Статья на тему: Использование на уроках литературы элементов системы обучения Е. Н. Ильина в работе с особым контингентом обучающихся

В статье рассматриваются главные положения системы «обучающего воспитания» Е.Н. Ильина, в основе которой лежит гуманистическая идея воспитания средствами урока литературы человека, «по-людски хорошего, общественно значимого, пытливо читающего». Данная идея чрезвычайно актуальна для особого контингента обучающихся в учебно-консультационных пунктах при исправительных колониях, поскольку у лиц, совершивших тяжкие преступления, нарушены представления о морально-этических нормах и нравственных принц...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование на уроках литературы элементов системы обучения Е.Н. Ильина в работе с особым контингентом обучающихся


Урок литературы, художественное произведение… Какое место они занимают в системе ценностей обучающихся, отбывающих наказание в местах лишения свободы? Как и многие обычные школьники, общение с книгой у которых заменили Интернет, видео и телевидение, большинство обучающихся в учебно-консультационных пунктах при исправительных колониях предпочитают смотреть на уроке литературы экранизацию произведения или «говорить о жизни», нежели листать книжные страницы, размышляя над прочитанным, вступая в диалог с героями, автором, учителем. Одна из главных причин такого положения дел, на наш взгляд, заключается в отсутствии интереса к чтению вообще, что обусловлено невысокой читательской культурой, несформированностью читательских умений, нежеланием вникать в суть поднимаемых в литературных текстах проблем и искать их решение, неспособностью соотносить явления действительности с художественным миром произведения. Вместе с тем есть и другая важная причина отчуждения обучающихся от художественной литературы - это сам урок литературы, который не может быть традиционным для наших «особенных» учеников.

Что мы имеем в виду, говоря о традиционном уроке? Традиционный - основанный на представлении о том, что главной задачей учителя является формирование знаний об изучаемом предмете и необходимых умений для его усвоения. Таким образом, на первый план выдвигается познавательная задача. Например, познакомить с жизненной и творческой биографией писателя (поэта) и выполнить анализ программного произведения. Осуществляя такую задачу, учитель «даёт» материал - ученик «берёт», а чаще всего, по нашим наблюдениям, «не берёт» его.

Не факты и аргументы, а открытия в ходе совместной творческой деятельности учителя и ученика, не простая передача опыта, а искусство, своеобразный спектакль, не обычные часы в расписании, а жизнь - именно такое представление о современном уроке лежит в основе системы обучения литературе Е.Н. Ильина, элементы которой мы используем в работе с особым контингентом обучающихся. Раскроем основные теоретические положения этой системы.

Е.Н. Ильин создал авторскую концепцию «преподавания литературы как искусства и нравственно-этического курса», формирующего Человека. [4] Таким образом, на первом месте оказывается уже не познавательная, а воспитательная задача. Обучение осуществляется в процессе воспитания личности, что, по нашему мнению, особенно актуально для лиц, у которых произошло отвержение моральных ценностей и этических норм. В процессе учебной деятельности могут быть воспитаны такие важнейшие личностные качества, как патриотизм, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, готовность самосовершенствоваться. При этом усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебного предмета «Литература», создаёт возможность для формирования у обучающихся «научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку», а «нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний-убеждений». Таким образом, «обучающее воспитание» не означает «пренебрежения дидактическим принципом научности, поскольку сохраняется фактическая точность, историческая достоверность, освоение учениками литературоведческих понятий. Но главным становится не отвлечённое понимание и запоминание фактов, а переживание описанных в произведении проблем, постановка себя на место литературного героя в ситуациях нравственного выбора, сострадание ему. Это позволяет ученикам глубоко осмысливать содержание произведения художественной литературы в тесной связи с современными проблемами». [4]

Огромное значение в системе обучения литературе Е.Н. Ильина имеет принцип художественности: урок литературы строится по законам искусства, в основе которых «закон трёх О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Особую роль здесь играет учитель - знаток, художник, сценарист, режиссёр, артист, взыскательный критик, литературовед и даже врач; его педагогика - это педагогика экспрессии: «слово + чувство», формула личностного подхода - «любить + понимать + принимать + сострадать + помогать». Если этого нет, утверждает Е.Н. Ильин, то учитель имеет дело с пресловутой «галереей образов», «фигур, персонажей, куда неожиданно попадает и словесник-академист как один из «типичных представителей» неживой, незримой литературы». Личность учителя, его нравственный облик, педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности ученика, с которым необходимо строить новый тип отношений, основанный на «доброжелательности, мудрой простоте, взаимном контакте и интересе». [2]

Как и любая педагогическая технология, система обучения литературе Е.Н. Ильина требует творческого применения. Так, например, в работе с особым контингентом обучающихся не всегда можно ориентироваться на активно применяемый учителем-новатором приём «разговора по душам». Вряд ли здесь можно говорить и о принципе «духовного равенства» между учителем и учеником, отбывающим наказание за преступление. Скорее всего, в данной образовательной ситуации можно вести речь о «диалектике равенства», когда учитель даёт возможность ощутить его тем, кто им не обладает. Мы разделяем убеждение Е.Н. Ильина, который утверждает, что воспитать Человека лишь на духовной основе учителя нельзя. «С его помощью и на основе всех возникает и складывается личность». [2]

Гуманистическая идея автора «обучающего воспитания», согласно которой «самый конечный результат … не за учеником, а за человеком: по-людски хорошим, общественно значимым, пытливо читающим», на наш взгляд, должна быть основополагающей для уроков литературы в учебно-консультационных пунктах.

Как же воплощается эта идея в нашей практической деятельности? В качестве примера обратимся к изучению романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе.

Произведение написано в 1861 году. По собственному признанию Тургенева, роман направлен против дворянства как передового класса. Будучи «сыном своего времени», писатель ощущал необходимость тесного взаимодействия личности с конкретностью социально-исторической жизни России. Если в ранних повестях Тургенев иногда отстранялся от окружавшей его социальной обыденности, уходя в мир глубоко личных переживаний, то в романах 50-х годов реализует возникшую потребность соединить литературное творчество со служением общественному долгу. Таковы социальные предпосылки создания «общественного романа», в том числе «Отцы и дети». Может быть, вследствие этого в практике традиционного изучения одного из главных произведений Тургенева акцент делается прежде всего на отражении в нём новых веяний эпохи и на образе Базарова как новом её герое. При этом вскользь выясняется, какие проблемы романа являются современными, чему можно поучиться у главного героя и что в его взглядах является неприемлемым для учащихся. [1, 248]

Несомненно, общественная атмосфера романа «Отцы и дети», социальная и личностная характеристика Базарова не могут остаться без внимания в процессе работы над произведением. Однако напомним, что, по мнению Е.Н. Ильина, роль литературы как учебного предмета состоит, в первую очередь, в том, чтобы организовать осмысление учащимися нравственных проблем, с которыми они сталкиваются или столкнутся в жизни. Поэтому прошлое должно вступить в разговор с настоящим не на уровне идеологического спора между аристократом и разночинцем, не имеющего актуальности для наших обучающихся и не вызывающего у них никаких эмоций, а на уровне разговора о «вечном»: о красоте, счастье, любви, дружбе, об отношении к женщине, к родителям, о поведении человека вообще и в последние моменты жизни в частности.

Как показать, что в двадцать первом веке, как и в девятнадцатом, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности, чувства - и цинизм, внутренняя опустошённость, холодный расчёт, убивающие душу? Как помочь ученикам понять, что произведения прошлого современны и зовут в ту «жизнь», о которой они хотят говорить на уроках? Как побудить разобраться в «делах человечьих»? Поиск ответов на эти непростые вопросы, с точки зрения Е.Н. Ильина, превращает ремесло учителя в его мастерство.

В рамках нашей статьи невозможно показать всю систему работы учителя по изучению романа «Отцы и дети». Особенности подходов к её построению мы покажем через вводный урок, которому в методике преподавания литературы отводится особое место, поскольку именно от него зависит, будет ли изучаемое произведение интересно обучающимся, вызовет ли оно эмоциональный отклик и желание понять героев и автора.

По мнению Е.Н. Ильина, главный «изъян» вступительных уроков заключается в том, что на них почти отсутствует художественный текст, поэтому самые яркие находки в тексте, самые неожиданные вопросы, неприметные на первый взгляд детали произведения Е.Н. Ильин предлагает «щедро» отдавать вводному уроку. «Важно попытаться создать ощущение того, что каждая страница текста пронизана таким же острым и живым интересом, как и сам урок. В результате этого урок посвящается не формальной теме, взятой из типовой программы, а проблеме, которая способна пробудить интерес учеников, наполнить урок смыслом поиска ответа на волнующие вопросы». [3]

Выстраивая вступительный урок изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», мы исходим из формулы процесса обучения Е.Н. Ильина: «от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге». [2] Введение учеников в структуру изучаемого материала осуществляется посредством цепочки «деталь - вопрос - проблема».

Яркая деталь, «жемчужина» текста, стимулирует интерес ученика к книге, побуждает его узнать больше, через поиск прийти к обобщениям. В качестве детали могут выступить не только «значительные мелочи», но и фрагмент произведения, факт биографии автора.

Мы предлагаем начать вводный урок чтением финальной сцены романа «Отцы и дети» («Смерть Базарова»). Роман не прочитан обучающимися, но мы опираемся на один из ведущих принципов Н.Е. Ильина - говорить о произведении так, как будто ученики его уже прочитали, тем самым «педагог создаёт иллюзию равноправного общения сторон на уроке и этим предельно активизирует тех, с кем работает». [4]

После прочтения фрагмента текста предлагаются вопросы, позволяющие выделить наиболее важное в нём и ввести в проблему:

- Какие ощущения вызвала у вас сцена смерти героя произведения?

- Приходилось ли вам видеть, как уходит из жизни близкий человек? Что вы испытывали при этом?

- А что мог испытывать Тургенев, завершая произведение смертью главного героя?

И центральный вопрос-проблема:

- Почему умирает Базаров?

Поиск ответа на вопросы может происходить в режиме диалога, коллективного обсуждения проблемы, дискуссии, если учитель имеет значительный опыт такой работы с классом и обладает доверием учеников. Но вряд ли можно рассчитывать, что подобные вопросы у обучающихся в учебно-консультационных пунктах вызовут бурю эмоций и огромное желание высказаться. Одна из причин - их «личностная значимость» (наряду со злободневностью это одно из требований к вопросам учителя). В пенитенциарной системе не принято «открывать душу», делиться переживаниями с «чужими», но это вовсе не означает отсутствия внутренней работы ученика в поисках ответа на поставленные вопросы. Более того, Е.Н. Ильин предупреждал, что не надо опасаться «молчаливого обдумывания», которое характерно и для многих обычных школьников и с которым принято бороться в методике преподавания различных учебных предметов (неслучайно активность учащихся часто определяется количеством поднятых рук и высказываний). Читатель начинается не с готовности тут же ответить на любой вопрос, а с его молчаливого осмысления.

Неудивительно, если сцена ухода из жизни героя оставит абсолютно равнодушным кого-то из особого контингента обучающихся: среди них есть и те, кто отбывает наказание за убийство. Однако вопрос о смерти близкого человека, даже оставаясь безответным, побуждает эмоционально откликнуться и тем самым привлекает внимание к произведению.

Немаловажную роль на данном уроке играет и вопрос о чувствах автора, определяющего судьбу героя. Обучающиеся смогут сами выделить детали фрагмента текста, позволяющие им сделать выводы и более глубоко задуматься над центральным вопросом.

Переходным моментом к обсуждению главной проблемы урока может стать ещё одна яркая деталь - фрагмент биографии Тургенева, связанный с последними минутами его жизни: неприкаянный, бесконечно одинокий, он умирал вдали от своего Отечества, во Франции, на руках любимой, но замужней женщины, которой посвятил более сорока лет своей жизни. Как и умирающему Базарову, умирающему Тургеневу наверняка было больно осознавать себя «полураздавленным червяком», «безобразным зрелищем». Но, как и его герой, он уверен, что перед уничтожающей всё «слепой силой» можно оставаться мужественным и достойно смотреть в глаза смерти.

Думал ли И.С. Тургенев, создавая образ Евгения Базарова, что в чём-то повторит его трагическую судьбу? Почему герой по воле автора умирает молодым? Почему умирает?

Не стоит забывать, что участниками поиска ответа на проблемный вопрос выступают не только ученики в содружестве с учителем, но и автор художественного произведения. Поэтому на следующем этапе урока необходимо обратиться к личности И.С. Тургенева, его биографии, философско-эстетическим взглядам, к творческой истории романа «Отцы и дети». При этом необходимо задействовать потенциальные возможности обучающихся, организуя дифференцированную работу с текстами учебника, дополнительной литературы, и, конечно же, романа.

Методически верным считается логическое завершение урока, подводящее итоги деятельности всех участников образовательного процесса. Технология Е.Н. Ильина предполагает «обрыв» урока многоточием, недосказанностью, которые ведут ученика к книге. Поэтому на вводном уроке прозвучат лишь версии ответа на проблемный вопрос, в частности, основанные на внимательном прочтении заключительной сцены романа обучающимися, на поиске ими аргументов в пользу своих предположений (например, предсмертная фраза Базарова: «… Я нужен России… Нет, видно, не нужен…»), на исследовании дополнительных материалов к уроку, предложенных учителем.

В заключение статьи отметим, что разработанная Е.Н. Ильиным система «обучающего воспитания» с её технологическим приёмами, в частности приёмами создания проблемных ситуаций «деталь - вопрос - проблема», универсальна. Она вполне может применяться в преподавании как литературы, так и других школьных предметов, обеспечивая повышение качества образования. Учителю необходимо уметь ориентироваться в «широком спектре» современных инновационных технологий, не тратить время на открытие уже известного. Но при этом он должен уметь творчески применять достижения педагогики и методики, осуществляя свой собственный путь к ученику.

Литература

  1. Золотарёва. И.В. Поурочные разработки по русской литературе XIX века. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновлённый комплект уроков. М.: «ВАКО», 2005. - С. 240 - 283.

  2. Педагогика Ильина: фрагменты книг Е.Н. Ильина «Искусство общения», «Рождение урока», «Путь к ученику». - ps.1september.ru/2000/55/1-1.htm

  3. Сидоров С.В. Система преподавания литературы Е.Н. Ильина. - sv-sidorov.ucoz.com/publ/21-1-0-230

  4. Система Е.Н. Ильина, преподавание литературы как предмета. -



    В статье рассматриваются главные положения системы «обучающего воспитания» Е.Н. Ильина, в основе которой лежит гуманистическая идея воспитания средствами урока литературы человека, «по-людски хорошего, общественно значимого, пытливо читающего». Данная идея чрезвычайно актуальна для особого контингента обучающихся в учебно-консультационных пунктах при исправительных колониях, поскольку у лиц, совершивших тяжкие преступления, нарушены представления о морально-этических нормах и нравственных принципах поведения, не сформированы такие личностные качества, как патриотизм, эмоциональная чувствительность, способность понимать и принимать другого человека, сострадать ему, оказывая необходимую помощь.

    Автор статьи делится своим опытом применения элементов технологии Е.Н. ильина в процессе изучения романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» в 10 классе.



© 2010-2022