Урок развития речи Вот опять окно

Тема: Вот опять окно…   Цель:   обобщить и расширить  представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения сочинения-рассуждения; развивать у обучающихся творческие способности, эмоции, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие; научить отличать положительные и отрицательные стороны жизни , воспитывать сочувствие.      На уроке развития речи проводится  подготовка к сочинению по личным наблюдениям.  Задача  заключается в том, чтобы на о...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МОУ «Новониколаевская основная общеобразовательная школа»

Урок развития речи в 8 классе.

Тема: Вот опять окно…

Цель:

  1. обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение; продолжить работу над формированием навыков построения сочинения-рассуждения;

  2. развивать у обучающихся творческие способности, эмоции, речь, мышление, внимание, воображение, восприятие;

  3. научить отличать положительные и отрицательные стороны жизни , воспитывать сочувствие.

Оборудование: репродукции картин Г. Кичигина «Дождь», Т. Назаренко «В мастерской», Ю. Пименова «Окно», Н. Ромадина «Северный интерьер», Е. Романовой «Дом окнами в поле», Ю. Рысухина «Дома», В. Шиганова «Весенний этюд».

Отрывок из рассказа Ю. Казакова «Голубое и зеленое», стихотворения А. Фета, Н. Матвеевой, Н. Старшинова, Н. Хикмета.


  1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке развития речи мы с вами готовимся к сочинению по личным наблюдениям. Наша задача заключается в том, чтобы на основе анализа художественных текстов научиться выражать собственные мысли и чувства, находить различные подходы к раскрытию одной и той же темы. Этот урок необычен. Хочется, чтобы он стал уроком настроений, раздумий, красоты и доброты. Помогать нам будет живопись и литература..

Бывают в жизни минуты острого ощущения одиночества, грусти, иногда отчаяния - сумерки души. Осень. Вечер. Мелкий-мелкий дождь, как в стихотворении Н. Старшинова:

Ничто меня не радует -

От грусти не уйдешь…

Иду. А с неба падает

Последний летний дождь.

И на плечи, и на руки,

Смывает пыль с лица.

И надо мной фонарики

Покачиваются.

Я многое предчувствовал

И, кажется, беду.

Но до сих пор без устали

Иду, иду, иду.

А дождь ложится на руки,

Смывает пыль с лица.

И желтые фонарики

Покачиваются…

И вдруг ловишь себя на ощущении, что тебя окружает не только мрак и сырость. Откуда-то идут волны пусть не понимания и сочувствия, но тепла и надежды. И ты не сразу осознаешь, что это, как руку друг, протянуло тебе луч света окно в ночи.

Стихотворение М. Цветаевой «Вот опять окно…»

2. Итак, тема сочинения, к которому готовимся сегодня на уроке, - «Вот опять окно…»

Возможно, эта тема вызовет недоумение, но мне она видится очень интересной и широкой, как распахнутые широко и открыто окна на этих репродукциях, как цветной, многозвучный, насыщенный мир, зовущий и манящий к себе.

Стихотворение Н. Матвеевой «Окно»:

Окно открыто в сад весенний и дневной.

Блеск подоконника разглажен тишиной.

Толчками, точками в окно влетают пчелы…

В нем гибко сцеплены жасмин, горошек, мак…

От пламенности дня в глазах веселый мрак -

Секунда слабости веселой.

До красных кирпичей дотронулся вьюнок,

Как тонкое жабо до грубых красных щек.

В тени камней стены еще дымится влага…

Окно не высоко, и есть упор для ног,

А там - прогретый путь и долгий день для шага…

Это стихотворение по своему настроению очень созвучно одной из картин. Какой, по-вашему?

Почему вы так решили?

То. О чем мы с вами говорили, было одним из подходов к нашей теме. Это был взгляд из окна. Запишем:

  1. Взгляд из окна - путь в широкий мир, символ свободы.

Но ведь можно посмотреть и на окно. Вдумаемся в отрывок из рассказа Ю Казакова «Голубое и зеленое».

  1. Взгляд на окно - отражение настроения того, кто смотрит; отражение характера хозяина окна.

Но есть еще один подход. Не нужно прямо реализовывать его - это нескромно, но можно использовать его как художественный прием, это:

  1. Взгляд в окно - в неведомый мир человеческих отношений, человеческих судеб.

Отбор языковых средств выражения основной идеи. Наблюдения над образцами художественной речи.

Работа с карточками в группах.

Физкультминутка.

Карточка 1.

Я вылез из-под красного одеяла

Детский нос о стекло расплющил

Жарко в комнате запах материнского тела

А за окнами снег

Я выздоравливаю от кори.

Н. Хикмет

1. Спишите, расставив знаки препинания.

2. Объясните постановку знаков препинания с помощью подчеркиваний и схем.

3. Напишите, какую картину, какое настроение передает стихотворение.

Карточка 2.

Струи дождя бушевали снаружи

Рыжие длинные печальные пряди

Мычал я какую-то песню

В потемки глядя

Голосу дождя подпевая.

Н. Хикмет

  1. Спишите, расставляя знаки препинания

  2. Объясните постановку знаков препинания с помощью подчеркиваний.

  3. Какой из картин по настроению соответствует это стихотворение?

Карточка 3.

Под утро ли

В полночь

Помню

Комнату полную звезд

Словно ночных мотыльков неуемных

Я не решился к ним подступиться

Открыл вас окна

Выпустил звезды в ночь

В безграничную зябкую ночь

Спутников и метеоров…

Н. Хикмет


  1. Спишите, расставляя знаки препинания.

  2. Объясните постановку знаков препинания с помощью подчеркиваний и схем.

  3. Напишите, о чем вы думаете и что представляете себе, читая это стихотворение.


Карточка 4.

Окна сорока домов

Вошли ко мне обступили

Я сел на первый попавшийся подоконник

Свесил к облакам ноги

Почти счастливый

Почти беззаботный.

Н. Хикмет


  1. Спишите, расставляя знаки препинания и объяснив свой выбор с помощью подчеркиваний и схем.

  2. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?

Карточка 5.


  1. Вставьте пропущенные буквы, объясняя написание удвоенных согласных.

  2. При необходимости используйте данные словосочетания в своем сочинении.

Облокотиться на подоко…ик, ра тилается за окном, тенистая а…ея, камее…ая лестница, предра…ветный час, непо…ельная радость, внимательно ра…атривать, бе…вездная бе…оннная ночь, неи…якаемый источник вдохновения.


Работа с текстом. А Фет

Ночью как-то вольнее дышать мне,

Как-то просторней…

Даже в столице не тесно!

Окна растворишь:

Тихо и чутко

Плывет прохладительный воздух.

А небо? А месяц?

О, этот месяц-волшебник!

Как будто бы кровли

Покрыты зеркальным стеклом,

Шпили и кресты - бриллианты;

А там, за луной, небосклон-

Чем дальше - светлей и прозрачней…

Вместе с зарею и сон налетает на вежды,

Светел, как призрак,

Голову клонит, - а жаль от окна оторваться!


  1. Вставьте и объясните пропущенные буквы.

  2. О чем хотел поведать читателю поэт?

  3. Каким чувством пронизано это стихотворение?

  4. С помощью каких художественно-изобразительных средств автор передает свое настроение?

  5. Задания по вариантам: подчеркните сравнения, эпитеты, найдите интересные синтаксические конструкции.


  1. Выбор жанра сочинения. Эссе. Новелла.

С какой бы стороны вы сейчас ни попытались осветить тему «Вот опять окно…», я желаю вам заинтересованности и творчества. Те, у кого опыт наблюдений оказался мал, могут обратиться к репродукциям картин, использовать материалы урока. Итак, работаем с черновиками.

Дома: написать сочинение.

Оценки за урок.









Уроки развития речи - уроки, на которых должна проявляться индивидуальность каждого ученика, его творческие способности, так как творчество - норма детского восприятия. (Выготский Л. С.)

Использование на уроках развития речи живописи, образцов художественного слова дает возможности для моделирования такой ситуации, которая раскрепощает ученика, будит в нем творческое начало, мотивирует его речевую деятельность.

Мне хотелось. Чтобы на уроке подготовки к сочинению по личным впечатлениям привлечение живописи и поэзии повысило интерес учащихся к предмету речи, вызвало желание высказаться.

Чтобы у детей получились интересные работы, им надо было хорошо познакомиться с предметом речи, поэтому за неделю до урока они получили задание: прочитать рассказ Ю Казакова «Голубое и зеленое», понаблюдать за окнами домов. Собрать материал для своего сочинения из книг, кинофильмов, телепередач.

Для создания определенного эмоционального настроя на уроке были использованы репродукции картин, стихотворения А. Фета, Н. Матвеевой, Н. Старшинова, Н. Хикмета.










ЯРКИЙ СВЕТ, ВЗГЛЯД В ОКНО, ВЗГЛЯД ИЗ ОКНА, ВОЛШЕБСТВО КРАСОК, ВЕСЕННЕЕ НАСТРОЕНИЕ, ЦВЕТОВАЯ ГАММА, РАДУЕТ ГЛАЗ, ОЖИДАНИЕ ВЕСНЫ, ПОДНИМАЕТ НАСТРОЕНИЕ, душевный покой, чувствуем запах апельсина, голубоватое, морозное утро, узоры на окне, ветки деревьев в серебряном инее, цветы на окне, за окном еще мороз, а в комнате тепло и уютно, смотрит из окна, ожидание будущее впереди, простая деревенская девчонка, мечтательный взгляд, в мир, стоящая у окна, светлые занавески на окне, широко открытое окно, бантик в косичке, любопытный взгляд, выглядывает девчушка, румянец на щеках, старое окно, чужой мир, непонятный, закрытый , таинственный, тоска, грусть, надежда на будущее, ставенка открыта, светлая стена, покосившаяся ставенка, одиночество, неприютность, морской пейзаж, простор, свобода, молодость, летящие чайки, запах моря, светлые тона, спокойное море, радость бытия, жизни, ощущение грядущего счастья, бегущие облака, необычные фигуры, сейчас замкнутый мир, впереди свобода, простор, полет, большая, счастливая жизнь, цветок на подоконнике, светящиеся окна напротив, падающий снег, видна крыша дома, букеты цветов, яркие, радостные краски, солнечный свет, тени на окне, луг, залитый солнцем, сквозь небо - голубое небо, оконце неба, жаркий день, блестящий подоконник, удаляющийся кораблик, город на горизонте, отражение на стекле, разный мир, живой, дышащий, наполненный жизнью.


© 2010-2022