Урок Куда сбежали О и Е ?

  Куда "сбежали" О и Е? Вид урока: лабораторная работа Тип урока: объяснение нового материала. Задачи: обучающая: знакомство с понятием беглые гласные; развивающая: развитие умения работать с научным текстом; опережающее знакомство с правописанием суффиксов -ек, -ик; воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в группе, воспитание чувства ответственности за результат выполняемой работы. Цель: проанализировать изложенный лингвистический материал, сделать выводы о языковых явлениях, составить устный текст научного жанра.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Куда "сбежали" О и Е?

Вид урока: лабораторная работа

Тип урока: объяснение нового материала.

Задачи:

  1. обучающая: знакомство с понятием беглые гласные;

  2. развивающая: развитие умения работать с научным текстом; опережающее знакомство с правописанием суффиксов -ек, -ик;

  3. воспитательная: воспитание бережного отношения к русскому языку, умения работать в группе, воспитание чувства ответственности за результат выполняемой работы.

Цель: проанализировать изложенный лингвистический материал, сделать выводы о языковых явлениях, составить устный текст научного жанра.

Ход урока.

1. Приветствие.

2. Мотивация.

Сегодня мы работаем в группах, но каждая группа будет выполнять часть общего задания, потому что вместе вы составляете единую команду.

3. Разминка.

Мы несколько уроков назад закончили изучение темы "Лексика", поэтому я хочу задать вам вопрос, какие слова называют синонимами?

Подберите синонимы к слову "беглый"?

4. Организация наблюдений, которое позволит определить тему, цель и задачи урока.

1) Сегодня мы проведём лингвистическое исследование. Проводили ли вы когда-нибудь исследование? Какие процессы оно в себя включает? (наблюдение, сравнение, сопоставление, выводы и открытия).

Учёные-лингвисты сделали множество открытий. Сегодня вы можете тоже совершить для себя открытие, побывать в роли исследователей и поделиться с одноклассниками тем, что узнаете.

2) Определение темы урока через наблюдение.

Теперь внимание на доску. (На доске записаны пары слов лоб-лба, день-дня, сынок-сынка, вобрать-вбирать).

Что необычного вы заметили в склонении этих слов? (гласные то появляются, то исчезают).

Как называются такие гласные? (Беглые)

Сформулируйте тему урока? Запишите в ваших листах для лабораторной работы.

3) Подготовка вопросов.

Как вы думаете, какие вопросы можно решить, изучая тему "Беглые гласные"? Каждая группа должна посоветоваться в течение минуты и записать вопрос на доске.

4) Обобщение вопросов, предложенных учащимися.

Вопросы:

1. Почему "убежали" гласные?

2. Какие гласные могут "убегать"?

3. В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

4. С каким орфографическим правилом связана беглость гласных?

5) Задание по группам.

Вы помните, что мы проводим лингвистическое исследование, и каждая группа, изучая тему "Беглые гласные", выполняет часть общего задания. Каждой группе предлагается своя лингвистическая задача. Вам необходимо распределить, кто за что отвечает: секретарь. докладчик, генератор идей, диктор. Ответы запишите в своих листах наблюдений.

6) Выступление групп.

Сейчас предлагаю каждой группе вывести свои ответы на доску, а остальные дополнят свои записи в листах наблюдений. Начинать ответ нужно с фразы, которая ставит перед вами вопрос.

Мы с вами нашли ответы на все вопросы, поставленные в начале рока, а теперь представим результаты нашего исследования в виде устного текста научного стиля.

Кто желает обобщить то, что мы узнали, воспользовавшись материалом на доске.

Устный ответ в научном стиле.

Беглость гласных связана с процессом особых изменений в языке, который называется падением редуцированных. Беглыми могут быть О и Е. Наблюдается беглость гласных в разных частях слова: В суффиксе, корне, приставке.

7. Закрепление: выполнение упражнения учебника.

8. Домашнее задание.

Упражнение №

или

написать статью в научном стиле "Куда "сбежали" О и Е?" для научного журнала

8. Рефлексия.

Скажите, что удивило вас сегодня на уроке? Почему у нас получилась лабораторная работа?

9. Подведение итогов.

© 2010-2022