Рабочая программа по литературе 10 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по литературе 10 классРабочая программа по литературе 10 класс«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_________/Сафонова Л.П./

Протокол № ___ от

«___»____________2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора по

УВР МБОУ «СОШ с. Иваниха»

__________/Михайлюк И.И/

«___»_______________2015 г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ

«СОШ с. Иваниха»

___________/Уразбаева С.К./

Приказ № _______ от

«___»____________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе (10 класс)


Лукашевич Ольги Ивановны

(первая квалификационная категория)







Рассмотрено на заседании педагогического совета

протокол № _______ от «_____»________2015 г.


















2015-2016 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2004 г.) и учебника «Литература 10 класс. Учебник 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (автор - Ю.В.Лебедев - М.: «Просвещение», 2012 г.). Предназначена для учащихся 10 класса МБОУ «СОШ с. Иваниха».

Главная идея данной программы по литературе - изучение вершинных произведений родной литературы на историко-литературной основе, что дает представление о судьбах литературы и родной культуры.

Понимание особенностей общечеловеческого и конкретно-исторического подхода к произведению искусства расширяет кругозор читателя, обращение к «вечным темам» дает возможность усилить нравственно-эстетическое воздействие курса.

Курс литературы включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы.

Обзорные темы знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть - текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним - основа литературного образования.

Программа предусматривает знакомство и с зарубежной литературой. Изучение этих произведений помогает понять место отечественной литературы в литературном процессе, ее вклад в мировую художественную культуру.

Обоснованность. Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению. Все выше перечисленное и определяет значимость и актуальность данной программы.

Место и роль в обучении:

Данный учебный предмет входит в образовательную область - филология. Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации в 10 классе предусмотрено обязательное изучение литературы на базовом уровне из расчета 105 часов, в неделю - 3 часа.

Художественная литература имеет важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цели обучения:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Эти цели обусловливают следующие задачи организации учебной деятельности:

сформировать представления о художественной литературе, как искусстве слова;

освоить теоретические понятия, которые способствуют глубокому постижению литературных произведений;

воспитывать культуру чтения;

сформировать потребность в чтении;

совершенствовать устную и письменную речь.

Основные принципы отбора материала:

  • Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

  • Примерная программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

  • Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

В основе принципов отбора материала - личностная ориентация и деятельностный подход.

Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.

Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.

Методы и формы обучения.

Технологии: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, коллективный способ обучения

Методы: словесный, наглядный, практический, репродуктивный, проблемно-поисковый.

Формы: беседа, лекция, практикум, развитие речи.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду, жанру.

- Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- Подготовка рефератов, докладов, презентаций; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Большое значение имеет межпредметная связь, возможное обращение к другим предметам. Опыт показывает, что вопросы этического, нравственного, трудового, духовного воспитания не могут решаться в рамках учебного материала одного предмета. Ознакомление с эстетическими и этическими понятиями предполагает выход учителя- словесника в философию, историю, музыку, живопись, этику, эстетику. Опираясь на имеющиеся у учащихся знания и представления по другим предметам, следует устанавливать взаимосвязи произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций авторов (русский язык, история, обществознание, изобразительное искусство, музыка). Системная поурочная деятельность с опорой на межпредметные связи отмечает повышение функции образования, развития и воспитания. Межпредметные связи выступают как одно из актуальных средств комплексного подхода к обучению современных школьников.

Предполагаемые результаты: к концу года каждый ученик должен овладеть знаниями, которые формируют культурного, подготовленного к самостоятельному общению с искусством слова читателя.

Ученик должен знать:

  • логику развития историко-литературного процесса на материале русской литературы XII-XIX веков.

  • Основные литературные направления русской литературы XVIII-XIX веков.

  • Краткие биографические сведения об изученных писателях.

  • Содержание изученных произведений, отчетливо представлять себе роль и место изученного художественного произведения в литературном процессе.

Ученик должен уметь:

  • Определять как время изображенное, так и время создания, а также время, когда происходит чтение.

  • Использовать рекомендованную литературоведческую и критическую литературу.

  • Давать доказательную и убедительную оценку самостоятельно прочитанному произведению.

  • Свободно и целесообразно использовать конкретные понятия теории литературы.

  • Ориентироваться в различных типах справочной литературы и активно ее использовать.

Система оценки достижений учащихся по литературе, инструментарий для оценивания результатов: система оценивания достижений учащихся по литературе в10-ом классе осуществляется через устные формы опроса, развернутые письменные ответы на вопросы, различные виды сочинений, решения тестов, защиту рефератов.

При оценивании устных ответов и письменных работ по литературе используются нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по литературе» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

Количество часов

Всего - 105 часов; в неделю - 3 часа

  • внеклассное чтение - 7

  • сочинений - 7

  • тесты- 3

  • контрольные работы - 2

Календарно-тематический план

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Контроль

Дата

по плану

фактически


1 полугодие

48 ч


Введение

2

1

Русская литература XIX века в контексте мировой культуры.

1


02.09

2

Обзор русской литературы первой половины XIX века

1


04.09


Литература I половины

19 века

10



3

«Вечные темы» в лирике А.С.Пушкина и их философское осмысление.

1


08.09

4

А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»

1


09.09

5

6

Конфликт личности и государства в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник».

2


11.09

15.09

7

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова

1


16.09

8

Своеобразие художественного мира поэта.

1


18.09

9

М.Ю.Лермонтов. Поэма «Демон».Отличие «Демона» от типичного героя-индивидуалиста западноевропейских романтиков.

1


22.09

10

Жизнь и творчество Н.В. Гоголя (обзор). Повесть «Невский проспект»

1


23.09

11

Образ города в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект».

1


25.09

12

Русская литература и общественная мысль второй половины XIX века

1


29.09


Александр Николаевич Островский

8



13

«Колумб Замоскворечья»

(очерк жизни и творчества А.Островского)

1


30.09

14

Творческая история «Грозы». Споры вокруг «грозы». Бытовой фон пьесы

1


02.10

15

Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства»

1


06.10

16

Своеобразие конфликта. Протест Катерины против «темного царства»

1


07.10

17

Обличение самодурства, грубой силы и невежества

1


09.10

18

Сила и слабость Катерины. Статья Н.Добролюбова «Луч света в темном царстве»

1


13.10

19

Молодое поколение в пьесе. Смысл названия.

1


14.10

20

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по драме А. Островского «Гроза»

1

сочинение

16.10


Иван Александрович

Гончаров

7



21

Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова. Три романа - «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв»

1

20.10

22

Роман «Обломов». Социальная и нравственная проблематика романа

1

21.10

23

Обломов - его сущность, характер и судьба. Статья Н. Добролюбова

« Что такое обломовщина?»

1

23.10

24

Обломов и Штольц

1

27.10

25

Ольга Ильинская - центральный положительный образ романа

1

28.10

26

Обломов - «коренной народный наш тип». Диалектика характера Обломова. Смысл его жизни и смерти.

1

30.10

27

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману

И. Гончарова «Обломов»

1

сочинение

10.11


Иван Сергеевич

Тургенев

9




28

Очерк жизни и творчества И.С. Тургенева

1

11.11

29

Эпоха, отраженная в романе «Отцы и дети»

1

13.11

30

Образы дворян в романе. Молодые герои романа. Гл. 1 - 9

1

17.11

31

Политические и эстетические разногласия героев.

Анализ глав 10 - 11

1

18.11

32

Взгляды Базарова на природу и искусство. Выявление авторской позиции

1

20.11

33

Любовь в жизни героев. Взаимоотношения Базарова и Аркадия

1

24.11

34

Художественная сила последних сцен романа (Гл. 27 и эпилог

1

25.11

35

Смысл названия и проблематика романа «Отцы и дети». Споры в критике вокруг романа

1

27.11

36

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по роману

И. Тургенева «Отцы и дети»

1

сочинение

01.12


Федор Иванович

Тютчев

2

37

Ф.И. Тютчев. Личность и судьба поэта. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики.

1

02.12

38

Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и "поединок роковой". Художественное своеобразие поэзии Тютчева

1

04.12


Афанасий Афанасьевич

Фет

3




39

Личность и судьба поэта

1

08.12

40

«Стихи пленительные Фета» (анализ стихотворений)

1

09.12

41

«Проверь себя». Тест по творчеству Тютчева, Фета

1

тест

11.12

42

Литература 60 - 70 годов 19 века (обзор)

1

15.12

43

Вн./чт. Художественный мир произведений Н.С. Лескова

1

16.12

44

Вн./чт. Н.С. Лесков «Очарованный странник»

1

18.12

45

Вн./чт. А.К. Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы, мотивы, образы поэзии А. Толстого.

1

22.12

46

Сатирические стихи А.К.Толстого

1

23.12

47

Контрольный тест за I полугодие

1

контр. тест

25.12


Николай Алексеевич

Некрасов

7




48

«Поэт мести и печали». (Очерк жизни и творчества Н.Некрасова с обобщением ранее изученного)

1

29.12

2 полугодие

57

49

Становление Некрасова как поэта и общественного деятеля. Стихотворение «Родина»

1

12.01

50

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа.

1

13.01

51

Образы крестьян-правдоискателей в поэме Н.А. Некрасова.

1

15.01

52

«Есть женщины в русских селеньях…». Образ Матрены Тимофеевны Корчагиной. Идеал счастья в поэме

1

19.01

53

Р. Р. Подготовка к домашнему сочинению по творчеству

Н.Некрасова

1

сочинение

20.01



Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин


5




54

«Прокурор общественной жизни». (Очерк жизни и творчества М. Салтыкова - Щедрина)

1

22.01

55

Сказки для «детей изрядного возраста». Причины обращения к сказочному жанру. Тематика сказок.

1

26.01

56

Идейная направленность и художественное своеобразие сказок Щедрина («Премудрый пескарь»,

«Верный Трезор», «Орел меценат»)

1

27.01

57

58


М. Е. Салтыков-Щедрин

Роман «История одного города» как сатирическое произведение.

2

29.01

02.02

Федор Михайлович

Достоевский

10




59

Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба. Этапы творческого пути.

1

03.02

60

Тема «маленького человека» в произведениях Ф.М.Достоевского. Петербург Достоевского

1

05.02

61

История создания романа «Преступление и наказание». Жанр, сюжет, проблематика. «Маленькие люди» в романе

1

09.02

62

«Тварь я дрожащая или право имею?»: теория и бунт Раскольникова.

1

10.02

63

Преступление и наказание Раскольникова

1

12.02

64

Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание».

1

16.02

65

Эпилог романа

1

17.02

66

Тестирование по роману Достоевского «Преступление и наказание»

1

тест

19.02

67

68

Р. Р. Классное сочинение по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание»

2

сочинение

24.02

26.02

Лев Николаевич

Толстой

17




69

«Толстой - это целый мир» (М.Горький). Жизненный и творческий путь Л. Толстого. Духовные искания писателя

1

01.03

70

«Правда войны». Изображение войны, героизма русских солдат и офицеров в «Севастопольских рассказах»

1

02.03

71

«Я старался писать историю народа». История создания романа «Война и мир».

1

04.03

72

Великосветское общество в «Войне и мире». Анализ сцен из 1 и 2 части I тома

1

09.03

73

«История семейств» (усвоение содержания 1 тома)

1

11.03

74

Изображение Шенграбенского и Аустерлицкого сражений

1

15.03

75

Усвоение содержания II тома «Войны и мира»

1

16.03

76

Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. Обзор содержания III тома романа.

1

18.03

77

Партизанская война. Платон Каратаев и Тихон Щербатый.

1

22.03

78

Противопоставление Кутузов - Наполеон

1

23.03

79

«Дорога чести» Андрея Болконского в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Путь исканий Пьера Безухова в романе Л.Н. Толстого «Вона и мир».

1

25.03

80

В чем истинная красота человека? (женские образы романа)

1

05.04

81

Природа в изображении Толстого

1

06.04

82

Последняя встреча с героями романа. Судьба героев в эпилоге.

1

08.04

83

«Проверь себя!» (тест по творчеству Л. Толстого)

1

тест

12.04

84

85

Р. Р. Классное сочинение по роману Л. Толстого «Война и мир»

2

сочинение

13.04

15.04


Современная литература

о войне

2




86

Вн./чт. Тема войны в литературе 20 века

1

19.04

87

Вн./чт. Вов в произведениях Ю. Бондарева, В. Некрасова, К. Воробьева,

В. Быкова, А. Твардовского,

В. Кондратьева

1

20.04


Антон Павлович

Чехов


9




88

Тайна личности А.П. Чехова. Мир Антоши Чехонте

1

22.04

89

Путь от Старцева к Ионычу. Чтение и анализ рассказа Чехова «Ионыч»

«Всюду - палата № 6. Это Россия…» (Н. Лесков)

1

26.04

90

Чеховский театр

1

27.04

91

«Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов.

1

29.04

92

Бывшие хозяева вишневого сада. Разрушение дворянского гнезда

1

03.05

93

Загадка Ермолая Лопахина: «хищный зверь» или «нежная душа»?

1

04.05

94

Настоящее, прошлое и будущее в пьесе.

1

06.05

95

96

Р. Р. Классное сочинение по пьесе А. Чехова «Вишневый сад»

2

сочинение

10.05

11.05


Зарубежная литература

3




97

«Вечные» вопросы в зарубежной литературе.

Вн./чт. Ги де Мопассан «Ожерелье»

1

13.05

98

Итоговая контрольная работа за курс 10 класса (тест)

1

контр. работа

17.05

99

Вн./чт. Г. Ибсен Жизнь и творчество Драма «Кукольный дом» Ибсена и мировая драматургия

1

18.05

100

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира»

1

20.05


Обобщение изученного за год

6




101

Итоговое повторение. Нравственные уроки русской литературы 19 века

1

24.05

102

«Вечные» образы в русской литературе

1

25.05

103

«Сквозные» темы в русской литературе

Рекомендация книг для чтения (курс 11 класса)

1

27.05

104

105

Резерв

2

30.05

31.05

ИТОГО:

105






























Содержание тем учебного курса

1. Введение (2 ч.)

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

2. Литература I половины 19 века (10ч.)

А. С. Пушкин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражания Корану» (1Х. «И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...», «Из Пиндемонти»

(возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека. «Маленькие трагедии»

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Мой демон», «К***» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Поэма «Демон». Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть "Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести).

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Русская литература и общественная мысль второй половины XIX века (1 ч)

3. Александр Николаевич Островский (8 ч.)

Театр Островского и традиции русской классической драматургии.

«Гроза». Смысл названия, своеобразие жанра. Система художественных образов, функции второстепенных и эпизодических персонажей.

Символика и фольклорные мотивы. Тема греха и святости, ее современные интерпретации. Споры вокруг образа главной героини. Сценическое воплощение пьесы.

4. Иван Александрович Гончаров (7 ч.)

Романы Гончарова как своеобразная трилогия о судьбах Родины и русского человека. Полемика с Тургеневым о русском романе.

«Обломов». Обломов в системе художественных образов романа, смысл сопоставления со Штольцем. «Сон Обломова» и его место в композиции и сюжете. Поиски положительных начал русской жизни. Обломовка, обломовцы, обломовщина как символические образы произведения. Авторский приговор идеалам главного героя. Переосмысление проблемы любви в романе. Историко-философский смысл финала.

Споры вокруг образа главного героя.

Объективность повествовательной манеры. Функции предметно-бытовой детали, пейзажа.

5. Иван Сергеевич Тургенев (9 ч.)

Своеобразие авторской концепции мира, эстетические и этические позиции писателя. Жанровое многообразие творчества. Русский роман XIX века и романы И. С. Тургенева.

«Отцы и дети». Философская проблематика романа. Смысл названия, полемический пафос. Своеобразие композиции. Система художественных образов. Идея разрыва связи времен. Противоречивость позиции Базарова, его победы и поражения. Любовный конфликт как идейное испытание героя. Временное и вечное в образе Базарова. Автор и его герой.

«Отцы и дети» - «живой роман». Споры об образе главного героя, о нигилизме.

6. Федор Иванович Тютчев (2 ч.)

Лирика. Концепция мира и человека в поэзии Тютчева. «Вечные проблемы» человеческого бытия и их осмысление в философской лирике. Трагическое звучание темы любви.

7. Афанасий Афанасьевич Фет (3 ч.)

Лирика. Поэзия как выражение красоты и идеала. Тема «бедности слова» и мотив невыразимости сущего. Импрессионистические приемы в лирике.

8. Литература 60 - 70- годов 19 века (4 ч.)

Н.С. Лесков

Своеобразие повествовательной манеры. Жанр сказа.

«Очарованный странник». Житийное и фольклорное начала в повести. Тема праведничества. русский национальный характер в изображении писателя. Система персонажей повести. Иван Флягин как герой и повествователь.

А.К. Толстой(2 ч)

Художественный мир поэта.

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…».

Своеобразие художественного мира поэта. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю. Влияние фольклорной и романтической традиции.


9. Николай Алексеевич Некрасов (7 ч.)

Лирика. Основные жанры и темы поэзии Н. А. Некрасова. Тема народа и Родины как ведущая в творчестве поэта. Новаторство поэзии: своеобразие тематики, фольклорная основа лирики, демократизация литературного языка.

«Кому на Руси жить хорошо» (История создания, жанр и композиция. Крестьянские типы в изображении Некрасова. Проблема счастья и ее решение.

10. Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин (5 ч.)

Сатирические приемы в сказках Салтыкова-Щедрина (повторение на основе ранее изученного).

«История одного города» (обзор с изучением отдельных глав). Смысл названия. Споры жанровой природе произведения. Трактовка финала.

Проблема народа и власти как центральная проблема книги. Город-гротеск в изображении писателя. Образы градоначальников.

11. Федор Михайлович Достоевский (10 ч.)

Достоевский и нигилизм. Достоевский и христианство. «Преступление и наказание». Воплощение замысла писателя. Особенности повествовательной манеры. Мастерство психологического анализа. Жанровое своеобразие.

Русская действительность в художественном ми романа. Петербургская тема. Нравственно-философская проблематика. Тема преступления и наказания ее интерпретация на страницах романа. Символическая структура романа.

Система художественных образов. Раскольников и его теория. Трагические противоречия характера главного героя. Тема «двойничества» и ее воплощение на страницах романа.

Христианская концепция писателя. Своеобразие воплощения авторской позиции. Роман «Преступление и наказание» в восприятии читателей разных эпох.

12. Лев Николаевич Толстой (17 ч.)

Личность Толстого, писателя и философа, соединившего два века, две эпохи русской культуры.

«Война и мир». История создания. Особенности художественной структуры. Мастерство психологического анализа. Жанровая специфика. Смысл названия: символическое значение понятий «война и мир». Философско-художественная интерпретация «вечных проблем» бытия.

Основные персонажи романа. Поиски «мира» своего места в жизни любимых героев Толстого.

Толстовский идеал семьи. Идея целительной си, «общей жизни». «Мысль народная» в романе. Значение образа Платона Каратаева. Художественная правда истории в романе. Смысл противопоставления образов Кутузова и Наполеона.

«Диалектика души» и проблема свободной воли в романе.

Роман «Война и мир» и его читатели.

13. Современная литература о войне (2 ч.)

ВОв в творчестве писателей и поэтов 20 века.

14. Антон Павлович Чехов (9 ч.)

«Вишневый сад». Своеобразие жанра. Драматическая напряженность внутреннего действия, лирико-психологический подтекст. «Случайные» герои в случайной жизни. Интерпретация темы разрушения «дворянских гнезд». Утверждение высокого назначения человека, его творческой преобразующей деятельности. Символические образы.

Сценическая жизнь пьесы.

Проза Чехова. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой» (указанные рассказы являются обязательными для изучения).

Рассказы «Палата №6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов).

Темы, сюжеты, проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

15. Зарубежная литература (2ч. + 1)

Западноевропейская литература XIX века: своеобразие литературного процесса, основные направления, методы, стили, имена: Мопассан, Ибсен.

Романтизм в литературе Англии, Германии, Франции: своеобразие романтической традиции. Формирование реализма в западноевропейской литературе и его основные открытия: новые имена и новые герои.

Русский и западноевропейский романтизм и реализм: взаимосвязь и взаимовлияние.

К.Хетагуров. Жизнь и творчество. Сборник «Осетинская лира» (1 ч)

16. Повторение и систематизация изученного ( 6 ч)

Русский роман и его предтечи. Поиски новой формы, адекватной времени. Проблема героя как узловая проблема русского романа. Жанровое своеобразие и жанровое многообразие русского романа.

Жанровое новаторство русской драматургии. Основные пути развития русского театра. От лирики золотого века к лирике века серебряного. Основные тенденции развития. Споры о пушкинском наследии в 50-60-х годах XIX века. Лирика «чистого искусства» и гражданская лирика середины XIX века. Нравственные уроки русской литературы.






Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса, обучающихся по данной программе

В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы;

• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.






Перечень учебно-методического обеспечения

1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2008.

2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2010

5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

6. Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. - М.: Издательство «Первое сентября», 2012

7. Зинина Е.А. Основы поэтики: теория и практика анализа художественного текста 10-11 классы

8. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе 9-11 классы

Интернет-ресурсы :

1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

4. openclass.ru/



Список литературы

1. Государственный стандарт основного общего образования по литературе;

2.Примерная Программа основного общего образования по литературе для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения;

3.И.М. Скоркина «Литература» 10 класс. Поурочное планирование. Издательство «Учитель - АСАР», г. Волгоград, 2013 год.

4.И.В. Золотарева, Т.И. Михайлова «Поурочные разработки по русской литературе», 10 класс в двух частях. Издательство Москва «ВАКО», 2012 год.

5.«Литература 10 класс. Учебник 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (автор - Ю.В.Лебедев - М.: «Просвещение», 2012г.)

.

18


© 2010-2022