ЭТИМОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ОРФОГРАФИИ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:









Открытый урок по теме ««Этимология на службе

орфографии»







Учитель русского языка

МАОУ «Школа 53»

г.Ростова -на- Дону

Реднинская Ольга Яковлевна





2015 год

Материалы к уроку «Этимология на службе орфографии»

6 класс. Учебник: «Русский язык».Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская

Л.А,Тростенцова, Н.В.Ладыженская ,Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.

Проблема, заключённая в основополагающий вопрос: Как знание истории языка помогает грамотно писать?

Проблемные вопросы учебной темы: Каково происхождение слова?

Из какого языка заимствовано слово?

Из каких языков сейчас заимствуются слова?

Как лексика помогает нам открывать мир?

Частные вопросы учебной темы: Через какую морфему полнее всего выявляется лексическое значение слова?

Почему надо знать историю языка?

Как знания по географии и истории помогают в осмыслении и грамотном написании слов?

Как знание иностранного языка помогает в осмыслении заимствованного слова?

Результаты проектной деятельности детей:

Формирование навыков грамотного письма на основе этимологического анализа слова.

Формирование навыков самоконтроля или ожидаемого прогнозируемого результата на основе знаний по истории , географии и иностранным языкам

Повышение внутренней мотивации в изучении русского языка, истории, географии, иностранных языков.

Понимание школьником причинно-следственных связей при изучении темы «Этимология».

Приобретение учащимися опыта логического мышления.

Повышение уровня речевой культуры учащегося.

Повышение уровня общей его культуры.

Лексическая наполняемость урока.

В начале урока на этапе мотивации учитель предлагает вопрос:

Как связаны по смыслу слова «пол как нижний настил в помещении» и «пол как совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение»,если оба слова русского происхождения? Высказываются версии.

Правильный ответ: Оба этих слова восходят к древнему слову «половина». Полы в древности делали, разрезая бревно вдоль и укладывая его выпуклой частью внутрь ; и получается, пол - это половина бревна. А пол мужской или женский тоже восходит к слову «половина», например, есть выражение «найти свою половинку».

Затем учащиеся, работая в паре или группах, объясняют происхождение слов на основе знаний по русскому языку, истории, географии, иностранным языкам и логических причинно-следственных связей.

Слово «подражать» произошло от слова «драга», то есть дорога; подражать - это значит идти по одной драге, или дороге.

Слово «трущоба» произошло от слова « труха», то есть речь идёт о тех строениях, которые превратились в труху. Это объясняет написание слова, где этимологически присутствует суффикс ОБ.Сравним слова: чащОБа - от « чаща» и трущОБа от «труха».

В слове «чересчур» выделяется древнеславянский корень ЧУР - название языческого божества, которое охраняло дом человека и всю его собственность. Становится понятным написание слова, где ЧЕРЕС - это приставка.

Слово «подлинный» происходит от слов «под лином», где «лин» - это кнут, которым били людей , стремясь получить под-лин-н-ые сведения.

Слова «врач» и «ворожить» - соответственно старославянского и древнерусского происхождения ; и отсюда становится понятным происхождение глагола «врать».

Слово «негодяй» первоначально означало «негодный к воинской службе».

Интересно происхождение слова «человек». Когда-то в летописях оно писалось так: словек - цловек - чловек - человек. Мы видим лексическую связь таких понятий, как «человек» и «слово». Кстати, слово «славяне» в древности писалось как «словене».Может быть, от этого слова и возникло первоначальное «словек».

Слово «космос» пришло к нам с древнегреческого и означает «красота». Именно Пифагор назвал мир космосом, то есть красотой.

Некоторые слова не требуют работы с этимологическим словарём, а объясняются логически просто:

Слово « поБЕДа» происходит от слова «беда» - без беды нет и победы.

ПриРОДа - то что было при рождении мира, при РОДах мира.

СТОЛица - город пред СТОЛом Всевышего.

ОбижатьСЯ - обижать себя, наносить вред себе.

Вспомним слова ,обозначающие членов семьи ,например:

Невеста - от «не ведаю, не знаю»,то есть новый человек в семье.

Свекровь - от « своя кровь»,то есть близкий ,родной человек.

Брат - от глагола «брать», древнее приветствие отличалось от современного; жест был более широкий ,чем рукопожатие : руки пожимались в области предплечий - настоящие братания.

А слово «наследство» происходит от «наступать на след ,идти по следам»,то есть мы видим ,что быть наследником - это очень ответственно.

Интересна топонимика (раздел этимологии ) Донского края .Например, реке Дон - около 20 миллионов лет, и поэтому названия она имела разные:

Река Амазонок( у Плутарха) - Танаис (древние карты) - и наконец, Дон ,что по-осетински значит «вода».Территория современной Ростовской области когда-то входило в состав Хазарского царства, и один из народов его - аланы (древние осетины) дали название нашей реке. И географические названия - Аксай, Батайск, Азов - несомненно, тюркского происхождения.

В конце урока учащиеся смотрят документальный фильм Михаила Задорнова «Вещий Олег».В заключительной оценочно-рефлективной части урока подводится итог:

Самое интересное_______________Самое скучное__________________

Я был (а) уверен , когда выполнял задание________________________

Испытывал(а) трудности при выполнении задания___________________

Что не получилось, осталось непонятным__________________________

Какие новые вопросы возникли__________________________________

Что нового я узнал(а) на уроке, чему научился(лась)____________________



© 2010-2022