- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок-викторина ко Дню языков народов Казахстана Страна, соединившая народы
Урок-викторина ко Дню языков народов Казахстана Страна, соединившая народы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Будкеева С.В. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Сценарий ко Дню языков.
«Страна, соединившая народы».
Цель: Привитие интереса к знанию государственного языка, формирование патриотизма через изучение культурного наследия народа.
Задачи:
1. Формирование стремления к овладению казахского, русского и английского языков;
2. Изучение традиций и обычаев народов, населяющих территорию Казахстана;
3. Воспитание уважения и желания изучать, знать языки.
1-й ведущий: Сәлеметсіздер ме, осы қалаңың тұрғындары! т.д.
2-й ведущий: Здравствуйте уважаемые ученики нашей школы! Жители необъятного Казахстана! Все мы родились в прекрасной стране, а говорим на разных языках. И всё потому, что Казахстан многонациональное государство. Сегодня мы празднуем день языков.
Hello, inhabitants this school and this city!
1-й ведущий: Ежегодно 22 сентября в Казахстане отмечается День языков. Это общий праздник для всех народов Казахстана.
В основе многонационального праздника языков лежит такая идея: каждый язык-это часть духовного наследия всего человечества, а каждая культура - это бесценный вклад в мировую цивилизацию.
(на фоне песни на казахском языке):
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине.
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали,
Насвистывает что-то тихий ветер...
Мне не узнать всех языков Земли
За краткий срок, отпущенный на свете.
2 ведущий:
Так тяжко на Земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали...
Безмолвны горы долгие года.
О чём они, возвысясь. замечали?
Всё в языке: рожденье, первый шаг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете.
И если вдруг исчезнет мой язык.
То и меня вы больше не найдете!
(Акылбек Шаясменов песня на казахском языке)
1 ведущий: Язык-это общественное явление, которое действует на протяжении всего существования человечества. История не знает ни одного человеческого коллектива, который бы не пользовался языком. И это понятно. Человек существует только в обществе. Он постоянно связан с другими людьми. Средством общения служит язык. При помощи языка люди передают свои мысли, желания, чувства.
1-й ведущий: Язык связан с мышлением, сознанием людей. Он возник в глубокой древности. Он тесно связан с жизнью общества. Языки образовались и развивались под влиянием экономических, политических и географических условий.
2-й ведущий: В глубинах народного языка отражается вся история духовной жизни народа. В сокровищницу родного языка одно поколение за другим складывает весь след своей духовной жизни.
2 ведущий: Казахстан - многонациональное государство. Все народы, населяющие его, равноправны. Все они на основе проводимой нашим уважаемым президентом Нурсултаном Абишевичем Назарбаевым, национальной политики развивают свой язык, национальную культуру.
1 -й ведущий: С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека связана с языком. Ребенок еще не научился говорить, а его чистый слух уже ловит ласковое журчание бабушкиных сказок, материнской колыбельной песенки. Но ведь сказки и прибаутки - это язык. Ребенок идет в школу, шагает в университет. Сквозь живые беседы учителей, через страницы сотен книг, целое море слов, шумный океан речи подхватывает его.
2-й ведущий:
Много слов на земле. Есть дневные слова -
В них весеннего неба сквозит синева...
Есть слова - словно раны, слова - словно суд...
Словом можно продать, и предать, и купить...
Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Повторять их не смею на каждом шагу,
Как знамёна в чехле, их в душе берегу.
1-й ведущий: Исторически сложилось так, что на территории Казахстана действует и развивается более 100 языков, но государственным языком является казахский язык.
Я - курд, а ты - казах, но твой язык
Великого Абая и Джамбула.
Как лучик солнца в сердце мне проник
Струной домбры и песнями аула.
Язык страны, в которой я живу,
Назвал меня не пасынком, а сыном.
Здесь на казахском, курдском назову
Себя страны свободной гражданином.
2 ведущий: Все, что люди совершают в мире, совершается при помощи языка. Без него нельзя работать, немыслимо ни на шаг двинуть вперед науку, технику, ремесла, искусство, жизнь.
1-й ведущий: Язык - это самое великое творение человека. Трудно было бы представить, что было бы, если бы язык исчез. Слово самое совершенное средство общения. В основном законе государства - Конституции Республики Казахстан - записано, что русский язык является языком межнационального общения. Во всех школах дети изучают, кроме родного, еще и русский язык.
2-й ведущий: Русский язык, как один из мировых языков, получил широкое распространение в мире. Его изучает, знает почти все население Казахстана. Знание русского языка сближает народы нашей независимой республики, укрепляет дружбу с народами других республик и зарубежных стран.
Но как родной люблю язык я русский:
Он нужен мне, как небо, каждый миг.
На нем живые трепетные чувства открылись мне.
И мир открылся в них.
1 ведущий:
Текут две речки в сердце, не мелея,
Становятся единою рекой.
Забыв родной язык, я онемею.
Утратив русский - стану я глухой.
2-й ведущий: Наряду с казахским и русским языками в Казахстане свободно развиваются и все другие национальные языки. Работают национальные культурные центры, имеются школы и классы на уйгурском, корейском, татарском, немецком, польском, украинском, турецком и других языках.
Язык - это орудие дружбы, и, с тех пор как стоит мир, лучшего орудия еще никто не придумал.
Любой язык по-своему велик,
Бесценное наследство вековое.
Так берегите свой родной язык,
Как самое на свете дорогое.
1-ведущий: На земном шаре много языков: русский, казахский, английский, немецкий, французский и другие. Особую роль в развитии человечества сыграли, так называемые, мировые языки. Таких языков шесть: английский, французский, русский, испанский, китайский и арабский.На любом из этих шести языков могут осуществляться межгосударственные, научные и культурные контакты, проводиться международные встречи, совещания на мировом уровне
2-й ведущий:
Изучить другой язык - прожить вторую жизнь - так как гласит народная мудрость. А ведь в современном мире насчитывается более пяти тысяч языков. Каждый из них имеет собственную историю прошел в своем развитии много ступеней, претерпел немало изменений. И любой национальный язык обладает своими достоинствами.
1-й ведущий: «Не мед, а ко всему льнет», - утверждает народная поговорка, отмечая главное свойство языка откликаться на все жизненные явления.
«Создать язык невозможно, ибо его творит народ; филологи только открывают его законы и приводят их в систему, а писатели только творят на нем сообразно с сими законами», - утверждал В. Г. Белинский.
2-ведущий: Слово рождается, изменяется, исчезает, и никто не может приказать ему жить или умереть! А потом воскреснуть! Император Павел Первый приговорил к смерти слово «гражданин», повелев заменить его словом «подданный», Николаю Первому не понравилось слово «прогресс». А слова эти живут несмотря на «высочайшее повеление»!
Только жизнь может способствовать рождению слова, изменению смысла или «уходу на заслуженный отдых».
Характерна история слова «спутник». Первоначальное значение - «тот, кто сопровождает тебя в дороге», но вот наступает эра освоения космоса, человек отправляет на околоземную орбиту пронзительно пищащий шарик, и у слова «спутник» появляется новое значение - «аппарат, совершающий полет на орбите космического тела». Это слово одинаково звучит на всех языках мира.
1-ведущий: Самолетом в петровскую эпоху называли самоходные паромы, движущиеся силой речной струи, но вот пришла эпоха авиации, и мы называем летающую машину самолетом.
Первоначально слово «гостинец» означало - «торговая дорога». Это значение осталось в польском языке, а в русском стало означать «товар, подарок».
2-ведущий: И таких превращений тьма! Надо только открыть этимологический словарь, и тогда вас ждут увлекательнейшие открытия. Любой язык удивительное явление, он как живой организм, который растет, меняется, а может даже зачахнуть и умереть, как, например, латинский.
Несуразные вещи.
Встречаются два приятеля.
- Здравствуй!
-
Привет!
-
Что это ты несешь?
-
Несу разные вещи.
-
Несуразные?
-
Разные вещи несу! Какой ты непонятливый! Вот несу мел.
-
Что не сумел?
-
Мел несу Мишке! Ему же надо будет…
-
Ну, если ему жена добудет, зачем ты несешь?
-
Какая жена? Я говорю, что ему понадобится. А у меня для Мишки новость приятная: нашлась та марка, которую он ищет.
-
Тамарка?
-
Ага, зеленая такая.
-
У нее волосы зеленые?
-
У кого волосы?
-
Да у Тамарки.
-
У какой Тамарки?
-
Ну ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
-
Марка, которую Мишка искал. Там арка нарисована зеленая такая.
-
Прощай, некогда мне.
-
Привет передавай.
-
Кому?
-
Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
1 ведущий: Видите, одно непонятое слово меняет весь смысл. Чем больше словарный запас, тем разнообразнее, грамотнее и интереснее речь собеседника.
Ребята, сегодня мы подготовили для вас небольшую викторину по языку и несколько вопросов о нашей Родине. Знать историю своей страны также важно, как и знать государственный язык.
Наше уважаемое жюри -
2-ведущий:
КОНКУРС «КРЫЛАТЫЕ СЛОВА».
Необходимо подобрать нужное слово к фразеологическому выражению.
Прикусить язык - замолчать
Рукой подать - близко
Бежать во весь дух - быстро
Дело в шляпе - почти сделано, готово
Перемывать косточки - обсуждать
Зарубить на носу - запомнить
Бить баклуши - лентяйничать
Ахиллесова пята - уязвимость
Как в воду опущенный - очень расстроенный.
И концы в воду - скрыть все следы преступления.
Как в воду кануть - исчезнуть без следа.
Как с гуся вода - без всякой пользы, все нипочем.
Как рыба в воде - чувствовать себя комфортно.
Много воды утекло - прошло много времени.
В огонь и воду - быть готовым к любому испытанию.
Прошел сквозь огонь и воду - много испытавший человек.
Воду мутить - вносить беспокойство, смуту.
В мутной воде рыбу ловить - наживаться на чужих трудностях.
Воды не замутит - тихий, скромный человек.
Как в воду глядел - угадать точно.
Водой не разольешь - неразлучные друзья.
Воду в ступе толочь - бессмысленная работа.
Носить воду решетом - заниматься чем-то бесполезным.
Вилами по воде писано - очень все неопределенно.
Выплеснуть ребенка вместе с водой - пренебречь главным.
Окатить холодной водой - неприятно удивить.
Набрать в рот воды - дать обет молчания.
Сидеть на хлебе и воде - бедствовать.
Выйти сухим из воды - избежать наказания.
Седьмая вода на киселе - дальний родственник.
Как две капли воды - полное сходство.
Вывести на чистую воду - разоблачить.
В ложке воды утопить - погубить из-за мелочи.
1-ведущий
«НАЙДИ СЛОВА».
Придумайте из слова «грамотеи» как можно больше слов (3 желающих)
2-ведущий
СКОРОГОВОРКИ (распечатать и разрезать)
Произнести скороговорки,
Мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Купи пику пик.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
От топота копыт пыль по полю летит
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.
Милая Мила мылась мылом, намылилась, смыла - так мылась Мила.
Архип осип, Осип охрип.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Три дроворуба на трёх дровах дрова рубят.
У пеньков опять пять опят.
1 ведущий
"Шуточные вопросы".
-
Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным )
-
Какой год продолжается всего один день? (Новый )
-
Из какой тарелки не пообедаешь? (Пустой)
-
Какой кирпич бывает закуской? (Хлебный)
-
Какие четыре моря носят название цвета? (Черное, белое, желтое, красное)
-
На какое дерево садится ворона во время дождя? (Мокрое)
-
Из какого крана нельзя напиться? (Строительного)
-
Какую воду и в решете можно носить? (Замороженную)
2-ведущий
«Назови часть речи».
Давно живу я в мире этом,
Даю названья всем предметам.
(Имя существительное)
Я один не живу,
Я соседу служу,
Как с соседом посижу,
Какой он есть, я расскажу.
Не хотите ли позвать,
И о вас могу сказать.
(Имя прилагательное)
В науке мне, в грамматике,
И слава, и почет.
Я друг и математике:
Всему я знаю счет.
(Имя числительное)
Самый "трудный" - я, друзья,
И воспитать меня нельзя,
Знайте: с кем ни поведусь,
Все равно не изменюсь.
(Наречие, деепричастие, инфинитив)
1 ведущий
«Фразеологизм»
Используя фразеологизмы, ответьте на вопросы: как говорят о ...
-
кротком безобидном человеке? (Мухи не обидит)
-
чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться)
-
человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелегкая принесла)
-
о том, кто неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подметки не годится)
2 ведущий
Задание 2. Подобрать фразеологизмы к словосочетаниям:
-
Усердно трудиться (не покладая рук засучив рукава).
-
Совсем близко (рукой подать).
-
Кот наплакал (с гулькин нос).
-
По пальцам пересчитать можно (раз - два и обчёлся).
-
Во всю прыть (сломя голову).
1 ведущий
Задание 3. Назовите фразеологизмы, имеющие в своём составе наименования частей человеческого тела (голова, ноги, глаза, нос).
Голова - человек с головой, морочить голову, вскружить голову, потерять голову, не сносить головы, с больной головы на здоровую...
Ноги - уносить ноги, встать с левой ноги, падать с ног, путаться под ногами, одна нога здесь - другая там, ног под собой не чуять...
Глаза - мозолить глаза, хлопать глазами, пускать пыль в глаза, глазом не моргнуть, хоть глаз выколи, смотреть чужими глазами, как бельмо в глазу...
Нос - задирать нос, вешать нос, водить за нос, зарубить на носу, клевать носом, держать нос по ветру, не показывать носа...
2 ведущий
"Поставь ударение" (заранее написать на листке и распечатать 3)
Алфавит, асимметрия, баловать, балованный, газопровод, гражданство, деньги - деньгам, деньгами, договор, жалюзи, завидно, звонишь, звонят, издали, камбала, квартал, коклюш, красивее, начав, облегчить, понявший, премировать, ржаветь, свёкла, симметрия, танцовщица, туфля, углубить, феномен, экспертный, языковой, языковый
Пояснение: выделенные гласные - под ударением
1 ведущий Теперь немного истории
-
Постоянное жилье казахов, (юрта)
-
Одно из домашних животных, которых разводили кочевники, (верблюд)
-
Центр экономической жизни древнего города, (базар)
-
Живописное графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов, (орнамент)
-
Обувь, изготовленная из кожи, (ичиги)
-
Селение в Средней Азии, (аул)
-
Пир, празднество, застолье, (той)
-
Птица, заменяющая на охоте не только собаку, но и ружье, (беркут)
9. Маленькая, с узором, шапочка, облегающая темя (тюбетейка)
10. Песенно-поэтическое состязание, (айтыс)
11. Летние пастбища для скота, (джайлау)
12.Название праздника в день весеннего равноденствия, (Наурыз)
2-ведущий
1. Назовите 3 основных типа юрт, (парадные, свадебные, походные)
-
Важнейшее средство передвижения на дальние расстояния в эпоху
племенных союзов, (конь) -
Основное занятие племен, населявших Казахстан, (скотоводство)
-
Материал для изготовления юрты, (войлок)
-
Свадебный головной убор невесты казашки, (саукеле)
-
Казахская национальная борьба (казакша курес)
-
Выкуп за невесту, (калым)
-
Как называется верхняя сводчатая часть юрты? (шанырак)
9. Жареные в масле кусочки из кислого теста, (баурсаки)
10. Певцы - импровизаторы, (акыны)
11. Состязание, скачки на длинные дистанции на специально отобранных
скакунах, (байга)
1-ведущий
1. Крупный промышленный центр Казахстана? (Караганда)
2. Исчезающее море на юго-западе? (Аральское)
3. Сорт яблок, которым славится Алматы? (Апорт)
4.Самое большое озеро Казахстана? (Балхаш)
5. Город, в районе которого был расположен военный полигон? (Семипалатинск)
6. Одна из крупных рек в Казахстане. (Иртыш)
7. Выдающийся казахский писатель, автор романа "Путь Абая". (М. Ауэзов)
8.Что добывают на западе Казахстана. (Нефть)
2-ведущий
Все мы знаем, что в законе о языках жители нашей страны должны знать три языка: казахский, русский и английский. Третий конкурс поможет проверить ваши знания. Переведите слова на три вышеуказанных языка.
Время - уакыт - тайм
Огонь - от - файа
Девушка - кыз - гел
Книга - китап - бук
Лицо - бет - фейс
Дом - уй - хоум
Школа - мектеп- скул
Игра - ойын - гейм
Побеждать - жену - уин
Теперь жюри подведет итоги и огласит победителей викторины
1-ведущий: Народ может быть большим и малым. Это количественное измерение, но родной язык таким измерениям не подлежит. Он всегда великий.
Он - образ колыбели, родного очага, родного отечества. Неуважительное отношение к родному языку никого не украшает.
2-ведущий
Кто путь забыл к родительскому дому.
Тот не заслуживает сам любви большой.
Кто равнодушен к языку родному,
Тот и к чужому холоден душой.
1- ведущий: Главное богатство любой страны - человек. У каждого народа свой характер, и он определяет лицо страны. Казахский характер - это бескрайние степи, байга и гостеприимство. Русский характер - это удаль, великая сила, стремительный бег тройки, широта души. Все мы разные, но независимо от нации, цвета кожи и глаз, мы должны понимать и уважать друг друга.
2-йведущий:
Родная Речь! Бунтующий глагол,
Протяжная певучесть междометий,
Наречий дерзость - воедино свел
В них кто-то все, что есть на этом свете.
Дал сущему названья на века.
Невидимое смог он обозначить.
Он дал душе язык! Без языка
Душа живая ничего не значит.
1 ведущий:
Родной язык - в нем честь
И совесть человека.
Учи чужую речь,
Свою цени навеки!
2 ведущий:
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем я в верности клялась упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
1 ведущий:
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях наших свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
2 ведущий:
Узнай родной язык,
В нем сила и свобода.
Узнай родной язык,
В нем государства гордость.
1-ведущий:
Словно светлый лесной родник,
по весне устремленный к морю,
чист и звучен
родной язык.
Он звенит,
сквозь сердца струится
и зовет, зовет за собой.
2-ведущий:
Родной язык…
Чангуром* ты звучишь.
Ты плодороден, как земля,
Как горный воздух, чист.
Ты вышел из глубин веков,
В грядущее идешь…
Пошел по сумрачным полям.
В грозу, буран и дождь.
1-ведущий:
Но закалялся ты в пути
Дорогами времен,
Вбирая соки той земли,
Где твой народ рожден.
Ущельями по кручам гор,
Звериною тропой
С тобою деды шли не раз
В кровопролитный бой.
2-ведущий:
И слово древнее твое -
Наш неизменный щит
Из тьмы столетий до сих пор,
Как трубный зов, звучит.
С твоею помощью не раз
Отвага, дружба, честь
Входили в сказы и стихи.
И вечно там им цвесть!
1-ведущий:
Хоть алфавита своего
И не было у нас -
Шаиров** песни донесла
Арабских строчек вязь.
Родной язык веками жил
И будет жить века,
Могуч, как быстрая в горах
Кипучая река.
2-ведущий:
Как мне теперь воспеть тебя,
Язык моих отцов,
Что в первозданности дошел
До нас из тьмы веков.
Ты нам всегда опорой был
И нитью золотой,
Связавшей наши племена
Единою мечтой.
1-ведущий:
Отважным курдам дал ты жизнь -
И тем, кто жил в труде,
И тем, кто веру потерял
В лишеньях и беде.
Извечно неизменный друг,
Оберегая нас,
Стал нам защитною стеной,
Забралом в трудный час.
2 ведущий:
А ныне времена не те -
Отброшены щиты,
С другими вместе наравне
Звучишь свободно ты.
Родной язык!
Любви моей
Всем не объять,
Родной язык,
Люблю тебя,
Как любят
Только мать.