- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа основы экономической теории
Рабочая программа основы экономической теории
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кузнецова К.С. |
Дата | 13.03.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
11
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требования ФГОС по специальности 080110 Банковское дело
Программа учебной дисциплины может быть использована по профессиональной подготовке специалистов, рекомендуемых к освоению в рамках основной профессиональной образовательной программы СПО с соответствии с Кодом по Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94).
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: программа входит общепрофессиональный цикл.
1.3 Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
-
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
-
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
-
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
-
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
-
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
-
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
-
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
-
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
-
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
-
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 116 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 80 час;
самостоятельной работы обучающегося 36 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
134
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
89
в том числе:
практические занятия
30
контрольные работы
1
курсовая работа (проект)
Не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
45
в том числе:
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)
Не предусмотрено
систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, рекомендованных преподавателем);
- изучение материалов СМИ по социально-экономическим вопросам ;
- оформление практических работ и подготовка к их защите
- ответы на контрольные вопросы
- подготовка к тестовым заданиям
-поиск информации, подготовка реферата (сообщений, компьютерной презентации) по темам, которые выдаются преподавателем
- составление опорного конспекта, тезисов
- анализ ситуаций
6
3
6
5
8
5
4
8
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия,
самостоятельная работа обучающихся,
курсовая работа (проект)
Объём,
часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Предмет и история экономической науки.
Тема 1.
Предмет и история экономической науки.
Содержание
6
1
Предмет и структура экономической теории. Функции и методология
1
2
Исторические этапы развития экономической науки
2
Практические занятия:
2
1
Функции, методы экономической теории. Основные направления её развития
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий;
- подготовка рефератов на темы «Меркантилизм», «Марксизм», «Классическая экономическая школа», «Адам Смитт», «Физиократы», «Монетаристы», «Альфред Маршал», «Неоклассическая экономическая школа»
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради.
- создание презентации на тему «Экономические школы и их представители»;
6
Раздел 2.
Общие проблемы экономической теории.
Тема 2.
Общие проблемы экономической теории.
Содержание
10
1
Общественное производство. Воспроизводство и его фазы. Ресурсы и факторы производства
1
2
Средства производства. Структура и оборот капитала.
2
3
Потребности и их виды. Основное противоречие: ресурсы-потребности.
1
4
Собственность и её формы. Основные типы собственности. Отношения собственности.
2
5
Экономические системы и их основные типы.
1
Практические занятия:
6
1
Построение кривой производственных возможностей.
2
Характеристика основных видов деловых предприятий.
3
Тестовые задания «Общественное производство. Средства производства».
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов лекций;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите
- поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы», «Традиционная экономика», «Рыночная экономика», «Централизованная экономика»;
- поиск информации по темам сообщений «Виды потребностей», «Исторические формы присвоения», «Экономические системы»
- создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- создание презентаций: «Потребности и их виды», «Отношения собственности»;
- составление кроссвордов и работа с ними
12
Раздел 3.
Микроэкономика.
Тема 3.
Микроэкономика.
Содержание
20
1
Основные понятия микроэкономики. Рыночная организация хозяйства. Основные виды рынков.
1
2
Условия функционирования рынка. Инфраструктура рынка. Функции государства в рыночном хозяйстве.
2
3
Закон спроса. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения. Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения.
2
4
Рыночные механизмы взаимодействия спроса и предложения.
2
5
Рыночные структуры: конкуренция и её виды. Виды монополистических союзов.
2
6
Виды монополистических союзов. Антимонопольная политика.
2
7
Теория потребительского поведения. Бюджетная линия и кривая безразличия.
1
8
Предельная полезность.
2
9
Рынки факторов производства: рынок труда, рынок земли, рынок капитала.
2
Практические занятия:
10
1
Анализ структуры и функций рынка.
2
Характеристика графической интерпретации законов спроса и предложения.
3
Выполнение заданий кроссворда «Монополия и конкуренция».
4
Определение точки максимальной полезности.
5
Решение задач по определению доходов от факторов производства.
Самостоятельная работа:
- проработка конспектов занятий;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите
- подбор примеров из материалов СМИ на тему «Монополия», «Спрос», «Предложение»;
- подготовка к тестовым заданиям;
- решение задач;
- анализ ситуаций;
- построение графиков;
- работа по кроссвордам;
- подготовка докладов «Антимонопольная политика государства», «Развитие рыночного хозяйства».
- создание презентации по теме « Спроса и предложение. Неценовые факторы спроса и предложения»
14
Раздел 4.
Макроэкономика
Тема 4.
Макроэкономика
Содержание
10
1
Общие понятия о макроэкономике. Основные макроэкономические показатели.
1
2
Экономическое равновесие на макроуровне.
2
3
Цикличность развития. Экономический цикл и его фазы.
2
4
Макроэкономическая нестабильность. Экономические и социальные последствия.
2
Практические занятия:
4
1
Расчёт стоимости промежуточного и конечного продукта
2
Описание фаз экономического цикла.
Самостоятельная работа:
- составление по учебнику тезисов ответа по теме «Экономические циклы»;
- изучение дополнительной литературы по теме «Кризис и его последствия»;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите;
- подготовка к тестовым заданиям;
- решение задач;
- анализ ситуаций;
- построение графиков
5
Раздел 5.
Механизм макроэкономического регулирования
Тема 5.
Механизм макроэкономического регулирования
Содержание
13
1
Задачи и способы осуществления экономической политики государства.
1
2
Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства.
2
3
Экономика развития для России.
2
4
Основные направления социальной политики государства.
2
5
Актуальные проблемы интеграции российской экономики в мировую.
2
Практические занятия:
8
1
Анализ вступления России в ВТО.
2
Характеристика механизма взаимодействия инструментов денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
3
Определение критериев оценки общественного благосостояния.
4
Анализ противоречий и трудностей глобализация мирового хозяйства.
Самостоятельная работа:
- подготовка докладов к семинару по теме «Денежно-кредитная и бюджетно-налоговая политика государства»
- создание презентации «Макроэкономическая нестабильность»;
- подготовка ответов на контрольные вопросы в тетради;
- оформление практической работы и подготовка ее к защите
- подготовка к тестовым заданиям;
- решение задач;
- анализ ситуаций.
8
Всего:
134
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин;
мастерских не предусмотрено; лабораторий не предусмотрено.
Оборудование учебного кабинета:
- рабочее место преподавателя;
- посадочные места обучающихся (по количеству обучающихся);
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедиа проектор
- экран
- принтер
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: не предусмотрено
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: не предусмотрено
3.2.Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
-
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012;
-
Пястолов С.М. Экономическая теория: Учебник для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 240 с.- (Среднее профессиональное образование);
Дополнительные источники:
-
Гомола А.И. Экономика для профессий и специальностей социально-экономического профиля: практикум: учеб. пособие/ А.И. Гомола, П.А. Жанин, В.Е. Кириллов. - М.: Издательский центр «Академия», 2012;
-
Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11 классов общеобразоват. учрежд./ И.В. Липсиц.- 15-е изд. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012;
-
Пястолов С.М. Экономическая теория: практикум: Учеб. пособие для студ. учреждений СПО / С. М. Пястолов.- 2-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2010.- 192с.- (Среднее профессиональное образование);
-
Экономическая теория: курс интенсивной подготовки / И. В. Новикова [и др.]; под редакцией И. В. Новиковой, Ю. М. Ясинского. - Минск: Тетрасистемс, 2011;
-
Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. - Санкт-Петербург: Питер, 2010.
Интернет-ресурсы:
-
akdi.ru/
-
financial-lawyer.ru
-
studentam.net
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
4.1. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
оперировать основными категориями и понятиями экономической теории;
- тестовый контроль;
- оценка результатов составления тезисов и конспектов для ответа по теме;
- анализ и оценивание выполнения графических заданий;
- оценка решения и анализ ситуационных задач;
- оценка результатов выполнения практических работ;
- экспертная оценка устных ответов студентов;
- оценка результатов диктантов по основным понятиям и определениям;
- оценка результатов кратковременных проверочных работ;
- оценка результатов выполнения индивидуальных заданий;
- оценка и анализ проблем современной экономики, изложенных в СМИ ;
- экспертная оценка результатов работы по кроссвордам
использовать источники экономической информации, различать основные учения, школы, концепции и направления экономической науки;
строить графики, схемы, анализировать механизмы взаимодействия различных факторов на основе экономических моделей;
анализировать статистические таблицы системы национальных счетов, определять функциональные взаимосвязи между статистическими показателями состояния экономики;
распознавать экономические взаимосвязи, оценивать экономические процессы и явления, применять инструменты макроэкономического анализа актуальных проблем современной экономики;
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учётом действия экономических закономерностей на микро- и макроуровнях.
Знания:
генезис экономической науки, предмет, метод, функции и инструменты экономической теории;
- характеристика основных методов и функций экономической теории;
-подготовка докладов, сообщений, компьютерных презентаций.
- создание на основе полученных знаний презентаций, составление кроссвордов;
- анализ ценовых и неценовых факторов спроса и предложения, механизма их влияния на рыночную цену,
- определение значимости конкуренции, анализ форм монополистических союзов,
- решение ситуационных задач на знание теории потребительского поведения, формулировка выводов;
- выполнение заданий кроссворда, оформление компьютерных презентаций, решение задач
- оперировать основными макроэкономическими показателями при составлении кроссвордов, тестов; анализировать состояние современной экономики.
- решение ситуационных задач на знание макроэкономической политики государства и способов её осуществления; анализ методов государственного регулирования;
ресурсы и факторы производства, типы и фазы воспроизводства, роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности, типы экономических систем, формы собственности;
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов
рыночные механизмы спроса и предложения на микроуровне, роль конкуренции в экономике, сущность и формы монополий, теорию поведения потребителя, особенности функционирования рынков производственных ресурсов;
роль и функции государства в рыночной экономике, способы измерения результатов экономической деятельности, макроэкономические показатели состояния экономики, основные макроэкономические модели общего равновесия, динамические модели экономического роста, фазы экономических циклов;
задачи и способы осуществления макроэкономической политики государства, механизмы взаимодействия инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, направления социальной политики и методы государственного регулирования доходов;
закономерности и модели функционирования открытой экономики, взаимосвязи национальных экономик и мирового хозяйства.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
ПК 1.1. Осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов.
Текущий контроль в форме:
- практических занятий;
- подготовки ответов на вопросы в учебнике;
-подготовка ответов на тестовые задания
ПК 1.2. Осуществлять безналичные платежи с использованием различных форм расчетов в национальной и иностранной валютах.
ПК 1.3. Осуществлять расчетное обслуживание счетов бюджетов различных уровней.
ПК 1.4. Осуществлять межбанковские расчеты.
ПК 1.5. Осуществлять международные расчеты по экспортно-импортным операциям.
ПК 1.6. Обслуживать расчетные операции с использованием различных видов платежных карт.
4.2.Вопросы к экзамену.
-
Предмет и структура экономической теории.
-
Основные методы экономического исследования.
-
Понятия микро-, макро-, международной экономик.
-
Основные функции экономической теории.
-
Основные этапы развития экономической теории.
-
Основные функции рынка.
-
Основные виды рынков.
-
Условия функционирования рынка.
-
Инфраструктура рынка
-
Средства производства.
-
Основные черты и сравнительная характеристика централизованной и рыночной экономических систем.
-
Основные черты и сравнительная характеристика традиционной и рыночной экономических систем.
-
Сущность и цели приватизации и национализации собственности.
-
Монополия и ее виды.
-
Виды монополистических союзов.
-
Потребность как экономическая категория. Виды потребностей.
-
Теория потребительского поведения.
-
Закон спроса. Эластичность спроса.
-
Закон предложения. Эластичность предложения.
-
Конкуренция и ее виды.
-
Инфляция.
-
Безработица
-
Рынки факторов производства.
-
Равновесная цена.
-
Основные макроэкономические показатели.
-
Макроэкономическая нестабильность.
-
Функции государства в рыночной экономике.
-
Государственные финансы и их функции.
-
Государство в рыночном кругообороте.
-
Основные направления социальной политики государства.
-
Теории потребностей Маслоу и Герцберга.
-
Теории потребностей Макклеланда и Герцберга.
-
Преимущества и недостатки Индивидуального Предприятия.
-
Особенности Акционерных Обществ.
-
Экономический цикл и его фазы.
-
Макроэкономическая нестабильность.
-
Задачи осуществления экономической политики государства.
-
Способы осуществления экономической политики государства.
-
Налоговая политика государства
-
Бюджетная политика государства
-
Макроэкономическое равновесие по Вальрасу
4.3. Критерии оценки знаний
Наименование объектов контроля и оценки
Основные показатели оценки выполнения задания
1. Выполнение практических работ
- правильность выполнения практической работы;
- грамотность и аккуратность оформления практической работы;
- полнота раскрытия контрольных вопросов в практической работе
2. Наличие конспекта по дисциплине
- наличие всех лекций по дисциплине;
- грамотность и аккуратность оформления лекций с выделением тем лекций и основных опорных определений
3. Выполнение самостоятельной работы
- правильность и полнота выполнения задания для самостоятельной работы;
- грамотность и аккуратность оформления самостоятельной работы
Шкала оценки образовательных достижений
Процент результативности (правильных ответов)
Оценка уровня подготовки
балл (отметка)
вербальный аналог
90 ÷ 100
5
отлично
75 ÷ 89
4
хорошо
60 ÷ 74
3
удовлетворительно
менее 60
2
неудовлетворительно
6