Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа

Данный урок вводит учащихся в атмосферу быта, окружения, знакомых главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов». Характер главного героя проявляется уже на первых страницах романа, поэтому работа над началом произведения - довольно важный момент в изучении всего текста и понятия поступков, мыслей Ильи Обломова. Портретная характеристика и характеристика героя через его окружение - одна из стилевых особенностей писателя И. Гончарова. Подробное описание одежды, интерьера, гостей - это элементы п...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

9 класс литература

1 урок по роману И. Гончарова «Обломов»

Тема урока

Образ Обломова - первый шаг к пониманию этого героя -

в двух пространствах романа.

Цели урока:

- учащиеся должны разобраться в образе главного героя на первых этапах

его появления на страницах романа

- у учащихся будет развиваться речь, навыки работы с текстом, умения

логически оформлять и завершать мысль

- учащиеся в ходе работы формируют в себе определённые нравственные

качества.

Виды работ на уроке.

- комментированное чтение

- работа с текстом художественного произведения

- построение кластера

- устные высказывания

- беседа с опорой на текст

- членение текста на микротемы и определение в каждой из них

ведущей мысли

- анализ эпизода

- построение схемы

- свободное письмо

- создание законченной мысли по заданному началу

- работа по учебнику

- работа с литературоведческой статьёй

Материал для работы на уроке


  1. Роман И. Гончарова «Обломов».

  2. Учебник «Русская литература». 9 класс. Автор - Бадиков В. В. и др.

Издательство «Мектеп», 2013 г.

3. Статья Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?»


Этапы урока

Уровни восприятия

МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Слово учителя.

К данному уроку вы прочитали 2 эпизода из романа «Обломов» - 1 главу и «Письмо старосты».

Каковы ваши первые впечатления о герое?

Ответы учащихся.

Итак, Обломов обратил на себя ваше внимание. Может быть, уже заставил о чём-то задуматься.

Теперь начнём работу с текстом романа и попытаемся вчитаться в то, что при первом чтении осталось «за кадром».

2 и 4 этапы восприятия - интерпретационное и критическое понимание.

Компетентно - ориентированная направленность на проверку ЗУНов учащихся:

вопросы на трасформацию (2 уровень)- передача информации в другой форме

- выделить основные характеристики героя

- указать отличительные черты, подмеченные при первом чтении

- объяснить на уровне первого восприятия некоторые поступки героя

ОПЕРАЦИОННЫЙ ЭТАП

Слово учителя.

Приступаем к работе над романом «Обломов».

И начнём со статьи Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?». Посмотрим, что пишет критик о композиции романа.

- Чтение 7 абзаца («Вот отчего некоторым кажется роман…»).

- Итак, работаем с первой частью романа.

1. Комментированное обсуждение глав №1 , 5 6, 9

- сколько абзацев?

- пронумеруйте их.

- выделите те абзацы, где образ Обломова

вырисовывается особенно ярко.

- теперь просмотровым чтением определим

ведущую мысль, связанную

с характеристикой Обломова.

1 глава

портрет

одежда

основное занятие

интерьер жилья

воспоминание о письме

типичное утро

5 глава - общая характеристика героя

6 глава - служба Обломова

9 глава - сон Обломова

2. Групповая работа -

1 группа - Собрать материал (через

ключевые слова)

для характеристики Обломова

(портрет, одежда, основное

занятие, интерьер жилья, общая

характеристика)

2 группа - Собрать материал (через

ключевые слова)

для характеристики Обломова

( воспоминание о письме,

типичное утро, служба, сон

Обломова).

Заполнить кластер ключевыми словами, фразами,

характеризующими Обломова (авторская позиция).

Работу оформляем в виде кластера.

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.ОБЛОМОВ

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.

По окончании работы.

- Сделать выводы по работе -

- 1 группа

- 2 группа

- одна группа делает сообщение (устное высказывание ), а вторая - оформляет кластер итогов работы 1 группы

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.- затем вторая группа и т.п.

Делаем общие выводы на вопрос: «Что в Обломове

вам показалось самым важным (главным)?»

Этот вывод построить в виде устного высказывания ( 3-4 предложения), сделав акцент только на одном качестве героя.

- По отношению к службе Обломов - родоначальник какого отношения к ней? Как пишет об этом факте Н. Добролюбов в своей статье?

Читаем абзац 23 « «Но ведь это ещё не жизнь, - это только приготовление к жизни…»

- Как рассуждает Н. Добролюбов о роли сна в жизни Обломова - ребёнка? Вы можете согласиться с авторской позицией? Почему? (абзац 18 статьи «Все эти черты превосходно подмечены и с необыкновенной силой…»)

3. Работа по анализу эпизода «Письмо старосты» (ч. 1, гл. 2)

- выделите главные образы, которые можно

охарактеризовать из письма.

Образы

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.

Обломов староста

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.

КАК ЧТО

реагирует ? докладывает ?

- ответьте на заданные вопросы, используя материал 1 и 2 главы.

- как и почему характеризует старосту это письмо?

- данное письмо - это шаг к образу Обломова. У И. Гончарова ничего лишнего в произведениях нет. Такова особенность его стиля. Тогда зачем писатель ввёл в текст это письмо?

- объясните реакцию Обломова на это письмо. О нём уже упоминалось в 1 главе.

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Реакция Обломова

надо было нежелание и т. д.

что-то делать вмешиваться

в ход событий

4. Обобщение работы по 1 и 2 главам романа.

- какой образ связывает эти 2 главы романа?

(Обломов)

- определите художественные пространства, в которых раскрывается образ Обломова?

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.Характер Обломова раскрывается в 2 пространствах

авторское пространство

пОбраз Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.ространство старосты

Образ Обломова – первый шаг к пониманию этого героя – в двух пространствах романа.

и создаётся один характер - характер Обломова

- Дополним свои открытия по образу Обломова материалом учебной статьи «Обломов и Штольц» (стр. 276 - со слов «Суть характера Обломова обнаруживается…»)


3 и 4 этапы восприятия -

личное и критическое понимание

Компетентно - ориентированная направленность на проверку ЗУНов учащихся:

(связь новой информации с личной точкой зрения, возможность анализировать информацию)

- находить ключевые, главные, моменты текста

- классифицировать материал по указанным направлениям

- составлять группу основных положений по заданию

- структурировать сведения по направлениям

- вчитываться в нужный материал

- различать чётко главное и второстепенное


- строить кластер на основе подобранных ключевых слов

- располагать материал в строгой последовательности - от главного к незначительному, но нужному для характеристики героя


- систематизировать услышанную информацию


- представлять работу через связное устное высказывание, подтверждённое словами из текста (цитатами)



- оформлять услышанное в сжатое обобщение

- включать в ход своих умозаключений мысли и выводы критической статьи


-сравнивать со своими рассуждениями, находить общее и различное



- проводить анализ эпизода

- вычленять образы и определять их функции в данном эпизоде

- описывать конкретные действия героев и логически их объяснять

- строить доказательно свои ответы

- развивать навыки монологической речи

- приводить в порядок свои мысли и мысли товарищей по уроку

- видеть целостность авторского текста

- делать выводы по проделанной работе

- продолжить ассоциативный ряд, углубляющий понимание образа главного героя


- представлять свои наблюдения в виде схемы, таблицы…


- сопоставлять свои взгляды и взгляды другого, незримого участника дискуссии

РЕФЛЕКСИЯ

- Задание (на выбор)


  1. Свободное письмо «Чему научили меня эти 2 главы?»


  1. Закончите начатую мысль : «Быть таким, как Обломов…» (2 - 3 предложения)

Проверка ответов на вопросы

сначала читают затем читают

ответы на 1 вопрос ответы на 2 вопрос

Домашнее задание:

Читать роман Обломов, собирая материал по образам


  1. Штольц - ч. I - гл.6; ч. II - гл.1 - 5, 11; ч. IV - 2 - 7, 9, 11.


  1. Гости Обломова - ч. I - гл. 3 ; ч. III - гл.1, 2, 10.


  1. Ольга Ильинская - ч. II - гл. 5 - 9, 12; ч. III - гл. 5- 7, 11; ч. IV - гл. 4.

4 этап восприятия -

критическое понимание

Компетентно - ориентированная направленность на проверку ЗУНов учащихся:

(проводить анализ собственных находок и наблюдений)

- оценивать поступки героя и давать им оценку

- вырабатывать свою жизненную позицию

Пыстина Лидия Митрофановна

школа - гимназия № 9

г. Павлодар

4

© 2010-2022