Раздел программы по УНТ (5-9 классы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Раздел программы устное народное творчество


Пояснительная записка

Раздел программы «Устное народное творчество» для обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида разработан с учетом требований Федеральных законов РФ «Об образовании» и др.

Аннотация. Программа предусматривает включение произведений устного народного творчества для изучения их в 6 классе, т.к. этот раздел на данном году обучения представлен только одним произведением.

В настоящее время распределение учебных часов на изучение раздела «Устное народное творчество» осуществляется следующим образом:

Класс

Количество часов


5 кл.

16 ч

6 кл.

2 ч.

7 кл.

13 ч.

8 кл.

11 ч.

9 кл.

9 ч.

Целесообразнее увеличить количество часов в 6 классе до 14 ч., что будет отвечать всем принципам построения программы.

Актуальность. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Дети, как самая незащищенная часть общества, оказались сегодня в мире бездуховности. Особенно страдают дети и подростки с нарушениями психического и интеллектуального развития. Опыт показывает, что в большинстве семей, где находятся дети с проблемами в развитии, не наблюдается положительного воздействия семейного воспитания, поэтому важная роль по воспитанию отводится школе. И именно, устное народное творчество является богатейшим источником познавательного, нравственного и эстетического развития детей, обучающихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида, прививает любовь к истории и культуре нашей Родины.

В современном обществе детей с проблемами в обучении становится всё больше. В настоящее время почти 272 тысячи детей школьного возраста обучается в 1905 специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. Структура и содержание образования в коррекционных классах имеют свои особенности. Целью специального образования учащихся является подготовка их к самостоятельной жизни в обществе. Вся система коррекционно - педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу. Наличие интеллектуального дефекта у детей существенно затрудняет решение задачи обеспечения социально - нормативного поведения, повышает вероятность социальных отклонений в индивидуальном поведении личности. Они более легко, чем другие группы молодежи, попадают во власть инстинктивных потребностей и влечений. Поэтому встает острая проблема развития личности аномального школьника, формирование нравственно - этической его сферы. Дети с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии самостоятельно выделить и освоить образцы решения социальных задач. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей - главные идеи воспитания духовно- нравственных качеств личности. Этот путь лежит через основное средство народной педагогики - фольклор.

К.Д. Ушинский считал народную педагогику одним из важнейших факторов, под влиянием которых складывалась отечественная педагогическая наука. Он высказал самое главное и самое важное для всей педагогической науки: "Народ имеет свою особую характеристическую систему воспитания... Только народное воспитание является живым органом в историческом процессе народного развития" В народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. У всех народов было много обычаев и традиций, облагораживающих жизнь трудящихся. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии земледельческого труда, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в православных законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия.

Именно через произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и другое ребенок приобщается к духовной жизни своего народа. Произведения своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам духовно-нравственного воспитания и развития ребенка.

Основная цель раздела программы «Устное народное творчество» - развитие учебных навыков средствами устного народного творчества, способствующих развитию личности детей с ограниченными возможностями и подготовки их к жизни в обществе.

Задачами раздела программы «Устное народное творчество» являются:

  • развитие правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения средствами устного народного творчества;

  • развитие психических процессов, познавательной деятельности, читательского интереса, творческих способностей;

  • обогащение словаря, развитие лексико-грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха;

  • воспитания чувства взаимоуважения, взаимодоверия;

  • коррекция межличностного общения;

  • формирование и закрепление навыков общественного поведения;

  • воспитание патриотизма через возрождение и преображение богатого опыта народных традиций.

Принципы построения программы:

  1. коррекционная направленность - предусматривает развития навыков чтения, как способа коррекции познавательной деятельности;

  2. линейно-концентрический принцип - предусматривает изучение произведений с постепенным наращиванием сложности;

  3. индивидуально-дифференцированный подход - обеспечивает реализацию программы с учетом особенностей учащихся в процессе коррекционно-развивающей программы;

  4. принцип комплексного подхода - способствует речевому развитию, развитию познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и личности умственно отсталого школьника в целом;

  5. преемственность - обеспечивает взаимосвязь ранее полученных знаний и личного опыта учащихся;

  6. практическая направленность программного материала - нацеливает на формирование речевых навыков, предусматривает применение в различных жизненных ситуациях.

Содержание программы.

Данная программа рассчитана на учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида 5 - 9 классов, группами до 12 человек. Занятия проводятся учителем русского языка, воспитателем, классным руководителем:

  1. во внеурочное время, как кружок;

  2. во внеурочное время, как факультатив;

  3. при наличии учебных часов как урок по расписанию.

Учебно-тематическое планирование раздела программы «Устное народное творчество» рассчитано на 5 лет и осуществляется в соответствии с требованием настоящей программы. Оно должно обеспечить полное и качественное выполнение программы. При осуществлении планирования необходимо учитывать часы на повторение и закрепление изучаемого материала. При проведении практических занятий рекомендуется использовать контрольные тесты, игры, экскурсии, инсценировку произведений, викторины. Для реализации программы необходимо осуществить взаимосвязь с другими предметами (письмо и развитие речи, история, СБО, география и др.).

Базовый учебник:

З.Ф.Малышева Чтение: Учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.:(Просвещение), 2009.

Изучение раздела программы «Устное народное творчество» направлено на

решение коррекционно-развивающих задач на уроках чтения, на приобщение детей к истокам народной культуры, на практическую подготовку учащихся к самостоятельной жизни в обществе и соблюдение правил и норм поведения.

Тематическое планирование


Основные разделы

Количество часов по годам обучения

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Русский народный фольклор.


5ч.


8ч.


8ч.


5ч.


3ч.

Русские народные сказки.


5ч.


3ч.


4ч.


4ч.


5ч.

Сказки народов мира.

4ч.

1ч.




Внеклассное чтение.

1ч.

1ч.


1ч.


Обобщение по теме.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Итого:

16 ч.

14ч.

13ч.

11ч.

9ч.

Практическая направленность

Подготовка и проведение праздников.


5


5



5


5


5

Посещение театров и музеев.


4


4


4


4


4

Итого:

25ч.

24ч.

22ч.

20ч.

18ч.

Тематическое содержание.

1. Русский народный фольклор.

Что изучает устное народное творчество. Жанры устного народного творчества. Основные понятия: фольклор, считалки, заклички, загадки, приметы, песни, сказки, скороговорки, чистоговорки, небылицы, игры с диалогами, драматизированные, хороводные (знакомство, область применения, значение для народа, использование). Классификация.

2. Русские народные сказки.

Признаки сказок. Присказки. Тематика сказок. Сказки о животных. Бытовые сказки. Волшебные сказки. Былины. Теремок. Колобок. Зимовье зверей. Картошка (по мотивам сказки «Репка»). Волшебное кольцо. Сивка Бурка. Журавль и Цапля. По щучьему велению. Василиса Премудрая. Лиса и тетерев. Никита Кожемяка. Улыбка (по мотивам сказки «Баба Яга). Морозко.

Два Мороза.

3.Сказки народов мира.

Тофаларская сказка. Как наказали медведя. Башкирская сказка. Золотые руки. Татарская сказка. Три дочери.

4.Внеклассное чтение.

Русские народные сказки. Хаврошечка. Сестрица Аленушка и братец Иванушка. Лиса и журавль. Заюшкина избушка. Сказки народов мира.

5.Календарные праздники.

Осень. Праздник урожая. Зимние святки. Масленица. Весна. Закликание весны. Праздник мам «От всей души». Пасха. Лето. Троица.

Выступление на родительском собрании. Выступление в ГУСРЦН «Солнышко» для детей младшей группы. Выступление в школе надомного обучения. Выступление перед ветеранами. Выступление на школьных праздниках.

6. Посещение театров и музеев.

Экскурсия в музей «Русская старина». Просмотр школьных спектаклей.

Посещение кукольного театра. Экскурсия в магазин «Народные промыслы». Посещение исторического музея «Художественных промыслов». Посещение театра юного зрителя. Посещение театра «Вера».


Календарно-тематическое планирование 5 класс

№п/п

Наименование тем и урока

Количество часов

Считалки.

1

Заклички-поговорки.

1

Потешки.

1

Пословицы и поговорки.

1

Загадки.

1

Внеклассное чтение. Русские народные сказки.

1

Русская народная сказка. Никита Кожемяка.

2

Тофаларская сказка. Как наказали медведя

1

Башкирская сказка. Золотые руки.

2

Русская народная сказка. Морозко.

2

Русская народная сказка. Два Мороза.

1

Татарская сказка. Три дочери.

1

Обобщение по теме.

1


Календарно-тематическое планирование 6 класс

№ п/п

Наименование тем и урока

Количество часов

Народные праздники

1

Колядки

1

Прибаутки

1

Скороговорки

1

Игровые приговоры и припевы

1

Частушки

1

Народные приметы

1

Сказка. По щучьему велению

3

Былина. Илья Муромец и соловей разбойник

1

Узбекская сказка «Три арбузных семечка»

1

Внеклассное чтение. Сказки других народов.

1

Обобщение по теме

1

Календарно-тематическое планирование 7 класс

№ п/п

Наименование тем и урока

Количество часов

Устное народное творчество

2

Русская народная сказка. Сивка Бурка

2

Русская народная сказка. Журавль и цапля

1

Русская народная сказка. Умный мужик

1

Былина. Три поездки Ильи Муромца

2

Народные песни

2

Пословицы и поговорки

1

Загадки

1

Обобщение по теме

1

Календарно-тематическое планирование 8 класс

№ п/п

Наименование тем и урока

Количество часов

Сказки

1

Волшебное кольцо (русская народная сказка)

3

Пословицы и поговорки

1

Баллады.

1

В.Жуковский. Перчатка

1

И.Суриков. Нашла коса на камень

1

Былины. Садко

1

Внеклассное чтение. Русские народные волшебные сказки

1

Обобщение по теме

1

Календарно-тематическое планирование 9 класс

№ п/п

Наименование тем и урока

Количество часов

Устное народное творчество

1

Русские народные песни

1

Былины. На заставе богатырской

1

Сказка про Василису Премудрую

4

Лиса и тетерев. Сказка

1

Обобщающий урок по теме.

1

Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:

- лекции,

- творческие задания,

- конкурсы,

- викторины,

- урок КВН, урок путешествие,

- практические работы,

- самостоятельный поиск,

- выразительное чтение и др.

Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету чтения, развивать культуру общения.


Предполагаемые результаты освоения программы

- более высокий уровень знаний, умений, навыков по предмету чтения,

- участие в различных творческих конкурсах, концертах,

- театрализованные постановки.

Должны знать:

-жанры устного народного творчества и их особенности;

- пословицы, поговорки, загадки, песни, игры;

-признаки сказок, тематику сказок;

-тематику календарных праздников.

Должны уметь:

-читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами произведения устного народного творчества;

-определять жанры народного фольклора;

-использовать фольклор в учебной деятельности, общении со сверстниками, младшими братьями, сёстрами, детьми.


© 2010-2022