Обобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

8 класс

Обобщающий урок по теме «Основа предложения. Основы взаимоотношений?»

Цели урока:

- обучающая: систематизировать знания восьмиклассников о грамматической основе предложения, типах сказуемых, способах выражения главных членов;

- развивающая: развивать у школьников умение анализировать текст в единстве содержания и формы;

- воспитательная: включить учащихся в размышления об основах человеческих взаимоотношений, нравственных законах жизни.

Ход урока.

1. Оформление тетрадей. (Запись темы урока появится позже.)

2. Словарная работа.

Учитель: Начнём урок со словарной работы. На доске записано привычное для вас, хорошо знакомое слово - «основа». Какие вопросы у вас возникли, когда вы увидели его?

Ученики: Основа чего? Основа для чего? Какая основа?

Учитель: Чтобы определить тему нашего занятия, ответим на эти вопросы. С какими словами может сочетаться существительное «основа»? Почему ваши примеры я распределила в несколько групп?

1)металлическая основа, основа дивана;

2)основа повести, основа романа;

3)нити основы;

4)основы нравственности, основы химии, основы стихосложения;

5)основа слова;

6)основа предложения.

Ученики: Слово «основа» - многозначное, имеет несколько значений.

Учитель: Выведите значения этого слова, опираясь на группы записанных словосочетаний.

Ученики: 1)внутренняя опорная часть предметов, остов, на котором укрепляются другие его части;

2)источник, главное, на чем строится что-нибудь;

3)спец. продольные нити, идущие параллельно вдоль ткани;

4)исходные, главные положения чего-нибудь;

5)часть слова без окончания;

6)главные члены предложения.

Учитель: Завершит словарную работу наблюдение за значениями интересующего нас слова в словаре В.И. Даля.

Ученик: В словаре В.И. Даля значения слов «основа» и «основанье» уравниваются: это всё, на чём что-либо основано, поставлено, установлено или укреплено; что служит подошвой, стоя́лом, подножием, фундаментом; опора, начало, причина1.

Учитель: Опора, начало, причина… «Веет» от слова чем-то прочным, надёжным, основательным.

Нашли ли вы крылатые изречения со словом «основа»? Есть ли в энциклопедии афоризмов такой раздел? Почему?

Ученики: Такого раздела нет. Основа есть у всего, всё имеет свою основу. Значит, потребовались бы афоризмы об опорах, основах, началах всего на Земле. А может быть, и потому, что о сущности отвлеченных предметов (нравственность, любовь, всепрощение) очень сложно, порой - мучительно - размышлять.

3. Выведение темы урока, её осмысление.

Учитель: На все вопросы мы, конечно же, не посягнём. Как же сузить круг наших наблюдений? Мой выбор обусловлен логикой изучения материала (мы закончили изучение темы «Главные члены предложения») и вашими пожеланиями. (На вопрос анкеты: «Основы чего вы хотели бы обсудить в классе?» - я получила разные ответы, в том числе: «Основы жизни, поведения, дружбы».) После долгих и мучительных раздумий я сформулировала тему урока так:

«Обобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОснова предложения. Основы взаимоотношений?»

Учитель: Подберите синонимы к разным значениям одного слова.

Ученики:

- главные члены; - законы, правила;

- подлежащее и сказуемое; - «нравственный капитал» (С. Соловейчик).

- грамматическая основа;

- «ядро» предложения.

Учитель: Как вы думаете, почему я поставила разные знаки препинания в конце предложений, образующих тему урока?

Ученики: Основа предложения - это «ядро», вокруг которого собираются второстепенные члены, это опора, на которой держится предложение. Здесь многое понятно, решено, изучено. Поэтому в конце первого предложения стоит точка.

Основы взаимоотношений… Каковы они? Мы часто задаём себе этот вопрос и отвечаем на него по-разному.

4. Анализ текста.

Учитель: Стэнли С. Аллин сказал: «Человеческие отношения - это самый важный предмет в обширной учебной программе жизни». Один из ответов на вопрос, на чём держится наша жизнь, даёт глава из книги С. Соловейчика «Пушкинские проповеди».

Прочитайте текст. В его заголовке и в самом отрывке пропущено ключевое слово, которое вам необходимо будет восстановить.

Ученики читают текст.

О ______________ силе.

Что такое ______________ сила? У каждого ли она есть?

Пока все были маленькие, мальчишки мерились силами: кто кого переборет, тот самый сильный в классе.

Но вот вы становитесь старше и начинаете ценить друг друга по другой силе - по силе ума. Недаром говорится: встречают по одёжке, а провожают по уму. Теперь ум кажется нам дороже всего.

И лишь немногие из вас поймут, что самая великая человеческая сила - это сила ____________. Почувствовать её в себе - редкий дар, который даётся не всем.

______________ сила - это сила высокого и благородного чувства. Она не помощница в строительстве городов, в появлении изобретений. Она существует для иного.

______________ силой человек любит другого и возвышает его душу, ____________ силой люди привязываются друг к другу на всю жизнь. ______________ силу мы тратим, когда надо поддержать товарища или любимого человека. _______________ сила нужна, чтобы смотреть на людей с любовью, не злобствовать и не завидовать. Человек с иссякшими или неразвитыми ______________ силами будто чёрствый сухарь, которому ничего не дорого и никого не жалко2.

Учитель: О чём этот текст? О какой силе? Какое ключевое слово пропущено в заголовке?

Ученики: Этот текст о душевной, внутренней, нравственной, сердечной силе.

Учитель: Верно, С. Соловейчик озаглавил эту «пушкинскую проповедь» «О сердечной силе». Как вы поняли, что такое сердечная сила? Какова основная мысль текста? Свой вывод сформулируйте, используя опорный материал.

Запись на доске:

Сердечная сила - __________________________________________________________: (почему?). Эта сила проявляется в _______________ и ______________. Быть (каким?), (как?) делиться (чем? с кем?) - одна из основ наших взаимоотношений.

Ответ учеников: Сердечная сила - самая великая человеческая сила: она объединяет людей, связывая их незримыми нитями. Эта сила проявляется в благородных чувствах и добрых делах. Быть отзывчивым, щедро делиться теплом души с окружающими - одна из основ наших взаимоотношений.

Учитель: Понаблюдаем, какие разнообразные по строению основы предложения использует автор для убеждения читателей.

  1. Найдите предложения, соответствующие схемам.

    • (Пока ____ сост.имен.), [____ ? ]: [____ прост.глаг.], [___ ? ].

(3 предложение; во 2 пр. - сказуемое простое глагольное, в 4 пр. - составное именное)

  • НОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классео [____ и _____ ]. (Сказуемые разных типов)

(4 предложение; сказуемые - составное именное и составное глагольное)


  • ИОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классе [цельн. ? ], (что цельн. - это цельн.словосоч.).

Обобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классе словосоч. словосоч.

(7 предложение; сказуемые - простое глагольное и составное именное)


  • Обобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классеОбобщающий урок по теме Грамматическая основа предложения в 8 классе[_____ ], (когда ). (Сказуемые разных типов)

(13 предложение; сказуемые - простое глагольное и составное глагольное)

Определите типы сказуемых.

  1. Найдите предложения с тире между подлежащим и сказуемым. Объясните в них постановку знаков препинания.

  2. Найдите предложения без тире между подлежащим и сказуемым. Объясните отсутствие знака.

(15 предложение; в составе сказуемого есть сравнительный союз «будто»)

  1. Последнее предложение текста перестройте так, чтобы в нём появился стык знаков препинания.

Ученики: Человек, утративший душевные силы, - черствый сухарь, которому ничего не дорого и никого не жалко.

Учитель: Как связан прочитанный нами текст с притчей о двух братьях Юрия Сальникова, изложение которой вы писали? Напомните её содержание. Какова её основная мысль?

Ученики: Основная мысль притчи такова: доброе сердце, обновленное щедростью других сердец, не знает усталости. Люди, живущие для других, обладают большой сердечной силой.

Учитель: Найдите в тексте С. Соловейчика слова или словосочетания, характеризующие братьев.

Ученики: Брат, который берёг своё сердце, будто черствый сухарь; а брат, который отдавал своё сердце людям, - обладатель редкого дара - сердечной силы.

5. Вывод урока.

Учитель: Какие разнообразные по строению основы предложения мы анализировали и составляли, но в каждом из их обязательно есть основа - опора, на которой держится предложение. И в жизни, как и в предложении, у человека должно быть что-то главное, чтобы жизнь не рассыпалась на мелочи, не растворялась в каждодневном. В чём же основа наших взаимоотношений с окружающими? Это вопрос, с которым вы пойдёте по жизни, и ответ у каждого будет свой. Но важно, чтобы это главное было. И чтобы это главное, эти основы были бы не низкими и злобными, а добрыми и значительными.

6.Домашнее задание: 1) в тексте С. Соловейчика в каждом предложении подчеркните грамматическую основу, укажите, чем выражены главные члены, определите тип сказуемых;

2) с учётом размышлений в классе ответьте на вопрос: В каких ситуациях вы делились с близкими своей сердечной силой?


1 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - М.: Рус.яз., 2000. - Т.2.-С.700-701.

2 Соловейчик С.Л. Пушкинские проповеди. - М.: Первое сентября, 1999. - С.114-115.

© 2010-2022