Урок литературы на тему Отношение человека к природе в повести Ч. Айтматова Белый пароход (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Учитель: Комарова Т.Б.

КГУ «СОШ № 34», г. Семей, ВКО, Казахстан

Класс 7

Тема: Отношение человека к природе в повести Ч.Айтматова «Белый пароход».

Цель: дети увидят, как через отношение человека к миру природы раскрывается его характер.

Задачи: - учащиеся познакомятся с биографией Ч.Айтматова и историей создания произведения, будут анализировать текст, дадут характеристику главным героям повести и отрицательным персонажам;

- ученики будут развивать устную и письменную речь, образное мышление, творческие способности;

- будут воспитывать доброе, бережное отношение к природе.

Стратегии: 3-хэтапный урок, метод «Аквариум», групповая мыследеятельность, «толстый и тонкий вопросы», дискуссионная карта.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Психологическая мобилизация.

- Добрый день, ребята! Мне вновь приятно встретиться с вами на уроке. Давайте пожелаем друг-другу много хорошего, светлого, доброго.

III. Вызов. «Аквариум». (Учитель + 2-3 ученика)

- Ребята, что такое добро? А зло?

- Кого называют добрым? А злым?

-Как вы понимаете выражение «доброе отношение к природе»?

(Учащиеся отвечают на вопросы. )

Записывается тема урока.

Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного писателя Чингиза Торекуловича Айтматова и его повестью «Белый пароход». Произведения писателя отличают мифологическое мышление, психологизм в раскрытии внутреннего мира человека и ориентированность на традиции киргизского устного народно-поэтического творчества. Будучи киргизом по национальности, Ч.Айтматов тем не менее писал на русском языке, в своих произведениях затрагивая общечеловеческие, вечные проблемы. Для всех произведений Ч.Айтматова, а для повести «Белый пароход» в частности, характерна тема добра и зла как центральная тема творчества писателя. Повесть интересна тем, что в ней одновременно сосуществуют и современная жизнь и древняя легенда.

IV. Осмысление.

1.Сообщения учащихся по следующим темам (домашнее задание):

1). «Ч.Айтматов . Жизнь и творчество.»

2). «История создания повести «Белый пароход».

3). «Легенда о племени Бугу».

2.Чтение вступительной статьи учебника .

3.Беседа.

- Что является отличительной чертой творчества Чингиза Айтматова?

- Какое событие в жизни писателя послужило толчком к написанию повести?

- Кто в XIX веке записал легенду о племени Бугу, почитающем оленя?

- Как использован миф в повести Чингиза Айтматова?

4. Работа над содержанием повести «Белый пароход».

- Где и когда происходит действие в повести «Белый пароход»?

- Кто является персонажами повести? Можем ли мы, характеризуя их, применить термины «протагонист» и «антагонист»? Почему?

-Как вы думаете, почему у мальчика нет имени? Что означает имя Момун?

1). Составление портретной характеристики героев. (Работа в группах.)

- Дайте портретные характеристики главным героям и персонажам повести:

I группа - старик Момун;

II группа - мальчик;

III группа - Оразкул;

IV группа - тетка Бекей, бабка.

Статический портрет

Динамический портрет


Выступление спикеров от каждой группы.

- Какие эпизоды вы считаете главными в жизни мальчика и старика Момуна? Как проявляют себя герои в этих эпизодах?

- Каково отношение главных героев к окружающей природе, к неожиданно вернувшимся маралам? (с.204-205)

2)Чтение фрагмента встречи мальчика с маралами. (с 206-207)

-Как описывает автор маралов?

- Похоже это описание на описание Рогатой матери-оленихи в легенде?

-Почему «затаив дыхание, мальчик вышел из-за камня, как во сне, протянув руки перед собой, подошел к берегу…» ,«мальчик закрыл глаза и снова открыл»? Объясните поведение мальчика.

- Почему автор называет маралов «сказочными маралами»? Что в них необычного?

-Обратите внимание на цветовую палитру в этом эпизоде.

Сделайте выписки из текста. («Красной стеной пламенели», золотисто-багряные берёзы и осины», «белый снег», «краснолиственный тугай», «красные листья», «красные ветви»)

- Какой цвет преобладает в этом фрагменте? Почему?

3). Каково отношение к миру природы, к маралам отрицательных персонажей повести?

Чтение фрагмента текста на с .214-215 .

-Как воспринимает весть о возвращении маралов Орозкул? («Небрежно изрек», «хмурый взгляд», «непуганые, вот и не боятся», «красотой сыт не будешь»)

- Почему маралы не боялись людей?

4). Составление таблицы «Отношение к природе, к маралам персонажей повести «Белый пароход». (Сделать выписки из текста.)

Таблица составляется по ходу беседы. Детям предлагается выбрать цвет фломастера, соответствующий чувствам, которые они испытывают, и объяснить свой выбор.

Персонаж повести

Его отношение к природе, маралам

Мальчик

«А мальчику было хорошо…У него горели глаза и уши…»

«Мы с дедом тебя очень любим, Рогатая мать-олениха. Мы тебя давно ждали …»

«Помоги, Рогатая мать-олениха, помоги мне, я тоже твой сын…»

«Мальчик оторопел, холодом обдало его, когда он увидел под стеной сарая рогатую моралью голову».

Старик Момун

«А ты знаешь, сынок, к нам маралы пришли…» «Понравится, так останутся. Если не трогать их, они будут жить. Кормов у нас вдоволь…»

«Момун рассказывал внуку о маралах, о благородстве, о красоте, и быстроте этих животных…»

Орозкул

«Какие тебе олени, маралы это. Мы их вчера видели, - небрежно изрек Орозкул».

«Хмурый взгляд»

«Нечего попусту поучать,- раздраженно проговорил он, не глядя на Момуна.- Запрещена охота там, где они водятся. А у нас они не водятся. И мы за них не отвечаем. Ясно?» - грозно глянул он…

«А Орозкул с пьяным упорством продолжал четвертовать за сараем голову Рогатой матери-оленихи. Можно было подумать, что он совершил долгожданную месть.»

Сейдахмат

«Эх, ружье бы сейчас…»

Тетка Бекей

«Нелепо-разряженная, но с сине-багровыми следами Орозкуловых побоев на лице, худющая и неуместно весёлая, носилась она сегодня в хлопотах «большого мяса…»

5).Дискуссионная карта.

Да Правильно ли поступил старик Момун, Нет

1. совершив убийство марала? 1.

2 2.

3. 3.

- Ответьте на данный вопрос, подобрав по три аргумента в пользу

ответа «да» и «нет».

«Свободное письмо». Сделайте вывод и запишите его в тетрадях. (Дети работают индивидуально, затем обмениваются мнениями в группе.)

Зачитываются мнения учащихся (по одному от группы).

V. Рефлексия.

- Как через отношение к миру природы автор раскрывает характеры персонажей повести?

- Центральной темой повести «Белый пароход» является тема добра и зла. Кто, на ваш взгляд, является в повести олицетворением добра? Кто олицетворяет зло? На чьей стороне ваши симпатии? Почему?

VI. Заключительное слово учителя.

- Добро со злом не могут сосуществовать, что-то должно быть истреблено. Но, увы, здесь поражено было добро. Потому что Оразкул заставил деда Момуна нарушить свои нравственные законы, растоптать то, во что так долго верил и он сам, и мальчик. Оразкул заставил его не просто убить олениху, но посягнуть на то, во что он верил всю жизнь, «на память предков, на совесть и заветы свои», на нравственные законы бугинцев. Момун сотворил зло во имя добра, ради своей «злосчастной дочери», ради внука. Но его философия зла во имя добра потерпела крах. Убив олениху, он обрекает на гибель мальчика. Ведь он сам помог создать внуку мир легенды, рассказав о Рогатой матери-оленихе, но сам же этот мир и разрушил.

- Ребята, на следующем уроке мы поговорим о мифе и сказке в повести. Я предлагаю вам подумать над смыслом названия произведения и над тем, какую роль в повествовании играют миф и сказка.

VIII. Домашнее задание: подумать над смыслом названия произведения, над тем , какую роль в повествовании играют миф и сказка. Напишите, как бы вы посоветовали поступить старику Момуну.











Легенда о племени Бугу На берегах Иссык-Куля жило и живёт до сих пор киргизское племя бугу. Возможно, это было первое киргизское племя, переселившееся сюда - ещё в IX веке, а может быть, и раньше. Бугу - по-киргизски "олень". Название племени заимствовано из легенды о Матери-Оленихе, записанной в свое время еще Ч.Валихановым и наиболее красочно переданной Чингизом Айтматовым в повести "Белый пароход".

Когда-то давно киргизы, жившие тогда на Енисее (по-киргизски - "Энесай", "мать-река"), были перебиты врагами. Спаслись только мальчик и девочка, которые в тот день ушли в лес, а вернулись, когда уже всё было кончено. Пришли они в родной аул, и схватили их враги. Позвал вражеский хан Рябую Хромую Старуху и велел отвести детей в лес и убить, чтобы совсем извести племя киргизов.

Не хотелось старухе убивать беззащитных детей, да разве можно ослушаться хана? Отвела она их в лес и уже готовилась убить, как вдруг слышит человеческий голос: "Обожди, большая мудрая женщина - не губи безвинных детей!" Обернулась старуха - и увидела олениху, говорившую человеческим голосом. У той оленихи люди-охотники убили оленят, и решила она найти и усыновить детей-сирот. Уговорила олениха старуху отдать ей мальчика и девочку и увезла их на себе в далёкий край, на озеро Иссык-Куль.

"Стояли они на горе - дивились. Кругом снежные хребты, а посреди гор, поросших зелёным лесом, насколько глаз хватает, море плещется. Ходят белые волны по зелёной воде, ветры гонят их издали и угоняют вдаль. Где начало Иссык-Куля, где конец - не узнать. С одного края солнце восходит, а на другом ещё ночь. Сколько гор стоит вокруг Иссык-Куля - не счесть, а за теми горами сколько ещё таких же снежных гор высится - тоже не узнать.

"Это и есть ваша новая родина" - сказала Мать-Олениха. Мальчик и девочка выросли, стали мужем и женой, а первенца своего в честь Матери-Оленихи назвали Бугубаем. Оттуда и пошло племя бугу - самое могущественное из всех киргизских племён. Из-за своего происхождения от Матери-Оленихи бугу считали себя особенными и ко всем прочим племенам относились несколько свысока.

Следует также отметить, что гуннская легенда об олене в известной мере перекликается с киргизским преданием о Рогатой матери-Оленихе - прародительнице рода буга, записанным еще Ч.Валихановым (ХIХ в.). Этот древний сюжет использовал Ч.Айтматов в повести "Белый пароход". Изложим его содержание (по А.Алимжанову ).

Кара-Мурза и Асан (герои предания), охотясь за оленями в горах Ала-Мышык, увидели в стаде маралов прекрасных девочку и мальчика с оленьими рогами. Они убили мальчика и схватили девочку, которая с воплем бросилась на труп брата и долго неутешно рыдала. Предание гласит, что, проклятые рогатой девочкой, Асан и Кара-Мурза не имели потомства. Предводитель Мирза-Кул, к которому привели прекрасную девочку, отдал ее замуж за своего внука Яман-Кула. По преданию, эта родоначальница по имени Муюзбайбиче (Рогатая мать) прославилась своей необыкновенной мудростью. Утверждают, что в последствии она утратила украшавшие ее рога. Вымыв как-то голову, она приказала служанке вылить воду в такое место, которого не касалась нога человека. Служанка из любопытства, или же не найдя соответствующего места, выпила эту воду и от этого зачала сына, назвав его после рождения именем Джелден ( от ветра)... По сообщению Ч.Валиханова, современные ему киргизы продолжали свято чтить память Рогатой матери и в тяжелые моменты своей жизни приносили ей жертвы, обращаясь к ней с молитвой. Она считается покровительницей озера Иссык-Куль, и дух ее витает над Иссык-кульской долиной.[11]

.



© 2010-2022