Конспект урока по литературе для 7 класса Красота спасет мир (по рассказу Улыбка Р. Брэдбери)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по литературе в 7 классе

Тема: «Красота спасет мир» (по рассказу «Улыбка» Рэя Брэдбери)

Тип урока: урок внеклассного чтения

Цели:

  • рассмотреть значимость культурных ценностей на примере рассказа Рэя Брэдбери «Улыбка»;

  • определить значение терминов «ценность», «духовность»,«вандализм»;

  • учиться распознавать истинные и ложные ценности;

  • воспитывать уважение к ценностям родной культуры и культур других наций.

Оборудование: тетрадь, ручка, раздаточный материал, проектор, интерактивная доска, компьютер.

План урока:

  1. Организационный момент

  2. Работа с терминами «фантастика», «антиутопия», «утопия»

  3. Комментированное чтение и аналитическая беседа по рассказу «Улыбка»

  4. Домашнее задание

  5. Подведение итогов и рефлексия

Ход урока

1 - Организационный момент.

Здравствуйте! Все готовы? Садитесь.

Эпиграф:

В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу. (Р. Брэдбери)

2 - Слово учителя.

Сегодня на уроке внеклассного чтения мы поговорим с вами о том, что мы считаем ценным, что нас развивает духовно и нравственно. И нашей целью будет являться следующее - на основе прочитанного нами рассказа выяснить, чем нам грозит равнодушие и ненависть к прошлому, к нашей истории.

Но сначала давайте поговорим о фантастике. Что же такое фантастика? (Фантастика - разновидность художественной литературы, в которой авторский вымысел создает особый, нереальный мир.)

Как вы думаете, откуда черпает материал фантастика? (Истоки фантастики в волшебной сказке и героическом эпосе. Фантастика использует постоянные мифические образы, в сочетании с жизненным материалом современности.)

Что вы знаете о научной фантастике? (Этот термин утвердился в начале 20 века. Научная фантастика предложила множество вероятностных моделей будущего, в том числе и негативных.)

Под запись: Утопия - описание жизни воображаемой страны, отвечающей тому или иному идеалу социальной гармонии. Антиутопия - изображение опасных, пагубных и непредвиденных последствий, связанных с построением общества.)

3 - Комментированное чтение и аналитическая беседа по рассказу «Улыбка».

  • Сегодня на уроке мы будем читать и комментировать рассказ Р. Брэдбери «Улыбка». Также соотнесем смысл рассказа с эпиграфом.

Начинаем чтение с начала до слов «Они шаркали ногами, медленно продвигаясь по холодным камням мостовой».

  • Где и когда происходят изображённые в нем события? (2061 год, город будущего)

  • Кто является главным героем? Какие герои ещё действуют в рассказе? (Том и Григсби)

Продолжение чтения от слов «Скоро мы ее увидим? - уныло протянул Том» и до слов «новые троглодиты, ни покурить, ни выпить, никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников, Том. Наших праздников…»

  • Где мы встречаемся с героями рассказа? (Люди стоят в очереди в ожидании очередного праздника)

  • Как вы считаете, какое чувство объединяет людей, стоящих в очереди? (Их объединяет многое: усталость, недовольство жизнью - ненависть к прошлому)

  • Обратимся вместе к эпизоду, описывающему воспоминания Тома о прошлых праздниках.

Читаем до слов «Представляешь себе, Том? Том подумал. - Ага».

  • Это для людей «праздник». Скажите мне значение слова «праздник»? (радостное событие, приносящее удовольствие) А у людей будущего праздники, они какие?(Праздники людей будущего - это «праздники ненависти»: люди заняты разрушением, продиктованным этим чувством: «Тут всё дело в ненависти, ненависти ко всему, что связано с Прошлым»)

  • Приведите примеры из текста, как передаётся разрушительный характер действий людей «нового общества». ( ознаменовать праздник науки уничтожением последнего автомобиля и тп)

  • Что мы узнаем о людях той эпохи? ( их цивилизация пришла в упадок вследствие «одной сплошной катавасии».)

  • Как герои рассказа стараются не допустить повторения цивилизации? (Они разрушают новые, исправные или действующие предметы, являющиеся в сознании людей, символами цивилизации, в то время как треснувшая чашка, засаленная одежда, полуразрушенные жилища не вызывают ненависти людей.)

  • Что именно разрушают люди из очереди? (Разрушению подлежит как то, что имеет отношение к материальной и духовной культуре) Читаем дальше.

Продолжение чтения до слов «Что - цивилизация? А кому она нужна? Во всяком случае, не мне!».

  • Почему люди ненавидят прошлое и все, что связано с цивилизацией? («Человек ненавидит то, что его сгубило…Так уж он устроен. .. но такова человеческая природа».)

  • Что под словом «цивилизация» понимают герои рассказа? Почему не хотят её повторения? (Потому что цивилизация разрушила их жизнь. Для них цивилизация - разрушение. Они ненавидят «ораву идиотов», их систему ценностей, все, что, по мнению людей из очереди, может привести к возвращению прежней цивилизации.)

Продолжение чтения до «Почему же? Может, на этот раз все будет иначе».

  • Однородна ли очередь? (Большинство ненавидит цивилизацию, то есть стремятся к полному её уничтожению. Один человек из очереди, реплики которого очень важны для понимания мотивов поступка Тома, высказывает особое мнение: «А я так готов её терпеть. Не все, конечно, но были и в ней свои хорошие стороны…»)

  • Какие хорошие стороны прежней цивилизации имел в виду этот человек? (Обратить внимание на фразы «человек с душой», «человек, у которого душа лежит к красивому».)

  • Теперь обратимся к самому важному эпизоду - эпизоду уничтожения картины.

Чтение от слов «Наконец и они вступили на главную площадь.» до слов «Она красивая, - повторил он.»

  • Что произошло в душе Тома, когда он увидел картину? (Потрясение)

Чтение до слов «Картину-то? Кажется, «Мона Лиза»… Точно: «Мона Лиза».

  • Джоконда… Прошло уже более четырех столетий, как Леонардо да Винчи создал эту картину, а люди до сих пор не устают любоваться вечно живым шедевром знаменитого итальянского художника.

Продолжение чтения включительно до слов «Весь в ссадинах, одежда разорвана, он смотрел, как старухи жевали куски холста, как мужчины разламывали раму, поддавали ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья».

  • Подберите слово, которое наиболее точно определяло бы то, что было совершено толпой. (Вандализм - бессмысленно жестокое разрушение исторических памятников и культурных ценностей, варварство. Вандал - разрушитель культуры.)

  • А что такое культура и культурные ценности?

Под запись: Культура - совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей. Культурные ценности - это исторические памятники, произведения искусства или места отправления культа, составляющие культурное и духовное наследие народов) .

  • Приведите примеры известных вам культурных ценностей.

Продолжение чтения до слов «За город, на испещренную воронками дорогу, через поле, через мелкую речушку, он бежал и бежал, не оглядываясь, и сжатая в кулак рука была спрятана под куртку».

  • Что отличает Тома от других персонажей?

Чтение до конца.

4 - Домашнее задание

Написать мини-сочинение по высказыванию Рэя Брэдбери: «В тот самый миг, когда ты собираешься сделать зло, сделай добро. Не завтра. Не послезавтра. А именно сейчас. Это мгновение принадлежит тебе. Хватайся за него, как за золотую жилу». Опирайтесь на прочитанный текст.

5 - Подведение итогов и рефлексия.

Сегодня мы с вами познакомились с фантастическим рассказом Рэя Брэдбери «Улыбка». Выяснили значение термина «фантастика», «утопия», «антиутопия». Поговорили о значении и роли цивилизации, культурных ценностей.

Ребята, вы - молодцы! Сегодня хорошо работали, высказывали интересные мысли и правильные суждения. Надеюсь, что из сегодняшнего урока вы вынесли много новой и интересной информации!

5



© 2010-2022