Рабочая программа по русскому языку 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Программа по русскому языку для 9 класса



Пояснительная записка

Представленная рабочая программа для общеобразовательных учреждений составлена в соответствии со ст. 43 Конституции РФ, Федерального Закона «Об образовании» (29.12.2012, № 273-ФЗ), Приказа Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17.12.2010 г. №1897, Закона Республики Башкортостан «Об образовании» ( 27.06.2013 № 696), Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31.12.2009 г. № УП-730, Республиканской Программы развития образования на 2012-2017 гг. от 30.12.2008 г. № 4 Положение о рабочей программе МБОУ СОШ № 1 с. Иглино (Приказ № 23 от 02.02.2014 года). Приказ министерства образования РБ «О региональном базисном учебном плане и примерных учебных планах для образовательных учреждений РБ, реализующих программы общего образования(от 06.05.2014 № 824) и учебным планом СОШ №1 с.Иглино на 2015-2016 учебный год.

Перечисленные документы являются нормативно-правовой базой образования обучающихся в условиях введения ФГОС нового поколения .


УМК

  1. Русский язык: Теория. 5-9.: Учеб. для общеобразоват. учреждений/ В.В.Бабайцева, Л.Д.Чеснокова.- М.:, 2012.-336с.;

  2. Русский язык: Практика. 9кл.: учебник общеобразоват. учреждений / С.Н.Пименова, А.П.Еремеева, А.Ю.Купалова и др.; под ред. С.Н.Пименовой. - М.: Дрофа, 2012. -252с.;

  3. Русская речь. Развитие речи. 9кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2012.- 157с.: 8 л. цв. вкл.

Учебники рекомендованы Министерством образования и науки РФ.


Цели и задачи курса.

Основные цели:

- формирование у учащихся на базе усвоения ими определенной системы знаний о языке, умений и навыков полноценно, грамотно (в широком значении этого слова) пользоваться богатыми ресурсами родного языка в своей речевой практике,

- воспитание бережного отношения к языку, стремления к самосовершенствованию в области языковой подготовки и культуры речевого общения.

Эти цели обуславливают следующие задач

- дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности;

- обеспечить усвоение определенного круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразования, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики; формировать умения применять эти знания на практике;

- развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи;

- способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой деятельности;

- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные знания и навыки


Общая характеристика учебного предмета.

Русский язык является важнейшей частью национальной культуры русского народа. Как учебная дисциплина он имеет первостепенное значение, так как является не только предметом изучения, но и важнейшим средством познания других наук, средством интеллектуального, духовного, эстетического развития учащихся.

Программа реализуется в адресованном учащимся учебном комплексе: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь».

В процессе обучения русскому языку учащиеся должны приобрести в рамках программы умения и навыки анализа (разбора) языкового материала, орфографические и пунктуационные навыки, умения и навыки связной речи, а также овладеть нормами литературного языка.

При изучении сложных предложений больше внимания уделяется их строению и значению, наличию в языке синтаксических синонимов, возможности выражения мысли разными типами простых и сложных предложений. Типы придаточных даны в соотношении с членами предложения (подлежащные, сказуемные, определительные, дополнительные, обстоятельственные), что упрощает усвоение типологии сложноподчиненного предложения и открывает широкий простор для упражнений по синтаксической синонимике.

Новизна программы

Программа содержит традиционные разделы и понятия. Увеличено количество часов на развитие речи с 17 до 21.

Межпредметные связи

Сближение курса русского языка с литературой, выход на изобразительно- выразительные средства, чем обеспечивается более высокий уровень восприятия уч-ся художественной формы произведения. более глубокое проникновение в его идейно- образное эстетическое, нравственное содержание.

Особенности организации учебного процесса: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основным видом контроля являются работа по форме ГИА, сочинение, тестирование.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа изложения, сочинения разнообразных жанров, тесты, контрольные работы в форме ГИА.


Место в базисном плане.

Программа рассчитана на 105 часов(3 часа в неделю) , 1 час взят из вариативной части.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Ведущее место предмета « Русский язык» в системе общения образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа , средством межнационального общения. Изучение русского языка формирует представления о языке как об основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

В процессе изучения русского языка у учащихся начальной школы формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная речь- это показатель культуры человека. На уроках русского языка учащиеся получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах и условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи.

Русский язык является основой всего процесса обучения. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам .

Требования к результатам обучающихся русскому языку.

- составлять схемы сложных предложений разных типов;

- различать смысловые отношения между частями сложных предложений;

- правильно ставить знаки препинания;

- строить схемы предложений разных типов, особенно сложноподчиненных;

- употреблять сложные предложения в речи, учитывая синонимические значения разных типов;

- соотносить члены предложения и придаточные предложения;

- производить синтаксический анализ сложных предложений разных типов;

- различать стилистическую окраску средств связи и правильно их употреблять в зависимости от стиля речи;

- строить связное аргументированное высказывание на лингвистическую тему по материалу, изученному на уроках русского языка;

- составлять деловые бумаги (заявление, расписку, характеристику, автобиографию);

- писать сочинение на литературоведческую тему по изученному произведению;

- писать сочинение на свободную тему в разных жанрах и стилях речи;

- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

- определять тему, тип и стиль речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;

- соблюдать нормы русского речевого этикета, уместно использовать паралингвистические (неязыковые) средства общения;

- осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и рерчевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты.

Содержание программы

Общие сведения о языке

Вводный урок о русском языке

Понятие о богатстве, образности, выразительности русского языка как языка художественной литературы. Роль языка в жизни человека и общества. Язык как развивающееся явление. Русский язык в современном мире. Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей.

Знать основные функции языка в обществе, русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари.

Основные формы существования национального русского языка: русский литературный язык, территориальные диалекты (народные говоры), социальные диалекты (жаргоны) и просторечия. Национальный язык и единство его различных форм (разновидностей). Понятие о литературном языке. Русский литературный язык - основа национального русского языка. Литературный язык как основа русской художественной литературы. Основные отличия литературного языка от языка художественной литературы. Нормированность - отличительная особенность современного литературного языка. Языковая норма и ее признаки. Виды норм русского литературного языка.

Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования, общенародного разговорного языка, знать группы просторечной лексики, источники обогащения лексики литературного языка (территориальные и социальные диалекты)

Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию, составлять текст о роли языка в жизни человека и общества.

Понимать, что ядром современного русского языка является литературный язык,

уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка.

Применять общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом, находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их.

Повторение изученного в 5-8 классах

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

Знать опознавательные признаки словосочетания и предложения, средства синтаксической связи в словосочетаниях, главные и второстепенные члены предложения, односоставные предложения, однородные и обособленные члены предложения, обращения и вводные слова.

Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунктуационный разбор предложения, анализировать языковые единицы с точки зрения точности и уместности употребления.

Сложное предложение

Основные виды сложных предложений. Союзные сложные предложения.

Сложносочиненное предложение

Основные группы сложносочиненных предложений по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложносочиненные предложения с общим второстепенным членом. Знаки препинания в ССП.

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунктуационный разбор.

Сложноподчинённое предложение (19 ч.)

Строение сложноподчиненных предложений (СПП). Подчинительные союзы и союзные слова в СПП.

Указательные слова. Особенности присоединения придаточных предложений к главному.

СПП с несколькими придаточными. Виды придаточных предложений.

Знать отличительные признаки СПП, виды придаточных предложений, виды подчинения.

Уметь производить пунктуационный и синтаксический разбор, лингвистический анализ текста, в том числе с т. ч. синтаксиса СПП, владеть основными синтаксическими нормами современного русского.

Сложное бессоюзное предложение

Понятие о бессоюзном сложном предложении (БСП). Запятая и точка с запятой в БСП. Двоеточие в БСП. Тире в БСП.

Знать основные признаки БСП, правила постановки запятой и точки с запятой, двоеточия, тире, выразительные возможности БСП.

Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления в речи.

Сложные предложения (СП) с разными видами связи

Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей, отличительные особенности стилей речи, их основные жанры.

Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, производить синтаксический разбор, правильно строить данные предложения и употреблять в речи, создавать тексты .

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Предложения с прямой речью. Предложения с косвенной речью. Цитаты и способы цитирования.

Знать основные способы передачи чужой речи, правила постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, разорванной словами автора, в предложениях с косвенной речью, основные способы цитирования.

Уметь определять способ передачи чужой речи, находить подобные предложения в тексте, объяснять знаки препинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конструкции.

Обобщение и систематизация изученного в 5-9 классах

Фонетика. Графика. Орфография. Морфология и орфография.

Знать звуки речи, соотношение звука и буквы, связь фонетики с графикой и орфографией, основные орфоэпические нормы, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Уметь применять знания по фонетике в практике правописания и говорения, грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическую роль частей речи, основные морфологические нормы русского литературного языка.

Система оценивания достижений учащихся включает в себя оценивание контрольных, самостоятельных, практических работ, тестовых заданий, сочинений, устных ответов учащихся. В связи с этим учащимся будет предложен ряд контрольных, самостоятельных, практических работ, написание сочинений.

Нормы оценок по русскому языку


По нормативному документу, определяющему критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся, уровень владения которыми выявляется в письменных работах выпускников основной школы. (Документ в полном виде опубликован в сборнике "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы". - М., «Просвещение» 2007.)

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая - за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли;

полнота раскрытия темы;

правильность фактического материала;

последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи;

стилевое единство и выразительность речи;

число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок - орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ на теоретический вопрос оценивается по традиционной пятибалльной системе.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определение понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести самостоятельно составленные примеры; 3)излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же и исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание основных положений данной темы, но 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3)излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Оценка диктантов

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» - выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» - выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» - выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.

Оценка «2» - выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки , для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил не одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».

Проведение и проверка зачета

При проведении зачета учителю следует придерживаться следующих правил:

Все учащиеся должны находиться в равных условиях (все без исключения должны сдавать зачеты, оцениваться по единым критериям и т.п.).

Все учащиеся должны выполнять обязательную часть зачетной работы, дополнительная часть выполняется по желанию ученика; к работе над нею разрешается приступать только после того, как будет выполнена обязательная часть зачета.

Учитель вправе отвечать на вопросы учащихся, оказывать помощь ученикам, испытывающим затруднения (задать наводящий вопрос; указать задание, выполненное с ошибкой; помочь обнаружить сделанную ошибку или восстановить ход рассуждений и т.п.).

Допускается досрочная сдача зачета (для наиболее подготовленных учащихся)

Оценивание и фиксация результатов зачета

Оценивание отдельных заданий

За успешное выполнение любого задания из обязательной части работы, независимо от его сложности, выставляется 1 балл. Этим подчеркивается равноценность всех заданий с точки зрения формирования опорных, базовых знаний и умений.

Задания дополнительной части оцениваются двумя, тремя или четырьмя баллами в зависимости от сложности задания, его трудоемкости, общеобразовательной «ценности» проверяемых навыков и других факторов.

Для того, чтобы за задание был выставлен максимальный балл (для заданий обязательной части - 1 балл), необходимо, чтобы оно было выполнено полностью и без ошибок. (Два задания обязательной части, выполненные наполовину, не дают в сумме один балл.)

К оценке выполнения заданий дополнительной части можно подойти более строго, требовать детальных обоснований, тщательного оформления решения. Соответствующие требования учитель обязан сообщить ученикам и в случае их нарушения может снижать оценку за выполнение данного задания (из-за допущенных недочетов засчитать за задание, например, не 4 балла, как это предусматривается в зачетной работе, а только 3 или 2 балла).

Оценивание зачетной работы в целом.

Выполнение зачетной работы оценивается в соответствии с критериями, разработанными для каждого зачета. Таблица с критериями приводится ниже.. В ней указывается минимальное число баллов, которое должен набрать ученик, чтобы получить ту или иную оценку по каждому зачету.

Выполнение обязательной части зачета оценивается по двухбалльной шкале: "зачтено" - "не зачтено". Сумма баллов, заработанных учеником, равняется числу верно выполненных обязательных заданий, а неверное выполнение или невыполнение остальных заданий не учитывается. От ученика не требуется выполнить все обязательные задания, он может допустить ошибку в каком-то задании или к какому-то заданию не приступить вовсе, но все же получить оценку "зачтено".

Выполнение дополнительной части оценивается только в том случае, если ученик набрал нужное число баллов по обязательной части. Для получения каждой из оценок "4" и "5" указывается два критических значения: не только число баллов, которое нужно набрать за выполнение дополнительных заданий, но и число баллов, которое требуется набрать по обязательной части.

Приведем в качестве примера критерии оценивания одного из зачетов, обязательная часть которого состоит из 9 заданий, а дополнительная часть - из 3 заданий. Каждое обязательное задание оценивается одним баллом, первое дополнительных задания - тремя баллами, а два других дополнительных задания - двумя баллами каждое. Критерии оценивания зачета представлены в таблице:

Отметка

"Зачет"

"Зачет и 4"

"Зачет и 5"

Обязательная часть

7 баллов

8 баллов

8 баллов

Дополнительная часть

2 балла

3 баллов

Оценка обучающих работ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающихся работ учитывается: 1) степень самостоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.


Учебно-тематическое планирование

№ п/п


Наименование разделов

Всего часов


Контрольных уроков

По развитию речи

Всего

по разделу

Введение

1

Введение. Основные формы существования современного русского языка (1ч)

-

-

1

2

Понятие о литературном языке

-

-

1

3

Нормированность - отличительная особенность современного русского языка

-

-

1

Повторение изученного в 5-8 классах

1

Повторение изученного в 5-8 классах

-

6

17

Основной курс

2

Сложное предложение

4

9

42

3

Сложные бессоюзные предложения

3

5

18

4

Способы передачи чужой речи

2

-

10

5

Систематизация и обобщение изученного в 5 - 9 классах

3

2

14

6

Итого:


12

22

105

Диктантов- 5, изложений-3, сочинений-5.





Календарно -тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе (3 часа в неделю)

№ урока

Тема, тип, форма проведения урока

Элемент содержания

Требования к уровню достижения

Дата


Иметь представление

знать

Уметь, иметь опыт, применять на практике

Кол. часов

Дом. задание

план

ф

1

Введение. Основные формы существования современного русского языка

Урок усвоения новых знаний

Основные формы существования современного русского национального языка

Об основных формах существования современного русского национального языка: литературный язык, диалекты, жаргон, просторечия

Знать о богатстве, образности и точности русского языка; основные средства художественной выразительности, находить их в тексте.

Уметь анализировать изобразительно-выразительные средства русского языка, строить связное монологическое высказывание

1

Упр2§30

2

Понятие о литературном языке

Урок усвоения новых знаний

Русский литературный язык - основа национального русского языка

Об

отличиях литературного языка от языка художественной литературы

Знать об основах литературного языка

Уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка

1

Упр 21, 11

3

Нормирован-ность - отличительная особенность современного русского языка

Повторительно-обобщающий урок

Языковая норма и ее признаки, виды норм русского литературного языка

О нормированности как языковом понятии

Знать общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом

Уметь находить нарушения в устной и письменной речи, исправлять их

1

Найти нарушения в речи знакомых, телеведущих, зафиксировать

4


5

6

Повторение (17)

РР Устная и письменная речь. Монолог

Диалог

Разновидности речевого общения

О разновидностях речевого общения, их особенностях

Знать нормы построения устного и письменного высказывания, правильной интонации

Уметь создавать устное монологическое высказывание на учебные, социально-бытовые темы, вести диалог

1

1

Устное монологическое высказывание «Значение интернета для российского образования»

7






8

РР Стили речи


Основные жанры стилей

Сфера употребления, задачи, языковые средства, основные жанры стилей

О языковых средствах, характерных для каждого стиля

Знать выразительные средства языка

Уметь различать стили речи, определять их жанр, тему, основную мысль, создавать собственное высказывание, используя характерные для каждого стиля средства языка

1


1

Упр 7 примеры речевых ситуаций с различными стилями речи

9


10


11

Простое предложение.

Грамматическая основа. Предложения с однородными членами

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксис и пунктуация ПП, способы выражения главных членов, виды предложений по наличию главных членов, предложения с однородными членами и знаки препинания при них

О структурном анализе предложений

Знать способы выражения главных членов, виды предложений по наличию главных членов,, условия расстановки ЗП при однородных членах

Уметь различать изученные виды ПП, составлять схемы, расставлять знаки препинания, различать однородные члены и ССП

1

1

1

Упр 11

12



13



14



15



16

Предложения с обособленными членами

Предложения с обособленными определениями.

Предложения с обособленными обстоятельствами

Предложения с обособленными дополнениями.

Предложения с обособленными приложениами.

Повторительно-обобщающий урок

Предложения с обособленными второстепенными членами

Об особенностях предложений с обособленными второстепенными членами

Знать о грамматической и пунктуационной особенности предложений с обособленными членами

Уметь опознавать предложения с обособленными членами, конструировать по схемам, использовать в речи

1

1

1

1

1

Упр 19,20

17-18

Предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями

Повторительно-обобщающий урок

Знаки препинания в предложениях с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями

О построении и использовании предложений с обращениями, вводными словами, вставными конструкциями

Знать постановку знаков препинания в данных предложениях.

Уметь объяснять постановку знаков препинания, интонационно выразительно читать предложения с обращениями, вводными словами, вставными конструкциям

2

Упр. 14

19-20

РР Описание по памяти

Описание по памяти и воображение, определение микротем

Об описании как типе речи

Знать разнообразие композиционных форм сочинения

Уметь создавать текст-описание, раскрывать тему, использовать языковые средства.

2

Дописать сочинение

21








22

Понятие о СП (42)

Урок усвоения новых знаний

Основные виды СП

Понятие о СП, виды СП, средства связи СП

О СП как единице синтаксиса

Знать классификацию СП,

Уметь отличать ПП от СП, различать ПП, ССП, СПП, БСП, определять способы и средства связи, строить схемы, соблюдать пунктуационные нормы.

1


1

Упр 27 § 202

23

Понятие о ССП, строение, средства связи частей, смысловые отношения между частями

Урок усвоения новых знаний

Понятиие о ССП. Строение СП, средства связи частей в СП, смысловые отношения

О строении, смысловом, структурном и интонационном единстве ССП

Знать грамматические признаки СП, строение.

Уметь выявлять смысловые отношения между частями ССП, составлять схемы, правильно ставить знаки препинания

1

Упр 39§ 203,204

24

ССП, знаки препинания в нем

Урок усвоения новых знаний

ССП, знаки препинания в нем

О строении, смысловом, структурном и интонационном единстве ССП

Знать основные группы ССП по значению и союзам.

Уметь

Определять смысловые отношения между частями ССП и способы их выражения

1

Упр 38,37

25

Смысловые отношения между частями и способы их выражения

Урок закрепления изученного

Смысловые отношения между частями и способы их выражения

О Смысловые отношения между частями и способы их выражения

Знать строение и особенности СПП,

Уметь определять определять смысловые отношения между частями, способы их выражения, составлять ССП, оформлять пунктуационно, употреблять в речи, различать ССП и однородные члены с союзом И

1

Упр 33

26

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

Урок закрепления изученного

Знаки препинания в ССП с общим второстепенным членом

О постановке знаков в ССП

Знать постановку знаков в ССП, различия между ССП и предложениями с однородными членами

Уметь опознавать ССП с общим второстепенным членом, производить синтаксический и пунктуационный разбор , конструировать предложения

1

Упр 45

27

28

Синтаксический Пунктуационный разбор ССП, знаки препинания в ССП

Повторительно-обобщающий урок

Синтаксический и пунктуационный разбор ССП, знаки препинания в ССП

Об элементах разбора ССП

Знать постановку знаков в ССП

Уметь производить синтакс. и пунтуац. разбор конструировать ССП различных видов, различать ССП и ПП с однород. членами

1

1

Упр 49

29

КД по ССП

Урок контроля

Синтаксический и пунктуационный разбор в ССП, знаки препинания в ССП

О постановке знаков в ССП

Знать постановку знаков в ССП

Уметь производить разбор ССП, конструировать ССП, различать ССП и ПП с однор.чл.

1

Упр 54

30

Анализ контрольной работы

Урок коррекции

Комплексный анализ текста

Об элементах анализа текста

Знать причины появления ошибок в работе с текстом

Уметь объяснять причину появления ошибок, исправлять их, производить композиционный, стилистический, языковой анализ текста.

1

Упр 56

31-32

Р.Р Рассказ

Композиция рассказа, последователь-ность микротекстов

О причинно-следственных связях при составлении рассказа

Знать выразительные средства языка, нормы

.

Уметь определять композиц.элементы рассказа, осн.мысль, создавать сочинение в жанре рассказа, передавать последовательность микротекстов

2

Дописать сочинение

33-34

Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей

Урок усвоения новых знаний

Понятие о СПП. Строение СПП, средства связи его частей

О СПП, средствах связи, строении

Знать структуру СПП, средства связи его частей

Уметь определять место придаточного по отношению к главному, ставить знаки препинания, составлять схемы

1

1

Упр 68 §205

35



36

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

Союзы и союзные слова.

Урок усвоения новых знаний

Подчинительные союзы и союзные слова в СПП

О различии союзов и союзных слов

Знать различия союзов и союзных слов

Уметь определять границы придаточных предложений, различать союзы и союзные слова, ставить знаки препинания, использовать при конструировании союзы и союз.слова

1

1

§206 упр 79,80

37



38

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Урок усвоения новых знаний

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных предложений к главному

Синтаксической роли указательных слов в СПП

Знать пунктуационное правило, особенности присоединения придаточных к главному предл.

Уметь опознавать указательные слова главной части СПП, их синтаксическую роль и функцию, ставить знаки препинания, отличать СПП с указательными словами и СПП с двойными союзами

1

1

Упр 84 § 207

39




40

Синтаксическая роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных пр. к главному

Урок закрепления изученного

Роль указательных слов. Особенности присоединения придаточных пр. к главному

О роли указательных слов

Знать указательные слова, особенности их присоединения

Уметь определять границы придаточных пред., их место по отношению к главному, различать союзы и союз .слова, пунктуац. оформлять СПП

1

1

Упр 93 §208

41-42

РР Изложение с элементами сочинения

Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности

Об изложении публицистического текста

Знать характерные языковые средства, орфографиче-ские, пунктуационныеграмматиче-ские и орфографиче-ские нормы

Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.

2

Сочинение на основе текста для изложения

43

Виды придаточных предложений

Объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Знать теоретический материал по данному разделу.

Уметь применять данный материал на практике.

1

Словарные слова

44


45

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

Урок усвоения нового материала

Придаточные подлежащные. Придаточные сказуемные

О главном и главных членах предложения и придаточных, относящихся к ним

Знать особенности СПП с придат. подлежащ и сказуемн.

Уметь определять границы главн и придаточ предлож, вид придаточн по способу и характеру смысловой связи главного предлож с придаточ

1

1

Упр 114, §211,212

46

Придаточные определительные

Урок усвоения нового материала, закрепление

Придаточные определительные

О второстепенных членах предложения, об определении

Знать отличия СПП с придаточн. определительными

Уметь находить определит придаточ по характеру смысловой связи, значению союз слов, определять синт. функцию союз. слова.

1

Упр 126, §213

47

Придаточные дополнительные

Урок усвоения нового материала

Придаточные дополнительные

О второстепенных членах предложения, о дополнении

Знать место придаточ дополнит по отношению к главному, средства связи придаточн с главным

Уметь различать подчинит союзы и союз слова, опознавать СПП с придаточн дополнител, конструировать СПП с придаточн дополнит

1

Упр 135 §214

48-49

РР Воспоминание о книге. Рецензия на книгу

Особенности жанра рецензии

О работе с книгой

Знать типы текста, выразительные средства языка

Уметь сопоставлять исходные тексты, отмечать особенности языка, писать рецензию на книгу, использовать языковые средства

2

Написать рецензию на книгу, изучаемую на уроках литературы

50-51

Придаточные обстоятельственные

Урок усвоения нового материала, закрепление

Придаточные обстоятельственные

О второстепенных членах предложения, об обстоятельствах

Знать место придаточ дополнит по отношению к главному, средства связи придаточн с главным

Уметь различать подчинит союзы и союз слова, опознавать СПП с придаточн обстоятельст, конструировать СПП с придаточн обстоятельст, ставить знаки препинания

2

Упр 148,152 §215

52



53

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

Урок усвоения нового материала

СПП с несколькими придаточными. Знаки препинания при них

О видах придаточных предложений, различиях между ними, способах присоединения к главному

Знать классификацию СПП с несколькими придаточными, пунктограмму «отсутствие запятой между однород. придаточн»

Уметь анализировать СПП с несколькими придаточными, составлять схемы, конструировать, ставить знаки препинания

1

1

§ 209, упр 100, 104

54




55


56

Различные способы выражения сомнения.

Сравнительный оборот.

Отличие СПП с придаточным сравнительным от ПП со сравнительным оборотом.

Повторительно-обобщающий урок

Отличие СПП с придаточным сравнительным от ПП со сравнительным оборотом. Значение сравнительных конструкций

О сравнении, сравнительном обороте

Знать правило выделения запятыми сравнительных оборотов

Уметь определять значения сравнений, выраженных разными способами, ставить знаки препинания перед союзом «как», употреблять в речи

1

1

Найти в тексте художественного произведения различные способы выражения сравнения

57








58

Обобщение и систематизация изученного по теме «СПП»

Повторительно-обобщающий урок

Контрольный тест.

Строение СПП, средства связи, виды придаточных. Знаки препинания в СПП

О видах придаточных, способах присоединения к главному

Знать классификацию СПП, правила постановки знаков препинания

Уметь различать ССП, СПП и ПП, определять значение придаточных, расставлять знаки препинания

1


1

Упр 161

59-60

Контрольный диктант с ГЗ и его анализ

. средства связи, виды придаточных, знаки препинания в СПП

О строении СПП

Знать изученные виды орфограмм и пунктограмм.

Уметь применять данные знания на практике.

2

Повторение изученных пунктограмм

61

РР Аннотация

Признаки текста как единицы речи. Аннотация: ее цель, задачи.

О жанрах текста

Знать жанровое своеобразие аннотации,

Уметь анализировать аннотации, редактировать, составлять аннотации самостоятельно

1

Аннотация рекомендате-льного характера на прочитанную книгу

62-63

РР Портретный очерк

Композиция и герой портретного очерка. Средства выразительности. Портретная зарисовка. Интервью как возможный элемент очерка

О жанре, композиционном строении текста, средствах выразительности

Знать своеобразие жанра портретного очерка

Уметь писать сочинение в жанре портретного очерка, использовать средства выразительностисоблюдать нормы языка

2

Написать портретный очерк о человеке, отразить основную мысль очерка в названии или эпиграфе

64

65


66

Понятие о БСП (18) Интонация в БСП.

Запятая и точка с запятой в них

Урок усвоения нового материала

Понятие о БСП, интонация в БСП, запятая и точка с запятой в них

О постановке знаков в СП, различных видах СП

Знать грамматические признаки БСП, постановку знаков препинания

Уметь находить БСП в тексте, расставлять знаки препинания, конструировать, соблюдать интонацию при чтении

1

1

1

Упр 167, 172, § 216

67

Тире в БСП

Урок усвоения нового материала

Тире в БСП

О постановке знаков в СП, различных видах СП

Знать условие постановки тире между частями БСП

Уметь конструировать БСП, сопоставлять БСП О постановке знаков в СП, различных видах СП и сложные союзные предложения как синонимы

1

Упр 179, § 216

68

Двоеточие в БСП

Урок усвоения нового материала

Двоеточие в БСП

О постановке знаков в СП, различных видах СП

Знать условия постановки двоеточия в БСП

Уметь конструировать, пунктуационно оформлять, соблюдать интонацию

1

Упр 186, 188

69

Систематизация и обобщение по теме «БСП»

Повторительно-обобщающие уроки

БСП, знаки препинания в нем, синтаксический и пунктуационный разбор

О постановке знаков в СП, различных видах СП

Знать условия постановки знаков препинания между частями БСП

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, выбирать знаки препинания, составлять схемы, конструировать, употреблять в речи

1

Упр 191, 197

70

71

КД с ГЗ.

Тест по т. «БСП»

БСП, знаки препинания в нем. Синтаксиче-ский и пунктуационный разбор

О постановке знаков в СП, различных видах СП

Знать условия постановки знаков препинания между частями БСП

Уметь опознавать БСП в тексте, воспринимать их на слух, выбирать знаки препинания, составлять схемы, конструировать, употреблять в речи

1

1

Упр 203

72-73

РР Изложение с элементами сочинения

Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности

Об изложении публицистического текста

Знать характерные языковые средства, орфографические, пунктуационные, грамматические и орфографические нормы

Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста, создавать небольшое сочинение на основе прослушанного текста.

2

Сочинение на основе текста для изложения

74



75


Сложные предложения с разными видами связи

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Урок усвоения нового материала

Структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

О строении СП

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Уметь опознавать сложные синтаксические конструкции в тексте

1

1

Упр 220,223

76

Знаки препинания в СП с различными видами связи

Урок закрепления изученного

Знаки препинания в СП с различными видами связи

О строении СП

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова, редактировать текст с учетом синт. норм языка, строить схемы

Упр 226

77

Знаки препинания в СП с различными видами связи

Урок повторительно-обощающий

Знаки препинания в СП с различными видами связи

О строении СП

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Уметь разделять запятой рядом стоящие союзы и союзные слова, редактировать текст с учетом синт норм языка, строить схемы

1

Упр 239

78

КР Комплексный анализ текста

Сложные предложения и знаки препинания в них

О строении СП

Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи

Уметь анализировать текст: композиция, содержание, стиль, язык, правописание и пунктуация; создавать свой текст на основе исходного в соответствии с заданной темой

1

Упр 227

79

РР Разговорный стиль речи

Особенности разговорного стиля. Использование элементов разговорного стиля в худож литературе как средства выразительности. Диалог.

Об основных признаках разговорной речи

Знать основные признаки разговорной речи

Уметь различать стили речи, определять особенности стилей, анализировать тексты разговорного стиля, производить стилистический разбор

1

Написать письмо другу

80-81

РР Научный стиль речи

Официально-деловой стили речи

Научный и официально-деловой стили речи

Об основных признаках официально-делового и научного стилей

Знать основные признаки стилей речи

Уметь анализировать тексты науч и офиц-делов стилей, понимать их функции и сферу применения, определять языковые средства, создавать собственное высказывание в данных стилях

2

Составить резюме или деловое письмо

82



83

Способы передачи чужой речи(10)

Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

Урок усвоения нового материала

Способы передачи чужой речи. разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

О способах передачи чужой речи

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь использовать предложения с прямой речью, ставить знаки препинания

1

1

Упр 243, § 217

84

Предложения с прямой речью

Урок закрепления изученного

Строение предложений с прямой речью, разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью

О стилистических возможностях разных способов передачи чужой речи

Знать основные способы передачи чужой речи.

Уметь оформлять предложения с прямой речью

1

Упр 250,252, § 218

85

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

Урок усвоения нового материала

Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной

О прямой и косвенной речи, особенностях

Знать отличия прямой и косвенной речи

Уметь заменять прямую речь косвенной и наоборот, расставлять знаки препинания

1

Упр 258,259, § 219

86

87


88

Цитаты.

Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

Урок усвоения нового материала

Цитаты. Способы цитирования. Знаки препинания при цитировании

О цитировании

Знать различные способы цитирования

Уметь пользоваться способами цитирования, выделять цитаты знаками препинания

1

1

1

Упр 268, 270, § 216

89

Систематизация и обобщение изученного по теме «способы передачи чужой речи»

Повторительно-обобщающий урок

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь,. синонимия. использование способов цитирования

О косвенной речи, особенностях, способах цитирования

Знать отличия прямой и косвенной речи, различные способы цитирования

Уметь производить синтаксич разбор, синонимичную замену видов речи, ставить знаки препинания

1

Упр 254

90-91

Контроль диктант с ГЗ и его анализ.

Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь,. синонимия. использование способов цитирования. Текст, тема, основная мысль, изобразит средства языка

О косвенной речи, особенностях, способах цитирования

Знать отличия прямой и косвенной речи, различные способы цитирования

Уметь производить синтаксич разбор, синонимичную замену видов речи, ставить знаки препинания

2

Упр 273, 285

92


93



Повторение (14)

РР Публицистиче-ский стиль речи.

Художественный стиль речи.

Публицистический и художественный стили речи

О стилях речи, выразительных средствах языка

Знать основные признаки стилей речи

Уметь анализировать тексты худож и публицистич стилей, понимать их функции и сферу применения, определять языковые средства, создавать собственное высказывание в данных стилях

1

1

Сочинение о любимом человеке

94



95

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

Повторительно-обобщающий урок

Словарь как вид справочной литературы. Основные виды словарей

О видах словарей

Знать особенности словарей, структуру

Уметь пользоваться словарями в исследовательской и проектной деятельности, при подготовке к урокам

1

1

Составление словарной статьи для словаря синонимов

96

97

98

99

Фонетика. Графика. Орфография. Орфоэпия.

Повторительно-обобщающий урок

Звуки русского языка, их классификация. Смысло-различительная роль звука. Орфоэпические и орфографические нормы

О звуках русского языка, нормах произношения и написания

Знать нормы произношения и написания, характеристику звуков

Уметь делать сообщение о звуках, их особенностях, выбирать верное ударение из вариантов, выразительно читать, оценивать свою и чужую речь с т.з соблюдения норм языка

1

1

1

1

Упр 290, 292

100



101



102

Морфология и орфография.

Повторительно-обобщающий урок

Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

Употребление частей речи. Соблюдение норм языка. Орфограммы, выбор которых зависит от морфологических условий

О разделах русского языка

Знать изученные части речи, их признаки, синтаксическую роль, грамматические нормы языка

Уметь распознавать части речи, использовать их в речи, делать правильный выбор орфограмм

1

1


1

Упр 309

103-104



105

РР Изложение с элементами сочинения

Итоговый диктант

Текст, заголовок, тема, основная мысль. Сложный план. Средства выразительности

Об изложении художественного или публицистического текста

Знать характерные языковые средства.

Уметь воспринимать текст на слух, писать изложение публицистического текста.

2


1

Сочинение на основе текста для изложения




Материально- техническая и информационно-техническое обеспечение.

1.Баронина М.А.. Государственная итоговая аттестация. Русский язык. 9 класс. 2013.

2. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2009.

3. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку

9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000.

4. Контрольные и проверочные работы по русскому языку. / Под ред. Родина И.О. - М.: / рель, 2001

5. Лидман-Орлова Г.К. Учимся писать изложение. - М.: Дрофа, 2006

6. Пахнова Т. М. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку. 9 класс. / Под редакцией Т.М.Пахновой. - М.: Дрофа, 2005

7. Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 кл - М.: Вербум-М, 2003

8. Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и упражнения. - М.: Дрофа, 2004

9. Сенина Н.А., Петрова Т.А. и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация - 2007. Предпрофильная подготовка. - Ростов на Дону: Легион, 2006.

10. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен: русский язык. Методика подготовки

М.: Просвещение, 2011

11. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.А. Русский язык. Дидактические материал 8-11 классы. - М.: Дрофа, 2004

12. Шипицына Г.М. Изложение и сочинение с заданиями и ответами. - М.: Просвещение, 1

для учащихся:

1. Александрова Г.В. Занимательный русский язык. С-Пб., 1998

2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс- М.: Дрофа, 2012

3. Воителева Т.М. Русский язык 8-9 класс. Дидактические материалы. М., 2007

4. Войлова К.А. Русский язык. Культура речи. Тематическая тетрадь. - М.: Дрофа, 2006

5. Гольдин З.Д. Русский язык в таблицах 5-11 классы. М., 2007

6. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Дидактические материалы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2003

7. Капинос В.И. Русский язык 8-9 классы. Тесты. М., 2007

8. Лимонад Т.В. С изложением на «ты». - М.: Школьная Пресса, 2001

9. Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. - М.: Дрофа, 2005

10. Пахнова Т.М. Русский язык. Комплексная работа с текстом. Рабочая тетрадь. 9 класс. Экзамен, 2004

11. Петровская С.С. Диктанты по русскому языку 9 класс. М., 2007

12. Райский С.И. Работа над речевыми ошибками в изложениях и сочинениях. М., 2007

13. Русский язык. Практика. 9 класс/ Под ред. Пичугова Ю.С. - М.: Дрофа, 2005

14.Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестации М.: Просвещение, 2005

15. Шаповалова Т.Е. Русский язык. Сложное предложение. Тематическая тетрадь. - М.: Д фа, 2006

16. Шипицына Г.М. Русский язык 8-11 классы. Дидактические материалы. М., 2007

Электронные учебно-методические комплекты

1.Мультимедийная энциклопедия «Русская литература». 8-11 кл. (1 диск)

2. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия. 5 - 9 классы. (4 диска)

3. Мультимедийное издание «Репетитор 2008 по русскому языку Кирилла и Мефодия».

4. Образовательные программы «Русский язык».

5. Диск. Тесты.9 класс.

6.(openclass.ru),(rusedu.ru),(edu.ru), (fipi.ru),(ege.edu.ru), (ruslit.metodist.ru), (sarviki.ru)







© 2010-2022