Подготовка к сочинению по картинеСирень в корзине

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Задание 3

ФИО Ермолина Елена Анатольевна

Методическая разработка урока по подготовке к написанию сочинения для 5 класса

Тема: Сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Цель урока:

- подготовить обучающихся к написанию сочинения по картине П.П.Кончаловского «Сирень в картине».

Задачи:

- познакомить обучающихся с творчеством художника Кончаловского;

- познакомить обучающихся с понятием натюрморт;

- создать условия для воспитания интереса к урокам русского языка;

- прививать эстетический вкус.

Предполагаемый результат: сочинение-описание по картине

Оснащение: репродукция картины Кончаловского «Сирень в корзине», презентация «Картины П.П.Кончаловского», выставка фотографий «Цветы».

Предварительная подготовка обучающихся: за несколько дней до урока даем задание детям найти фотографии с изображением цветов и оформляем фотовыставку, одному ученику даем задание - подготовить пересказ скандинавской легенды о сирени.

Предварительная подготовка учителя: создание презентации «Картины П.П.Кончаловского», оформление выставки фотографий «Цветы», подготовка оценочных листов, смайликов.

Этап учебного занятия

Содержательная деятельность педагога

Содержательная деятельность обучающихся

Примечания

1

Оргмомент

Здравствуйте!
Добрая ласковость слова
Стёрлась на нет в ежедневном привете.
Здравствуйте! Это же - будьте здоровы,
Это же - дольше живите на свете.

(Е. Шевелёва)

Я надеюсь, у всех сегодня хорошее настроение? Поднимите смайлик, отражающий ваше настроение.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку, выбирают из предложенных тот смайлик, который отражает их настроение в начале урока и показывают учителю и классу.

2

Самоопределение к деятельности



Слово о художнике

Для сегодняшнего урока мы с вами создали фотовыставку «Цветы». Посмотрите на фотографии и скажите:

- Какие чувства они у вас вызывают?

- Спасибо! Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Правильно, но не просто о цветах, а о сирени. Сегодня на уроке мы будем готовиться к домашнему сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине». Запишите тему урока в тетрадь.

- Все мы любим цветы, живые, только что срезанные, благоухающие ароматом. П.П.Кончаловский их просто обожал, особенно сирень. Ей знаменитый художник посвятил множество работ. Посмотрите некоторые из них.

- П. П. Кончаловский (1876-1956г.г.) родился в г. Славянске на Украине в семье помещика. Учился живописи в петербургской академии художеств и в Академии Жулиана в Париже. Творчество художника воспевает красоту окружающего мира. Основными жанрами творчества Кончаловского была пейзажная живопись, портрет и натюрморт. Его картины неизменно отличались яркими выразительными красками.

Более тысячи произведений написал он за свою жизнь. Кончаловский - художник большой творческой одаренности и индивидуальности. Никто из русских художников не создал столько натюрмортов с изображением цветов, как он.

Обучающиеся рассматривают фотографии и говорят о своих впечатлениях.

- О цветах.

Обучающиеся записывают тему урока в тетрадь: «Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Дети смотрят презентацию «Картины П. П. Кончаловского» (репродукции картин: «Сирень», «Сирень на окне», «Сирень в вазе на окне», «Сирень в корзине»).





3

Беседа по картине

























Физкультминутка

Словарная работа:

- Как вы думаете, что такое натюрморт? (Натюрморт - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению предметов, цветов, фруктов, а также картина такого содержания).

- Обратимся к картине «Сирень в корзине». Рассмотрите её.

- Назовите предметы, изображенные на картине.

Словарная работа:

- Как вы думаете, каково лексическое значение слова СИРЕНЬ?

Учитель выводит на экран лексическое значение и изображение сирени.

Сирень обыкновенная - общеизвестный кустарник или деревце из семейства масличных. Цветки лилово-фиолетовые, разных оттенков, иногда белые, розовые с сильным ароматом.

Послушайте, как объясняет происхождение сирени скандинавская легенда.







- Итак, вновь обращаемся к картине.

- Сумел ли художник показать, что сирень свежая, только что срезанная?

- Какого цвета и каких оттенков изображенная Кончаловским сирень?

- В словарной статье написано, что сирень обладает сильным ароматом. Подберите синоним к слову АРОМАТНАЯ.

- Запишите в тетрадь.

- Опишите грозди сирени, подобрав эпитеты, и запишите в тетрадь.

- Скажите, тщательно ли художник выписывает веточки, лепестки сирени?

- Почему, как думаете?


- Опишите корзину, в которой стоит сирень.

- С помощью каких прилагательных можно описать сирень и выразить свое отношение к изображаемому?

- Запишите их в тетрадь.

- Почувствовали ли вы восхищение художника богатой природой?


- Сам художник так сказал о своей картине: «В этом букете все живет, цветет и радуется». Запишите эти слова в тетрадь.

Объявляет паузу на физкультминутку

Обучающиеся записывают в тетради лексическое значение слова

Обучающиеся рассматривают репродукцию картины и отвечают на вопросы учителя.

- Букет сирени.


Обучающиеся отвечают на поставленный вопрос и сверяют свои ответы со словарной статьей.


Заранее подготовленный ученик рассказывает легенду. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев - и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати.

Если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень

- Да, сирень свежая, она влажная от утренней росы, листочки не поникли, не увяли.

- На картине мы видим сирень разных цветов: лиловую, бледно-розовую, белую, розовую, темно-красную.

- Благоухающая, душистая, пахучая.

Обучающиеся записывают в тетрадь синонимы.

- Грозди пышные, нарядные, развесистые, нежные

Обучающиеся записывают в тетрадь эпитеты.

- Нет.

Если дети затрудняются ответить, то учитель помогает им:

- Художнику важно показать насыщенность красок.

- Корзина плетеная, из ивовых прутьев, которые будто бы обнимают ветки сирени.

- Прекрасная, восхитительная, чудесная, роскошная, изумительная.

Обучающиеся записывают в тетрадь прилагательные.

- Да, такую картину мог написать только человек, очень любящий природу, картина создает у нас хорошее настроение, напоминает о весне, о красоте природы.

Обучающиеся под диктовку учителя записывают слова Кончаловского в тетрадь.

Обучающиеся выполняют физкультминутку под музыку «Танцуйте сидя»
























4

Составление плана сочинения

- Для написания сочинения что нам еще необходимо?

- Я предлагаю вам поработать в парах и составить план сочинения на основе собранных нами материалов. Не забывайте о композиции сочинения.

- Сравните свои планы с тем, что я вам предлагаю, и дополните их, если на что-то не обратили внимание.

План сочинения.

  1. П.П.Кончаловский - мастер изображения цветов.

  2. Прекрасный букет сирени:

А) цвет;

Б) грозди;

В) листья;

Г) корзина.

3. «В этом букете все живет и радуется».

- Правильно, составить план.

Обучающиеся в парах обсуждают план сочинения и дополняют свои записи в тетради.



5

Не только художники создавали произведения о сирени, но и поэты. Мне хотелось бы, чтобы вы послушали стихотворение Вс. Рождественского, которое так и называется - «Сирень».

Прогремела гроза, прошумела,

Затихая, грохочет вдали.

Золотые лучи, словно стрелы,

Сквозь клокастые тучи прошли.

Воздух полон прохлады и тени.

Встала радуга светлым венцом.

И тяжелые гроздья сирени

Наклонились над нашим крыльцом.

Хорошо на весеннем просторе

По откосу сбежать наугад,

Окунуться в душистое море,

Захлебнувшее дремлющий сад.

Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды цветов разрослось.

Ветку тронешь - дождем лепестковым

Осыпается мокрая гроздь.

В легкой капельке, свежей и чистой,

Отразился сверкающий день,

И в саду каждой ветке росистой

Торжествующе пахнет сирень.

- Я надеюсь, что это стихотворение тоже поможет вам в написании сочинения.

Обучающиеся слушают в исполнении учителя стихотворение

Вс. Рождественского «Сирень».

6

Подведение итогов урока (рефлексия)

- Урок подходит к концу, и закончить его я хотела бы словами: «Человеку нужно для счастья совсем немного: солнце, небо и цветок». И действительно, вся жизнь человека связана с цветами: новорожденного человека встречают с букетом, цветы дарят на праздники и просто так. А когда человек хочет отдохнуть душой, отправляется на природу, где деревья и цветы не просто радуют глаз, но и являются своего рода докторами душ. Вас же я попрошу оценить свою работу на уроке.

Обучающиеся оценивают свою работу на уроке при помощи оценочных листов (прием «Продолжи предложение»).

ФИ___________________________

Урок мне____________понравился.

Я сегодня на уроке узнал, что____________________________________________________________.

Я_____________доволен своей работой на уроке.

За работу на уроке я поставил себе оценку___________.

7

Домашнее задание

Написать сочинение по картине П. П. Кончаловского «Сирень в корзине»

Обучающиеся записывают домашнее задание.


© 2010-2022