Урок – повторение по русскому языку (11 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок - повторение 11 класс

Цель урока: обобщить и систематизировать изученный материал по

различным разделам русского языка с целью подготовки

учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задачи: развивать коммуникативные навыки учащихся;

формировать умения анализировать текст;

составлять связное высказывание;

содействовать воспитанию гражданских качеств, чувства

коллективизма, сотрудничества,

Оборудование: раздаточный материал ( распечатки), презентация.

Ход урока.


  1. Организационный момент.

- Ребятa, с каким настроением вы пришли на урок?

Замечательно, ведь от настроения зависит итог работы, итог нашего сотрудничества.

Итак, обратимся к теме нашего урока. Закончите предложение ( слайд)

Повторенье- мать ………. ( ученья)

- Дaвaйте сформулируем цели, задачи для себя на сегодняшний урок.

( слайд)

- повторение орфографии, синтаксиса, орфоэпии;

- формирование умения составлять связное высказывание;

- воспитание сотрудничества.

Девизом урока возьмём словa: ( слайд)

Вместе негрустно,

Вместе нетесно.

Вместе легко и всегда интересно.

Начнём наш урок с проверки домашнего задания.

2. Проверка домашнего задания.

1) Синтaксический анализ предложения:

2) В каком слове количество букв и звуков не совпадает? Запишите транскрипцию слов.

3. люблю простор страны³ своей - морфологический разбор

Подберите синонимы к слову страна

4.Найдите слово, соответствующее схеме: приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание

5. Работа в парах : орфоэпическая разминка. Проверка по ключу.

Августовский, каталог, откупорить, запломбировать, крапива, эпиграф, форзац, цемент, арбуз, ворота, верба, кашлянуть, иконопись, поняла.

6. Работа с перфокартой. Взаимопроверка по ключу.

Актуализация знаний.

- Вспомните о правописании букв з-с на конце приставок на согласный.

Разжалобить, взбираться, несдобровать, бесчисленный, разбросать, возглас бесшумный, рассмешить, развеселить, безвкусный, восклицание, сбегать, разгром, взрастить, несговорчивый, бесцельный.

6. Работа в группах

1 Вставьте на месте пропуска буквы - ы -и-.

Ц..рк, панц..рь, скворц.., сестриц..н, станц..я, лекц..онный, ц..плёнок, на ц..почках, пац..ент, ц..клоп, лисиц..н, ц..трусовый, куц..й.

2.Cоотнесите слово и его лексическое значение.

1. aвантюрист

2. aбориген

3. скрупулёзный

4. aльтруизм

5. фолиант

Человек, занимающийся рискованными, сомнительными делами.

Коренной житель страны, местности.

Точный до мелочей, чрезвычайно тщательный.

Готовность бескорыстно действовать на пользу другим.

Толстaя книга большого формата.

3. Поставьте цифру 1 над словами, где пропущен безударный гласный в корне, цифру 2 над словами , где пропущен непроверяемый гласный. Назовите проверочные слова.

Р..синка, тр..па, к..никулы, пр..грамма, разгр..мит, к..рмить,г..родской, х..лмистый, х..дить, к..тлета, стр..лочник, вин..грет, пог..релец, упл..тнить.

4. Cоставить текст из данных предложений.

7. Работа с текстом в группах.

- Чтение текста

- Краткое сообщение о Н.В.Гоголе

Н.В. Гоголь- выдающийся писатель критического реализма, продолжающий традиции Пушкина и углубляющий критическое отношение к современной действительности. Наверное, потому продолжают волновать нас, читателей, произведения этого удивительного писателя. Н.В. Гоголь родился в 1809 году. В мальчике рано пробудилось обострённое внимание к таинственному и страшному. Поразительна широта интересов Гоголя: заметки по истории архитектуры, подробные записи украинских народных обычаев и поверий, описание древнегреческих инструментов, выписки из старинных сочинений западноевропейских путешественников по России.

Ещё в Нежине увлекается чтением А.С. Пушкина, К.Ф. Рылеева, Г.Р. Державина. К моменту окончания Нежинской гимназии у 19-летнего Гоголя не только сформировались основные черты прогрессивного мировоззрения, критическое отношение к действительности, но и наметились некоторые особенности будущего сатирического обличительного стиля. Писатель неотделим от эпохи. В его личной жизни и творчестве преломляется современность, отражаются ее глубокие закономерности. Гоголь прожил короткую жизнь (43 года). В могилу его свела не болезнь, а духовная драма, муки за страдания других людей и острое чувство личной ответственности за царящее в мире зло.

- Работа по вопросам к тексту

Текст 8

Прочитайте тест и выполните задания 1-13

(1)Надобно сказать, что у нас на Руси если не угнались ещё кой в чём другом за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться.

(2)Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения. (3)Француз или немец век не смекнёт и не поймёт всех его особенностей и различий; он почти тем же голосом и тем же языком станет говорить и с миллионщиком, и с мелким табачным торгашом, хотя, конечно, в душе поподличает в меру перед первым. (4)У нас не то: у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, - словом, хоть восходи до миллиона, всё найдутся оттенки. (5)Положим, например, существует канцелярия, не здесь, а в тридевятом государстве, а в канцелярии, положим, существует правитель канцелярии. (6)Прошу посмотреть на него, когда он сидит среди своих подчинённых, - да просто от страха и слова не выговоришь! гордость и благородство, и уж чего не выражает лицо его? просто бери кисть, да и рисуй: Прометей, решительный Прометей! (7)Высматривает орлом, выступает плавно, мерно. (8)Тот же самый орёл, как только вышел из комнаты и приближается к кабинету своего начальника, куропаткой такой спешит с бумагами под мышкой, что мочи нет. (9)В обществе и на вечеринке, будь все небольшого чина, Прометей так и останется Прометеем, а чуть немного повыше его, с Прометеем сделается такое превращение, какого и Овидий не выдумает: муха, меньше даже мухи, уничтожился в песчинку. (10) «Да это не Иван Петрович, - говоришь, глядя на него. - Иван Петрович выше ростом, а этот и низенький, и худенький; тот говорит громко, басит и никогда не смеётся, а этот чёрт знает что: пищит птицей и всё смеётся». (11 )Подходишь ближе, глядишь - точно Иван Петрович! (12)»Эхе-хе!»- думаешь себе... (Н.В. Гоголь)

Задания с выбором ответа

1. Какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста?

1) Всякая птица своим голосом поёт.

2) Правду говорить - никому не угодить.

3) В чин лисой, а в чине волком.

4) Видом сокол, а голосом ворона.

2. Какой тип речи представлен в этом тексте?

1) повествование с элементами рассуждения

2) рассуждение с элементами повествования

3) рассуждение с элементами описания

4) описание с элементами повествования

3. Укажите предложение, в котором используются контекстные антонимы.

1)6 2)7 3)8 4)4

4. Укажите предложение, в котором используется метонимия (синекдоха).

1)1 2)2 3)3 4)5

Задания с кратким ответом

5. Из предложений 7-8 выпишите слова, образованные приставочным способом.

Выступает, вышел

6. Из предложения 8 выпишите все подчинительные союзы. Как только, что

7. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Пересчитать нельзя

8. Среди предложений 1-8 найдите сложное предложение, в которое входит односоставное неопределённо-личное. Напишите номер этого предложения. 1

9. Среди предложений 3-9 найдите предложение с однородными обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения. 5

10. Среди предложений 1-9 найдите сложные предложения, в которых есть придаточные со значением степени признака. Напишите номера этих предложений в порядке возрастания. 8,9

11. Среди предложений 1-6 найдите предложение, которое связано с предыдущим с помощью однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. 2

12. Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 5-11, (Цифры запишите в порядке возрастания.)

1)сравнение 2)гипербола 3) противопоставление

4) синтаксический параллелизм 5) инверсия


1 группа- напишите вступление к тексту.

2 группа- выразите авторскую позицию, какую проблему подымает автор?

3 группа- выразите своё мнение по поводу затрагиваемой автором проблемы, приведите примеры.

Подсказка:

Желательно, чтобы в сочинении экзаменуемый в той или иной форме отразил и прокомментировал основные мысли автора : к негативным, достойным осмеяния чертам относится чинопочитание, угодливость и в то же время стремление «показать свою власть» людям более низкого достатка и служебного положения; в России эпохи крепостного права это было гораздо больше, чем на Западе, и принимало карикатурные формы; нарисованная Гоголем картина дает основание сделать следующее обобщение: человек должен иметь чувство собственного достоинства, которое несовместимо ни с самоуничижением, ни с высокомерным отношением к окружающим;

- выразил свое мнение по затронутым вопросам, совпадающее или не совпадающее с авторским, привёл аргументы, подкрепляющие это суждение;

- назвал языковые средства выразительности , характерные для данного текста (ирония, сравнение, гипербола, градация, противопоставление, инверсия и др.). объяснил их роль в тексте в соответствии с задачей речи и замыслом автора, привел примеры.

Рефлексия

Итоги урока.

Домашнее задание.

Написать сочинение по данному тексту


© 2010-2022