- Преподавателю
- Русский язык и литература
- ЭТИМОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ОРФОГРАФИИ
ЭТИМОЛОГИЯ НА СЛУЖБЕ ОРФОГРАФИИ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Реднинская О.Я. |
Дата | 19.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Открытый урок по теме ««Этимология на службе
орфографии»
Учитель русского языка
МАОУ «Школа 53»
г.Ростова -на- Дону
Реднинская Ольга Яковлевна
2015 год
Материалы к уроку «Этимология на службе орфографии»
6 класс. Учебник: «Русский язык».Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская
Л.А,Тростенцова, Н.В.Ладыженская ,Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба.
Проблема, заключённая в основополагающий вопрос: Как знание истории языка помогает грамотно писать?
Проблемные вопросы учебной темы: Каково происхождение слова?
Из какого языка заимствовано слово?
Из каких языков сейчас заимствуются слова?
Как лексика помогает нам открывать мир?
Частные вопросы учебной темы: Через какую морфему полнее всего выявляется лексическое значение слова?
Почему надо знать историю языка?
Как знания по географии и истории помогают в осмыслении и грамотном написании слов?
Как знание иностранного языка помогает в осмыслении заимствованного слова?
Результаты проектной деятельности детей:
Формирование навыков грамотного письма на основе этимологического анализа слова.
Формирование навыков самоконтроля или ожидаемого прогнозируемого результата на основе знаний по истории , географии и иностранным языкам
Повышение внутренней мотивации в изучении русского языка, истории, географии, иностранных языков.
Понимание школьником причинно-следственных связей при изучении темы «Этимология».
Приобретение учащимися опыта логического мышления.
Повышение уровня речевой культуры учащегося.
Повышение уровня общей его культуры.
Лексическая наполняемость урока.
В начале урока на этапе мотивации учитель предлагает вопрос:
Как связаны по смыслу слова «пол как нижний настил в помещении» и «пол как совокупность признаков организма, обеспечивающих размножение»,если оба слова русского происхождения? Высказываются версии.
Правильный ответ: Оба этих слова восходят к древнему слову «половина». Полы в древности делали, разрезая бревно вдоль и укладывая его выпуклой частью внутрь ; и получается, пол - это половина бревна. А пол мужской или женский тоже восходит к слову «половина», например, есть выражение «найти свою половинку».
Затем учащиеся, работая в паре или группах, объясняют происхождение слов на основе знаний по русскому языку, истории, географии, иностранным языкам и логических причинно-следственных связей.
Слово «подражать» произошло от слова «драга», то есть дорога; подражать - это значит идти по одной драге, или дороге.
Слово «трущоба» произошло от слова « труха», то есть речь идёт о тех строениях, которые превратились в труху. Это объясняет написание слова, где этимологически присутствует суффикс ОБ.Сравним слова: чащОБа - от « чаща» и трущОБа от «труха».
В слове «чересчур» выделяется древнеславянский корень ЧУР - название языческого божества, которое охраняло дом человека и всю его собственность. Становится понятным написание слова, где ЧЕРЕС - это приставка.
Слово «подлинный» происходит от слов «под лином», где «лин» - это кнут, которым били людей , стремясь получить под-лин-н-ые сведения.
Слова «врач» и «ворожить» - соответственно старославянского и древнерусского происхождения ; и отсюда становится понятным происхождение глагола «врать».
Слово «негодяй» первоначально означало «негодный к воинской службе».
Интересно происхождение слова «человек». Когда-то в летописях оно писалось так: словек - цловек - чловек - человек. Мы видим лексическую связь таких понятий, как «человек» и «слово». Кстати, слово «славяне» в древности писалось как «словене».Может быть, от этого слова и возникло первоначальное «словек».
Слово «космос» пришло к нам с древнегреческого и означает «красота». Именно Пифагор назвал мир космосом, то есть красотой.
Некоторые слова не требуют работы с этимологическим словарём, а объясняются логически просто:
Слово « поБЕДа» происходит от слова «беда» - без беды нет и победы.
ПриРОДа - то что было при рождении мира, при РОДах мира.
СТОЛица - город пред СТОЛом Всевышего.
ОбижатьСЯ - обижать себя, наносить вред себе.
Вспомним слова ,обозначающие членов семьи ,например:
Невеста - от «не ведаю, не знаю»,то есть новый человек в семье.
Свекровь - от « своя кровь»,то есть близкий ,родной человек.
Брат - от глагола «брать», древнее приветствие отличалось от современного; жест был более широкий ,чем рукопожатие : руки пожимались в области предплечий - настоящие братания.
А слово «наследство» происходит от «наступать на след ,идти по следам»,то есть мы видим ,что быть наследником - это очень ответственно.
Интересна топонимика (раздел этимологии ) Донского края .Например, реке Дон - около 20 миллионов лет, и поэтому названия она имела разные:
Река Амазонок( у Плутарха) - Танаис (древние карты) - и наконец, Дон ,что по-осетински значит «вода».Территория современной Ростовской области когда-то входило в состав Хазарского царства, и один из народов его - аланы (древние осетины) дали название нашей реке. И географические названия - Аксай, Батайск, Азов - несомненно, тюркского происхождения.
В конце урока учащиеся смотрят документальный фильм Михаила Задорнова «Вещий Олег».В заключительной оценочно-рефлективной части урока подводится итог:
Самое интересное_______________Самое скучное__________________
Я был (а) уверен , когда выполнял задание________________________
Испытывал(а) трудности при выполнении задания___________________
Что не получилось, осталось непонятным__________________________
Какие новые вопросы возникли__________________________________
Что нового я узнал(а) на уроке, чему научился(лась)____________________