- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Числительные в словосочетании, предложении и тексте
Числительные в словосочетании, предложении и тексте
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Гольцова Л.А. |
Дата | 26.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Тема: Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте
Класс: 6
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного.
Цели как деятельность учеников
Метапредметные:
М/п: пользоваться разными видами чтения, обобщать, систематизировать.
М/к: оформлять мысли в устной и письменной форме, уместно и правильно использовать речевые средства (языковые конструкции), оценивать высказывание, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, слушать и слышать других, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
Предметные:
6ЛР: определять тип связи в словосочетании порядкового числительного с существительным, определять синтаксическую роль числительных в предложении.
3ЛР: употреблять формы Р.п. мн.ч. имён существительных с количественными числительными.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I. Оргмомент.
Игра «Смешанный лес» - деление на группы
Ребята входят в класс и рассаживаются на стулья, которые стоят полукругом. Учитель рассчитывает учеников на 1-4 и объясняет условия игры: все ученики, получившие при счете номер 1 -это берёзы, номер 2 - это липы, номера 3 - сосны, а четвертые номера - это клёны. Учитель - лесник. Как только я называю какое-то дерево, все ученики с таким именем меняются местами, а я стараюсь занять свободное место. Кто остался без места, тот становится лесником и называет следующее название дерева. (3-4 смены)
Теперь я прошу учеников с одинаковыми названия сесть за отдельные столы. У нас получились команды, которым я предлагаю совершить увлекательное путешествие - исследование над Самарской областью.
Вы согласны? Вы готовы?
Тогда мы отправляемся в путь!
II. Актуализация изученного.
Путешествовать мы будем на воздушных шарах, или аэростатах. Современные аэростаты - это надёжные и безопасные средства, которые используют для воздухоплавания. Как у любых путешественников, у нас с вами есть дневники, где мы будем вести свои записи во время путешествия (Приложение 2).
-
Работа над предложением.
Посмотрите на предложение в ваших дневниках.
Аэростаты способны подниматься на высоту птичьего полёта, которая может составлять от (250)_______ до (600) ______ метров.
Запишите числительные словами, учитывая правила их склонения.
Прочитаем предложение.
Что вы можете сказать о структуре предложения? (сложное)
Какой вид придаточного предложения перед нами? (определительное)
Докажите свою точку зрения. (вопрос КАКОГО?, Относится к существительному ВЫСОТУ, присоединяется к главному словом КОТОРАЯ)
Назовите разряд прилагательного ПТИЧЬЕГО. (притяжательное)
Докажите. (отвечает на вопрос ЧЬЕГО?)
Поговорим о числительных.
К какому разряду по значению можно отнести числительные? (количественные)
Почему? (обозначают количество предметов)
Что можно сказать о составе этих числительных? Ответ аргументируйте. (250 - ставное, т.к. состоит из нескольких слов, 600 - сложное, т.к. состоит из двух корней)
Познавательные УУД
1. Владеть навыками аудирования (выборочного).
2. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
III. Формулирование темы и целей урока.
Объектом наших наблюдений во время путешествия станут национальные парки.
1. Работа с Интернет-ресурсами.
Что такое национальный парк и для чего они создаются, мы попробуем узнать из Интернета. За компьютером поработает ___________ (один ученик работает с Интернет-ресурсами)
2. Наблюдение над предложением.
А мы в это время поднимаемся на аэростатах над Самарской областью и вот что увидим. Рассмотрим следующее предложение в наших дневниках.
На территории Самарской области расположены …. национальных парка - «Бузулукский бор» и «Самарская Лука»
Нравится ли вам это предложение?
Чего в нём не хватает? Дополните предложение. (слова ДВА)
Как вы думаете, каким стало предложение после появления в нём числительного? (более понятным)
Давайте послушаем, что же такое НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК? (Национа́льный парк - территория, где в целях охраны окружающей среды ограничена деятельность человека)
В названиях парков есть имена прилагательные.
Каким способом они образованы? (Суффиксальным)
Объясните правописание суффиксов в этих прилагательных.
А в какие еще синтаксические единицы могут входить числительные? (словосочетания и тексты)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Имена числительные в словосочетании, предложении и тексте)
Мы с вами довольно долго говорили о числительных. Как вы думаете, какие задачи стоят перед нами сегодня?
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и содержание урока.
IV. Открытие новых знаний
-
Работа с иллюстрацией.
С высоты парящего воздушного шара нам открывается замечательный вид. Посмотрите на это изображение.
Составьте предложение, описывающее красоту этого пейзажа и используя прилагательные разных разрядов. (слушаем предложения)
Как вы думаете, что может разрушить эту необыкновенную красоту? (деятельность человека)
Оставленный после пикника мусор загрязняет лес.
Ежегодные вырубки леса и лесные пожары лишают нас чистого воздуха.
Выбросы отходов в водоёмы убивают жителей рек и озёр.
(на каждое предложение из картинки убирается пазл - образуется БРЕШЬ)
Деятельность человека образует на теле Земли БРЕШЬ.
-
Работа со словарём.
Что значит это слово?
Давайте заглянем в словарь.
Со словарем поработает _____________
Наша задача сегодня не только познакомиться с новыми сведениями о числительных, но и ликвидировать образовавшиеся бреши. Сделать это мы сможем активной работой на уроке. Та команда, которая проявит большую активность и за правильное и быстрое выполнение заданий наберет больше всего жетонов, получит возможность помочь природе и залатать брешь.
-
Выборочное списывание.
Перед вами два предложения.
21 марта во всем мире отмечается Международный день леса.
11 января - день заповедников и национальных парков.
Выпишите из них словосочетания «Порядковое числительное + существительное». (двадцать первое марта, одиннадцатое января)
Числительные какого разряда входят в данные словосочетания? (порядковые)
Определите падеж имён существительных в словосочетаниях. (родительный)
-
Конструирование предложений.
Попробуйте самостоятельно составить предложения на основе имеющегося в ваших дневниках материала.
21, Россия, лес, сентябрь, день, работник.
Российский, сентябрь, 15, лес, день.
Определите падеж слов со значением «название месяца» в получившихся предложениях. (родительный)
Попробуйте сделать вывод, в каком падеже ставится название месяцев после порядковых числительных при указании даты.
(Всегда в родительном)
Молодцы! Жетоны получает команда __________.
Познавательные УУД
1. Давать определения понятиям, обобщать, группировать, строить логические рассуждения.
2. Вычитывать все уровни текстовой информации, владеть разными видами чтения (ознакомительного, изучающего), менять стратегию чтения в зависимости от целевой установки.
Коммуникативные УУД
1. Создавать тексты заданного стиля и жанра.
2. Свободно излагать свои мысли, соблюдая нормы построения текста.
V. Развитие учебно-языковых и речевых умений.
-
Работа в группах.
А сейчас мы проверим, как усвоены нами знания предыдущих уроков.
Представьте, что наш аэростат приземлился на солнечной полянке, и каждая группа занялась своим любимым делом.
Каждая группа выполнит отдельное задание, сделает вывод, а потом мы все вместе обсудим выводы, сделанные вами.
Первая группа взяла с собой в путешествие интересную энциклопедию и решила познакомиться с научными исследованиями.
1 группа - Из предложений выпишите словосочетания «порядковое числительное + существительное». Поставьте одно из словосочетаний в родительный и предложный падежи. Определите, на основе какого вида подчинительной связи построены словосочетания. Можно воспользоваться учебником.
Первый национальный парк в СССР -Лахемаа - был основан в Эстонской ССР. Самые часто встречающиеся лесные жители в Бузулукском бору - куницы, на втором месте - белки и рыси. Среди лесов Самарской Луки преобладают липняки и дубравы, третьего места удостоились осинники.
(Вывод: порядковые числительные связаны с именами существительными согласованием)
Вторая группа захватила с собой ноутбук и, воспользовавшись свободной минуткой, отправилась в путешествие по Интернету.
2 группа - Разгадайте интерактивный кроссворд, узнайте ключевое слово, поставьте его в предложение вместо точек. Определите, каким членом предложение является данное слово. Сделайте вывод о синтаксической роли порядковых числительных
Национальный парк «Башкирия» на территории республики Башкортостан основан …… сентября 1986 года.
(Вывод: порядковые числительные, обозначающие даты, в предложениях являются обстоятельствами времени)
Третья группа - люди творческие. Они решили сочинить синквейн.
3 группа - Сочините СИНКВЕЙН о числительном. Не забудьте упомянуть о разрядах числительных и их роли в предложениях, словосочетаниях и текстах
1 строка - тема (существительное);
2 строка - два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка - три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме;
4 строка - фраза (свое отношение к теме);
5 строка - слово - резюме, синоним, высказывание, крылатое выражение.
А четвертая группа, радуясь солнечному дню, принялась рассматривать узоры в калейдоскопе.
4 группа - Цветной диктант «Калейдоскоп»
Перед вами «калейдоскоп» с пронумерованными секторами. Я буду читать предложения, а вы - закрашивать секторы соответствующими цветами: количественное числительное - красный, порядковое - зеленый, прилагательное - желтый.
1 - В настоящее время на территории России находится 43 национальных парка
2 - Бузулукский бор объявлен национальным парком в 2008 году.
3 - Главной достопримечательностью Бузулуского бора является трёхсотпятидесятилетняя сосна.
4 - Окружность её ствола составляет 424 сантиметра.
5 - Национальный парк «Самарская Лука» создан в июле 1985 года.
6 - На территории лесного царства неизменно гнездятся около 160 видов птиц.
7 - Одной из достопримечательностей Луки является дом-музей
Ильи Репина, который открыт в 1990 году.
8 - Музей представляет собой маленький бревенчатый домик в три окна.
9 - Некоторые птицы могут подниматься на высоту шестидесятиэтажного дома.
10 - В настоящее время около одной третьей части животный и птиц, обитающих в национальных парках, находится на грани исчезновения.
Проверка: вы правильно выполнили задание, если у вас получился такой узор калейдоскопа.
Проверка работы в группах.
Жетоны получают команды.
Подсчитайте количество жетонов.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цель и результаты своей деятельности.
Коммуникативные УУД
1. Свободно, точно, правильно, логично излагать свои мысли по заявленной проблеме.
2. Владеть нормами культуры речи в области образования и употребления слов.
3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
4. Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему
решению в совместной деятельности.
VI. Итог урока.
За всеми нашими делами мы не заметили, как на нашу поляну опустился вечер. Небо слало звездным, немного похолодало, и мы собрались у костра. (ребята встают с мест и собираются у «костра»).
Давайте обсудим наше путешествие.
Что вам показалось самым интересным?
А какое задание показалось самым трудным?
Что нового вы узнали.
Сколько жетонов заработала ваши команда?
Я думаю, мы все вместе просто обязаны помогать нашей природе. Я предлагаю выбрать каждой команде человека, который был самым активным и отправить его выполнить эту почетную миссию.
(ребята закрывают бреши, которые были сняты в начале урока)
Наше путешествие подошло к концу. Сейчас мы разойдемся. Но каждый из нас должен помнить, что мы в ответе за каждый наш поступок, за каждую брошенную банку или полиэтиленовый пакет, ведь разлагаются они в течение сотен лет; за каждое спиленное дерево, ведь они выделяют такой нужный нам кислород; за каждый непотушенный костер.
Регулятивные УУД.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
VIII. Домашнее задание.
Уходя с этой гостеприимной поляны, мы должны погасить костер. На языках пламени костра ваше домашнее задание, поэтому сейчас мы возьмем по одной искорке, и наш костер не причинит никому вреда.
Задание на выбор:
-
Представьте, что вы какая-то маленькая часть природы, например, ромашка, бабочка, божья коровка, капелька росы, трудяга-муравей….И вам очень хочется жить. Напишите сочинение - миниатюру о том, что вы по этому поводу хотите сказать людям от имени животных, растений, облачка и т.д.
-
Жизненная задача, с. 212 в учебнике