Конспект по русскому языку на тему Разделительные ь и ъ (5 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель русского языка и литературы

в школе с казахским языком обучения
Чичибаева Гульмира Серикбаевна


Класс: 5

Тема: Разделительные Ъ и Ь

Цель урока:

1. познакомить учащихся с правописанием Ъ и Ь;

2. развивать умения правильно ставить разделительные знаки Ъ и Ь в словах; уметь обобщать и делать выводы; развивать речь учащихся, расширять словарный запас, кругозор учащихся , логическое мышление, внимательность, память, умение работать самостоятельно и в группе;

3.воспитывать любовь к русскому языку, дружеские отношения друг к другу, дисциплинированность, аккуратность при письме;

Тип урока: объяснение нового материала

Методы и приемы: сценка, развитие речи, беседа, слайды

Оборудование: сигнальные карточки, интерактивная доска, учебники

Ход урока:

І. Организационный момент. Приветствие. Подготовка класса к уроку и организация внимания учащихся. Выявление отсутствующих учеников на уроке / рапорт дежурного/.

- Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости, повернитесь к ним, поздоровайтесь кивком головы, улыбнитесь и садитесь. Я желаю всем вам успеха!

ІІ. Подготовка к усвоению нового материала.

-Ребята давайте вспомним из каких частей состоят слова?

/ приставка, корень, суффикс, основа, окончание/

Что такое приставка?/ Приставка- это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов/

Покажите на воздухе как обозначается приставка?

Чем приставка отличается от предлога? / Приставка- это часть слова, и на письме ее нельзя отделять от корня, а предлоги с другими словами пишутся отдельно/

Какие приставки вы знаете? /-с, -об,-под,-в,- о, - по,-про,-вы, - ото/

-А сейчас ребята послушайте стихотворение и определите тему нашего урока:

Сценка "Мягкий Знак и Твёрдый Знак" - представляется заранее подготовленными учениками (Ъ, Ь, А, автор).

- Не чересчур ли ты добряк? -
Так Знаку Мягкому промолвил Твердый Знак.
- Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!
- Кто б говорил, но ты б уж помолчал!
- Знак Мягкий Твердому на это отвечал.
- Ты тверд и груб,
Как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву Ять,
Тебя из азбуки изъять...
- Друзья! Наш разговор - никчемные слова, -
Услышав этот спор, сказала буква А.
- Вы оба хороши, достойны оба чести,
Когда стоите в нужном месте. /П. Матвиенко/

ІІІ. Постановка цели урока

- И так тема нашего урока «Разделительные ъ и ь знаки». Сегодня на уроке нам предстоит узнать когда же пишется ь и ъ знак в словах. Хотите узнать? (Да!) Тогда приступим.

Учитель: - Ребята откройте тетради запишите число, классную работу и тему урока «Разделительные Ъ и Ь». Сейчас я вам прочитаю веселое стихотворения С. Маршака.

А вы найдите слова с твердыми и мягкими знаками.

  • Ребята в каких же словах есть Ь и Ъ знак?

/ размышленья, объявление, мгновенье, Илья/

IV. Объяснение нового материала

Слово учителя: Ребята, обратите внимание на слова ОБЪЯВЛЕНИЕ, СЪЕМКА, ПОДЪЕХАТЬ, ПРЕДЪЮБИЛЕЙНЫЙ.

-Скажите, имеются ли приставки в этих словах?

-На какую букву заканчиваются эти приставки?

-Перед какими буквами стоит Ъ?

-Какое правило можно отсюда сформулировать?

* Ъ пишется после приставок на согласный и перед буквами Е,Ё,Ю,Я/ записать правило с примерами в тетрадь/

-А теперь обратите внимание на написание этих слов.

ВЬЮГА СЕМЬЯ ВОРОБЬИ СОБАЧЬЕ

-Выделите корни слова и окончания

-Сделайте вывод о правописании

* Ь пишется в корне слова или перед окончанием слова между согласной и гласной Е,Ё,Ю,И,Я. / правило запишите в тетрадь/

Физкульминутка

Раз, два, три, четыре, пять-

Мягкий знак ты должен знать.

Ну и твёрдый не забудь

И здоровым всегда будь!

Ү. Проверка усвоения нового материала:

Игра "Где Ъ и Ь"?На партах лежат сигнальные карточки для каждого ученика. Мальчики показывают разд. Ъ, если в слове пишется Ъ. Девочки показывают разд. Ь, если в слове пишется Ь.

Судья, соловьи, объявление, вьюга, объём, стулья, ружьё, отъехал, съел, подъезд.

ҮІ. Закрепление нового материала.

1/.Упр. 182 стр. 79. Составьте и запишите предложения со словами , данные в рамках / стр, 78/ Обозначьте Ъ. /работа у доски//Объявление, подъезд, съесть, подъехать/

Упр. 185 стр 80. Спишите слова. Обозначьте приставку и подчеркните первую букву корня. / Подъехать, съесть, подъезд, разъезд, въезд, объезд, объехать, объем, подъем/

ҮІІ. Итог урока:

Учитель: - А что сегодня интересного вы узнали на уроке? Что повторяли? Какое задание понравилось? Какое задание показалось трудным? Почему?

Ученики:

- Мы узнали о Ь и Ъ.

- Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.

- Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.

- Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.

ҮІІІ. Домашнее задание. Упр. 188 стр. 81 выучить правило

ІХ. Рефлексия. - Покажите с помощью цветных полосок свое настроение.

- Вы сегодня молодцы! Хорошо работали на уроке. Спасибо!


© 2010-2022