Урок-сюрприз по теме Правописание Н-НН в суффикасах причастий и отглагольных прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя (полная) общеобразовательная школа № 4»

г. Рославля Смоленской области



«правописание Н-НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных»


Урок-сюрприз по русскому языку в 7 классе

Пудова О.П.,

учитель русского языка

и литературы









2012 г

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Вид урока: урок-сюрприз.

Технология: технология контекстуального обучения.

Цель: формирование навыка правильного написания причастий и отлагательных прилагательных.

Знать: орфограммы «н - нн в суффиксах прилагательных», «н - нн в суффиксах причастий».

Уметь: правильно писать слова с изученными орфограммами.

Оборудование: карточки, грамоты.

Ход урока:

  1. Вступительное слово учителя.

Цель: объяснить учащимся цель урока.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие: урок-сюрприз. Я даже не могу вам сообщить план сегодняшнего урока. Скажу только приготовьтесь к неожиданностям.

  1. Актуализация опорных знаний.

Цель: повторить правило написания н - нн в суффиксах причастий прилагательных на основе работы с текстом.

Ребята, давайте подумаем, что бы ещё придумать, чтобы запомнить сложное правило «н - нн»? вчера я отправила запрос по Интернету, и вот что получила в ответ.

(Запись на доске, коллективная работа: дети объясняют написание н - нн).



Доска

Смышлёным детям достаточно повторить правило несколько раз, а потом, выпив кипячёной воды, выполнить придуманные учителем упражнения, в которых повторяется одно и то же. Незваные гости всё так же, как и раньше, приходят неожиданно, даже негаданно - нежданно, зато приносят не крашеные деревянные ложки, а золочёные и посеребрянные блюда. Причем все сидят на кожаном диване, возле которого есть полированный столик с крахмаленой скатертью и вязаными салфетками.

Хорошо, конечно, когда приходят гости. Но чем же их угощать?

  1. Объяснительный диктант.

Цель: добиться осознанного написания слов с н - нн при воссоздании текста рисунка.

Сейчас я предлагаю карточку для каждой пары. Вы сами выберете, кто из вас будет выступать в роли учителя при объяснительном диктанте. (Раздаю карточки).

Карточки:

№1

Купле…ый банан


№ 3

Реза…ый батон

№ 2

Лишё…ый шкурки баклажан


№4

Варе…ый бульон

№ 5

На масле жаре…ый бекон


№ 6

Протуше…ый бифштекс

№ 7

Пропече…ый кекс

№ 9

В кастрюльку броше…ый чеснок

№9

Кури…ые ноги


№10

Вяле…ый лещи

№ 11

Дробле…ый орех


№ 12

Маринова…ые огурцы

Теперь мы все вместе составили уникальный рецепт. (Объяснительный диктант). Ученик, у которого есть карточка, диктует написанные на ней словосочетания и объясняет написанные н - нн. Потом все записывают это словосочетание к себе в «Уникальный рецепт».

Уникальный рецепт

Возьмите ______________________________________,

Добавьте ______________________________________

и киньте в _____________________________________.

На____________________________________________

Обмажьте вы со всех сторон.

Готов_________________________________________,

______________________________________________

В_____________________________________________ -

Приправа для __________________________________ .

А пара ________________________________________

Вкусней тарелки кислых щей.

Вы в свёклу_____________________________________

Бросайте быстро, без помех.

Ваш___________________________________________

Отведать каждый будет рад.


  1. Самостоятельная работа.

«Моя будущая профессия - кулинар»

Цель: проверить уровень усвоения темы.

А теперь каждый из вас получает необыкновенный конверт, в котором вы найдёте всё, что вам необходимо для создания собственного рисунка. Может быть, кто-нибудь из вас станет известным кулинаром. А пока мы только смоделируем будущее.

Наша работа состоит из двух этапов:

  1. Выясняем содержимое холодильника (конверта).

  2. Составим рецепт вместе с другом.

Задание: Вставьте пропущенные буквы на карточках. (8 вариантов)

Пример:

Вариант № 3

Картофель: чищен…ый, резан…ый, подсолен…ый, жарен…ый в масле;

Лук: пасерован…ый, ошпарен…ый, резан…ый ножом, посыпан…ый, рублен…ый;

Грибы: мелкорезан…ые, сушен…ые, туше…ные в масле, смешан…ые с луком.

  1. Работа в группах (по два человека: 1-2 вариант, 3-4 вариант, 5-6 вариант, 7-8 вариант)

Цель: формирование умения создавать собственный текст повествовательного характера, используя ключевые слова.

Задание: Составьте рецепт, используя продукты, изображённые на ваших карточках.

  1. Закрепление изученного.

Пока я буду знакомиться с вашими шедеврами, предлагаю продолжить историю об удивительных превращениях продуктов. Выполним упражнение: вставим пропущенные буквы в тексте. (Тексты распечатаны заранее).

Текст.

Теперь займёмся мы столом.

Он полирова…ый притом.

Крахмале…ая скатерть есть.

А вяза…ых салфеток шесть.

Покраше…ы ещё вчера

Все ножки кресла и стола.

Вилки олочё…ые,

Ножи посеребрё…ые.

И вот учё…ый попугай

Гостей зовёт на каравай.

Вот бьют стари…ые часы.

У дам припудре…ы носы.

Вот стёга…ых жилетов ряд.

И туфель чище…ых парад.

Уж можно ужин подавать,

Чтоб зва…ых в гости удивлять.

Потраче…о немало сил.

Хвалё…ый суп уже остыл.

Капусты кваше…ой ведро,

Мочё…ых яблок три кило.

Свежемороже…ый сазан,

Копчё…ый угорь и баран,

Хранившийся пять лет бальзам

И мелкокраше…ый банан.

Того, что съеде…о давно,

Пересчитать мне не дано.

Бывает много разных тесм,

Но я люблю «Одна - две Н»!

  1. Подведение итогов. Награждение лучших учеников.

Настало время подвезти итоги нашего необычного занятия и наградить лучших кулинаров. (Вручение грамот).

  1. Домашнее задание.

Дома вы поработаете с шутливым текстом и увидите, как в нём используются полные и краткие причастия и прилагательные.

Замороже…ы продукты,

Законсервирова…ы фрукты

И конфеты.

Все прожаре…ы котлеты.

И расставле…ы столы.

Будет бал у детворы.

Для нашей Татьяны

Почище…ы бананы,

Для маленькой Аси

Пореза…ы ананасы.

А юн…я Лара любит

Сушё…ые кальмары…

Прошёл торжестве…ый обде.

Обрадова…ы все. Привет!

Поруза…ы все вяза…ые салфетки.

Испуга…ая кошка затаилась у соседки.

Клее…ые обои разорва…ы.

Парчовые шторы сорва…ы.

Полирова…ый столик поцарапа… .

Рассерженно смотри папа.

Искусстве…ые цветы подстриже…ы.

Мама плачет обиженно.

Гости разошлись восторже…ые.

Хозяева остались встревоже…ые.


© 2010-2022