Урок по литературе для 7 класса по рассказу К. Г. Паустовского «Снег»

"Описание материала: Урок внеклассного чтения для 7 класса прошел в форме беседы, работали в группах, ответили на тестовые задания.Зарание составили презентацию.Были использованы инновационные технологии. Учащиеся работали с текстом рассказа «Снег» с последующим анализом. Данное произведение сопоставляла с картинами известных художников. Необходимо найти соответствие эпизов текста с иллюстрацией.На данный урок был приглашен участник Афганских сражений, он поделился своими воспоминаниями о войне....
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: «Былые годы в памяти не стерты…» (По произведению К.Г. Паустовского «Снег»)

Цель: Знакомство с творчеством и рассказом К.Г. Паустовского «Снег», воспитание чувства уважения к старшему поколению; привитие вкуса к чтению произведений , работа над совершенствованием общения с родителями.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, картины Н.Н. Баскакова «Победа», Ф.П. Усыпенко «Всегда на страже» М.Ю.Кугач «9 мая», фонограмма с песней.

Ход урока:

Здравствуйте, ребята, как у вас настроение? Ребята, откроем дневники и запишем домашнее задание к следующему уроку внеклассного чтения по теме « Юмор в рассказе Салтыкова - Щедрина и Чехова», прочитать рассказ А.П.Чехова «Пересолил», Салтыкова - Щедрина « Коняга».

Сегодня у нас с вами урок внеклассного чтения по теме « Былые годы в памяти не стерты…» по произведению К. Г. Паустовского «Снег». Цель нашего урока вкратце вспомнить творческий путь писателя, познакомиться с произведением, с его героями.

II. Более полувека отделяет нас от этого дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и взвился над рейхстагом красный стяг - знамя Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. И мы, читатели , благодаря прекрасным произведениям Константина Георгиевича Паустовского, Бориса Васильева, Платонова и многих других писателей имеем возможность приобщиться к этой истории, пережить ее в своих сердцах.

Ребята, что такое война? (Война - это горе, слезы, смерть, кровопролитие, пожары, разруха, голод). Запишем в словаре значение слова война.

III. Думаю, что вы с тревогой и волнением прочитали рекомендованные книги о войне и постарались ответить на вопрос:

Как отразилась тема война 1941 - 1945 годов в судьбе ваших семей. (Прослушать выступление одного ученика).

IV. Ребята, мы сегодня ознакомимся с творчеством и рассказом «Снег» К.Г.Паустоского. (Сирина получила индивидуальное задание - подготовиться творчеству писателя, послушаем ее выступление).

Да, большие надежды писатель связывал с новым поколением. В открытом письме «От всего сердца» он тепло благодарит марийских школьников за заботу о лесах.

V. Прежде чем начать обсуждение, проверим все ли знаете текст. Перед вами лежат тестовые вопросы, ответьте а них. ( У каждого ученика на столах напечатанные вопросы теста).

Сжатый пересказ учениками текста.

VI. Работа по тексту.

  1. О чем пишет (повествует) писатель рассказе?

Мы узнаем о скромной жизни старика Потапова, о его сыне - лейтенанте Николае, об эвакуированных из Москвы Татьяне Петровне, ее дочери и няньке.

  1. Кто из героев вам больше запомнился, почему?

  2. Какая тема этого рассказа?

О войне.

Но мы не слышим грохоты танков, стрельбу, так почему же здесь тема войны?

Потому что рассказ «Снег»-о смерти и жизни, о торжестве жизни вопреки грозным ее обстоятельством, о красоте и чистоте человеческих чувств. Это рассказ о большом человеческом счастье, потому что писатель был убежден: меленького счастья не бывает, как не бывает меленькой любви. Это рассказ о достойных людях, вынесших на своих плечах военное лихо, сохранивших в душе своей тихий свет родных окон в далеких заснеженных русских городах.

  1. Что можно о Татьяне Петровне? Какая она? В чем ее мудрость, щедрость, доброта? Подберите к своим ответам цитаты. Все хорошее в этом мире от доброты людской, от щедрости их сердец.

  2. Паустовский несколько раз нас встречает со словом дом? Для чего? Подберите к своим ответам цитаты.

  3. Найдите синонимы к слову Родина.

  4. Провожая наутро Потапова, Татьяна Петровна сказала: «Пишите, мы теперь родственники. Правда…» Почему родственники? Татьяна Петровна получает «письмо с дороги» Мы видим родство душ героев. В безбрежном людском море они нашли друг друга; горе Потапова и одиночество Татьяны Петровны отступают, их жизнь наполняется новым смыслом.

  5. Давайте, ребята, постараемся ответить, почему Паустовский назвал свой рассказ «Снег» Снег- символ света людской доброты, красоты человеческой души, чистоты помыслов героев.

  6. Ознакомление с картинами художников. Лайсан нарисовала картину, какой момент она изобразила в своей работе. Какое предложение из теста соответствует к иллюстрации.

VII. Давно заросли раны на полях былых сражений. Давно сняли гимнастерки писатели- фронтовики. Но сколько бы лет не прошло со дня нашей Победы, произведения той поры остаются в строю. И долго будут жить, не, страея, их строки окрыляли в годы войны душу солдата, которые поднимали ввысь наши души. И к нам, ребя та, обращается поэт Расуль Гамзатов словами: " Все, что мы завещали, и вам завещать."Великая Отечественная война закончилась, но война продолжается. Гремят выстрелы в Чечне, умирают девятнадцатилетие. За что они гибнут? Мы, взрослые, не можем объяснить, почему идет война. И обращаемся к вам ребята. Мы хотим узнать ваше оношение к войне.

VIII. Слово учителю Поч-Кучукской средней школы Сайфутдинову Вячеславу Макаровичу, участнику афганских сражений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Независимо от того, где погибли наши солдаты в Чечне или а Афганистане, в Великую Отечественную войну или гражданскую - я от себя и от вашего имени возложим эти цветы к памятнику. А урок я посвящаю всем землякам-мертвым и живым.



© 2010-2022