение:

- Учитель: Каким вам представляется пианист? Что говорится о нем в рассказе? Интересна ли его личность экзаменационной комиссии? Зачем автору понадобилось сравнение игры пианиста (сравнение рояля с деревянной шхуной) с морскими волнами, с океаном?

Учитель: Что значит жить музыкой? А чем живут члены экзаменационной комиссии? Охарактеризуйте их? Аргументируйте свой ответ.

Ученики: Чувствуется, что комиссия из четырех человек безразлична к игре пианиста: «Один из них…, смачивая кончики пальцев слюной, с полным удовлетворением читал какой-то журнал; вторая - дама …втягивала щёки, дула губки и внимательно глядела на летающие пальцы пианиста;третий - старикан …развалился на стуле и нагло дрых; четвертый же…стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…показалось бы, что он тоже заснул».

- Как вы думаете, будут развиваться события?

Слайд № 7

Прием «Дерево предсказаний»

Стратегия обучению решения проблем «Идеал»

- Данная стратегия состоит из 5 этапов.

Слайд

Интересно, в чем проблема?

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Есть ли какие-либо хорошие решения?

А теперь сделаем выбор!

Любопытно, как это осуществить на практике?

Слайд № 8

1 этап: Интересно, в чем проблема?

- Давайте определим проблему. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как», в ней должна отсутствовать частица «не».

˅ все формулировки записываются;

˅ выбирается одна для всех;

Слайд № 9

2 этап: («Банк идей») мозговой штурм

Давайте найдем как можно больше способов решения проблем!

Слайд

Правила:

  1. Принимаются все варианты решений, которые соответствуют формулировке. Более того, все варианты должны быть зафиксированы;

  2. Во время «мозгового штурма» запрещена критика. Причем - ЛЮБАЯ! Ведущий не должен препятствовать «фонтану» идей;

  3. Обязательно! Должна быть введена квота, лимитирующая активность группы. (на время, на количество идей - всего 10, на общую активность - от каждой группы по 2 идеи…).

  4. Правило равномерной активности группы. Во время «мозгового штурма» все должны предлагать идеи, а сторонние разговоры запрещены.

Ищем способы решения проблемы. Фиксируем.

Слайд № 10

3 этап: Есть ли какие-либо хорошие решения?

Этап первичной оценки. Рассматриваются предложенные способы:

+ решение подходит;

- решение подходит, но не является достаточно оригинальным.

Слайд № 11

4 этап: А теперь сделаем выбор!

В группах выбрать решение, которое, по-вашему мнению, наиболее приемлемо и обосновать его.

Слайд № 12

5 этап: Любопытно, как это осуществить на практике?

В группах составляется план реализации варианта.

Выступление групп.

2. А.А. Сабянина

ПИАНИСТ

Отсутствие среднего музыкального образования - это не шуточки.

- Да это не просто шуточки, это просто немыслимо, чтобы к нам

приходить без красного диплома, да ещё и на бюджет претендовать! -

прогнусавила пружинистая учительница. - Это вам не какое-нибудь среднекачественное заведение, сами понимаете!

Пианист поник.

- Да, Елизавета Григорьевна права, мы не учим с нуля, мы делаем из уже готовых учеников мастеров за четыре года, а вы, молодой человек, уже упустили своё.

Старикан проснулся, сел прямо и прохрипел сонным голосом:

- Скоко времени, коллеги? Не пора ли закругляться?

- Ещё парочку послушаем, и по домам,- зевнул мужчина в профессорских очках и снова принялся перелистывать журнальчик. - У меня сегодня Лялечка утку делает. Молодой человек, вы свободны, позовите следующего.

Пианист медленно встал и с каменным лицом вышел из кабинета.

- Ещё два-три человека будут слушать и всё, - сообщил парень толпе талантов и направился к выходу.

Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам.

- Всё-таки надо было взять того парня, - сказал мужчина, который стоял у окна, - мне кажется, мы об этом ещё пожалеем...

2010 г.

Слайд № 13

- Оправдались ваши ожидания? Что произошло?

- Изменились ваши мнения? Почему?

Ученики: Он живет музыкой (описание игры на рояле в начале рассказа и сожаление четвертого экзаменатора в конце), а «громовые звуки морских волн» - это отзвук мятежной души («А он, мятежный, просит бури…»). Но комиссия не принимает это во внимание: «проблема - отсутствие среднего музыкального образования», заведение принимает на бюджет учеников с красными дипломами, «мы не учим с нуля, мы делаем из уже готовых учеников мастеров за четыре года», «вы, молодой человек, уже упустили свое». Вердикт комиссии для пианиста как приговор: «поник», «медленно встал и с каменным лицом вышел из кабинета».

Учитель: Экзаменаторы равнодушны не только к чужой жизни, но и к собственной тоже. Ведь «душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Любят ли члены комиссии свое дело? Любят ли музыку? Подтвердите примерами из текста.

Ученики: Из готового ученика не составит труда выпустить в свет мастера. «Служители искусства» не беспокоятся о духовной наполненности (значит, равнодушие и к собственной жизни), их более привлекает материальная сторона жизни («мужчина с журнальчиком» - скорее всего читает желтую прессу; «Лялечка утку делает» - чревоугодие).

Учитель: Что слышится в словах: «…это просто немыслимо, чтобы к нам

приходить без красного диплома, да ещё и на бюджет претендовать!»?

Ученики: В словах «пружинистой учительницы» не учтивость, а упрёк, желание принизить того, кто не уложился в прокрустово ложе.

Ученики: Самое ужасное позади: встреча с человеческим безразличием. И становится ясно, что перед пианистом открываются новые просторы. Облака неудач расступаются, потому что впереди обязательно светлая полоса, полоса удачи.

Учитель: «Четвертый член комиссии вообще стоял у огромного окна и смотрел на мокрые осенние улицы города…» Почему он у окна? Что чувствуется в его реплике? Разделяете ли вы его точку зрения?

Ученики:

- Он другой, уставший от компании «служителей искусства». Потому и последняя реплика - его. В ней сожаление.

-Многоточие в конце реплики помогает передать душевное состояние героя, прерванность его мысли, вызванной эмоциональным напряжением.

- Никто после пианиста не оправдал ожиданий четвертого члена комиссии. Чувствуется авторская ирония в сочетании «толпа талантов».

- Автор использует эмоциональную лексику, которая выражает отрицательную оценку членов комиссии: очочки, старикан, развалился на стуле и нагло дрых, прогнусавила, журнальчик, Лялечка, скоко, не пора ли закругляться, прохрипел.

(Ответы записываются)

Учитель: Как поняли следующие строчки: «Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам»?

Слайд № 14

Прием «Двухчастный дневник»

Цитата

Комментарий

«Выйдя из школы, он посмотрел на светлеющее небо, расправил белоснежные крылья и взлетел навстречу расступающимся облакам»?

Стратегия «Мозаика проблем»

автор модификации: Иветта Силова

Стратегия «Мозаика проблем» используется, как правило, с целью активного обобщения материала. Также ее применяют на первых этапах исследовательской деятельности учащихся.

В свободной форме ученики выделяют различные аспекты общей темы, различные проблемные или исследовательские стороны, чтобы затем наполнить их содержанием.

Этапы применения:

1. Преподаватель говорит о том, что настало время свести различные стороны проблематики воедино, чтобы продвинуться дальше в изучении темы (в разрешении проблемы).

2. Учащиеся, совместно с преподавателем, выделяют несколько аспектов, которые фиксируются на листе ватмана (или флип-чарте) в указанной ниже форме (см. рисунок 1).

3. Эти аспекты «вырезаются» ножницами и раздаются по группам.

4. Задача состоит в том, чтобы записать сведения, связанные с аспектом проблемы (на обратной стороне листа). Перед тем, как записать, нужно ознакомиться с предыдущими записями. В группе необходимо назначить одного-двух человек, отвечающих за своевременное поступление в группу тех «отрезков», над которыми они еще не работали.

5. Каждая группа (или каждый учащийся, если преподаватель хочет непременно задействовать всех) должны за выделенное время что-то отразить в как можно большем числе аспектов.

6. Затем обсуждаем различные варианты и формулируем исследовательские задачи, направленные на разрешение проблемы.

Самое главное - четко сформулировать аспекты темы!

ПРОГРАММА МАСТЕР – КЛАССА: «Развитие критического мышления через чтение и письмо при работе с художественным текстом»

Слайд № 15

  1. Рефлексия. «Солнечная методика»

На доске собирается «солнечная» методика. Каждый ученик предлагает свою версию второй части высказывания Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только…» (каждая концовка обязательно зачитывается автором, потому что сама интонация содержательна, играет роль и акцент, и пауза, и искренность произнесения своей фразы).

Предполагаемые ответы:

- надо постараться им быть;

  • не надо его затенять облаками неудач;

  • его надо увидеть, понять и оценить;

  • иногда оно закрыто тучками: нужен порыв ветра, чтобы эти тучки разогнать,- и оно засветит!

  • надо помочь его лучикам пробиться сквозь тернии социума;

- нужно создать условия для самосовершенствова­ния того, что ему дано природой;

- только часто люди закрывают его насмешками, непониманием, критикой, поэтому так важно, чтобы в человека кто-то поверил…

"Букет настроения"

В начале мастер - класса участникам были розданы бумажные цветы. На доске висит ватман, на котором изображена ваза. После заполнения цветы приклеиваются на ватман.

Цель - рефлексия, осознание того, что было сделано на занятии, достигнуты ли поставленные цели, как можно применить полученное в своей педагогической практике.

Уважаемые коллеги, давайте поделимся впечатлениями о мастер - классе. Что показалось вам особенно интересным, важным, запоминающимся?



© 2010-2022