Конспект урока на тему Святочный рассказ в русской литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анкета-заявка

участника муниципального профессионального мастерства педагогов

"Мой лучший урок"

1.Фамилия, имя , отчество автора Абросимова Надежда Викторовна

2.Дата рождения 28.12.1968

3.Место работы МБОУ "Сонская сош"

4.Должность учитель

5.Педагогический стаж работы 25 лет

6.Преподаваемый предмет русский язык и литература

7.Номинация и тема урока: Гуманитарное направление.

Тема урока: " Святочный рассказ в русской литературе"

8. Домашний адрес С.Сонское Боградского района ул.Павших коммунаров 14-4

телефон 89235814092

Дата заполнения 1.02. 2016

Подпись руководителя







1

Рецензия на урок литературы по теме: Святочный рассказ в русской
литературе

Урок Н.В Абросимовой, учителя русского языка и литературы МБОУ «Сонская сош», прошел на высоком методическом уровне. Это урок усвоения новых знаний, основной целью которого является стремление учителя развивать у детей чувства милосердия и сострадания.

Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.

Учитель верно поставил цель урока, на которую методически грамотно вывел учащихся.

Системообразующим на уроке является четко отобранное
содержание, соответствующее возрастным особенностям.

Учебная деятельность на уроке построена учителем в
соответствии с дидактическим циклом: удивление (выделение смысла) - восприятие - осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации - обобщение - систематизация.

В ходе урока были использованы современные образовательные технологии: Арт-технология, ИКТ-технология.

На уроке учитель применял следующие формы организации познавательной
деятельности: фронтальная беседа, целенаправленное чтение, словарная
работа, создание иллюстраций.

Формы, методы урока литературы соответствуют психофизиологическим и
индивидуальным особенностям учащихся 6 класса.

Урок литературы направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся.

АбросимоваН.В. отличается высокой педагогической культурой, что способствует созданию благоприятного психологического климата, познавательной активности учащихся. Урок литературы, проведенный учителем, представляет собой целостную систему.

Зам. директора по УВР МБОУ «Сонская
сош» ______/Ауэр Т.В./



2

Пояснительная записка.

Урок по теме "Святочный рассказ в русской литературе" в 6 классе проводился накануне новогодних праздников. Урок направлен на знакомство с традициями русской культуры, воспитание традиционных для русского народа гуманизма, милосердия. Урок призван помочь обучающимся разобраться в понятиях : Рождество Христово, святки, узнать о связанными с ними традициях русского народа. Работаю по программе В.Я. Коровиной. Учебник "Литература для 6 класса" под редакцией В.Я.Коровиной. М.Просвещение 2013г. Раздел- русская литература 20 века. Уроки литературы по программе в 6 классе - 2 часа в неделю.

В 6 классе обучаются 3 учащихся. Из них только одна ученица учится на "4" и "5", активна на уроках, может рассуждать, легко выражать свои мысли. Все дети в классе плохо читают, не выполняют нормы техники чтения. Самостоятельно не читают.

Так как в 6 классе всего 3 обучающихся, на урок были приглашены ученики 5 класса.

На уроке была использованы современные образовательные технологии в обучении. В основе Арт-технология, компьютерные технологии. Для поиска информации, используемой на уроке использовались средства Интернета.

Арт -технология использовалась на данном уроке с целью создания особого психологического климата: создание атмосферы приближающего праздника, ожидания чуда. На уроке использовался прием целенаправленного чтения, выражение ассоциаций при помощи изобразительного искусства, использовалась классическая музыка. Были созданы условия для творчества, развития и раскрепощённости. детей.

Урок прошел на высоком эмоциональном уровне. Данная тема заинтересовала ребят. На уроке дети работали активно, отвечали на вопросы, рассуждали на темы добра, сострадания,чуда,рисовали. Особенно ребятам понравилась классическая музыка. Цели урока были достигнуты.



3

Урок литературы в 6 классе.

Тема: Святочный рассказ в русской литературе

Цели урока: знакомство с особенностями жанра, с историей возникновения святочного рассказа; воспитание чувства милосердия, сострадания; создание праздничного настроения накануне Рождества.

Оборудование: мультимедийная презентация, материал для творчества, аудио запись музыки П.И. Чайковского

Тип урока: урок усвоения новых знаний, формирование навыков и умений.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

-Какие праздники ждут вас на зимних каникулах?

-Что вы знаете о Рождестве, Святках?

-Есть ли в вашей семье традиции, связанные с данными праздниками?

-Как вы думаете о чем сегодня мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы поговорим о предстоящем светлом, радостном празднике Рождестве Христовом, выясним, какие дни называют святочными. Узнаем, как русские писатели представили тему Рождества в своем творчестве. Познакомимся с жанром святочного (рождественского) рассказа.

3. Работа над темой урока.

1. Вступительное слово учителя. Демонстрация презентации.

Рождество Христово - один из самых любимых и долгожданных праздников у христиан всего мира. Со времени рождения Христа пошло уже третье тысячелетие. Сказка, музыка, ожидание чуда - вот что такое Рождество. А ещё с этого дня начинались святки - массовое народное гулянье, посиделки, катание на санях, гаданье, весёлые пляски и песни.

Святочные рассказы, волшебные и страшные истории, начиная с девятнадцатого века, всегда сопровождают Рождество. Традицию размещения святочных рассказов в журналах и газетах впервые ввел Чарлз Диккенс. В его рождественских рассказах всегда присутствовали две темы - семейного уюта и детства. Традиция быстро прижилась в Европе и России. Многим известны рождественские сказки Николая Лескова («Зверь», «Неразменный рубль» и другие), который в течение нескольких лет публиковал святочные рассказы именно 25 декабря. Позднее из них составился сборник. Были такие рассказы и у Федора Достоевского, и Леонида Андреева («Ангелочек»), и Александра Куприна («Тапер»), и у Антона Чехова («Ванька»), и многих других известных

4

классиков русской литературы. После революции эта традиция прервалась. В последние годы она снова восстанавливается, и многие детские писатели снова стали печатать чудесные рождественские истории и святочные рассказы.

Жанровые особенности святочного рассказа:

  • Приуроченность действия к рождественским праздникам - Рождеству, святкам или одной рождественской ночи;

  • описание чудесных событий, которые предопределяют душевное прозрение или перерождение героя, нравственный урок;

  • наличие среди героев ребёнка;

  • счастливая развязка.

Рождественские праздники всегда считались семейными, в эти дни все собиралась вместе, дарили друг другу подарки. Особенное внимание уделялось детям, ведь день Рождества был установлен в память рождения божественного младенца. Младенец Иисус воспринимается как защитник всех обездоленных, и в первую очередь - детей.

2. Слово учителя об Л.А.Нечаеве.

Сегодня мы познакомимся с рассказом Леонида Алексеевича Нечаева "Саночки", в котором писатель 20 века обратился к жанру святочного рассказа, продолжив традиции литературы 19 века.

Краткая справка о писателе.

Леонид Алексеевич Нечаев, режиссер, сценарист, актер, Народный артист России, Заслуженный деятель искусств РФ (1995); родился 3 мая 1939 г. в Москве; учился на актерском факультете ВГИКа, в 1967 г. окончил режиссерский факультет; работал в телевизионном объединении "Экран", где снял ряд хроникально-документальных фильмов; с 1974 г. снимает игровые фильмы для детей; лауреат Государственной премии РФ (1993); режиссер фильмов: "Приключения в городе, которого нет" (1974), "Приключения Буратино" (1975), "Про Красную шапочку" (1977), "Примите телеграмму в долг" (1979), "Мнимый больной" (1980), "Проданный смех" (1981), "Сказка о Звездном мальчике" (1983), "Рыжий, честный, влюбленный" (1984), "Питер Пэн" (1987), "Не покидай..." (1989); режиссер и автор сценария фильма "Безумная Лори" (1991); умер 24 января 2010 г.

3.Знакомство с содержанием рассказа "Саночки" с использованием приема "Целенаправленное чтение".

5

1) Стадия вызова.

-Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким странным названием?

2) Стадия осмысления.

Чтение первой части рассказа.

-В какое время происходит действие?

-Что вы можете сказать о героях рассказа? Какое настроение у них накануне праздника?

-Кем мог быть бородатый дядя, выпрыгнувший из машины-фургона?

3) Стадия рефлексии.

Чтение последнего отрывка.

-Удивил ли вас поступок бородатого дяди?

-Как изменилось настроение детей после этой встречи? Что они чувствовали?

4.Аналитическая беседа по рассказу.

- Является ли этот рассказ святочным? Докажите.

-Кто в рассказе выполнил роль волшебника?

-Чем заканчивается рассказ?

-Почему дядя из фургона был так счастлив?

-Любите ли вы получать подарки? А дарить?

-Какое настроение вызвала у вас эта история?

- Могут ли люди совершать чудеса, делая добрые дела?

-Появилось ли у вас желание самим сотворить маленькое чудо накануне светлого праздника? Попробуете?

4. Словарная работа. Значение слов "сострадание", "милосердие"

5.Творческая работа. Создание иллюстраций к рассказу, рисунков на тему Рождества под музыку П.И. Чайковского.( Музыкальные фрагменты из балета "Щелкунчик")

- Светлый праздник Рождества вдохновлял не только писателей, но и художников, музыкантов. Существует множество прекрасных музыкальных произведений, связанных с прекрасными зимними праздниками. Сейчас я предлагаю вам при помощи карандашей и бумаги выразить свои чувства, настроения, свои ассоциации, связанные с темой нашего урока.

6

Поможет вам в этом чудесная музыка П.И.Чайковского.

6.Подведение. итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся представляют свои иллюстрации, комментируют их.

- Любите ли вы новогодние праздники? Почему?

- Понравился ли вам урок? Что нового вы узнали?

-Изменилось ли ваше отношение к Рождественским праздникам? Что вы ждете от них?

7. Д/З. Прочитайте на зимних каникулах рассказ Л.Андреева "Ангелочек".









7

Приложение

На уроке была использованы современные образовательные технологии обучения, в том числе Арт-технология.

Аrt - искусство, (art therapy - лечение искусством) означает лечение изобразительным творчеством.
Виды арт-терапии :

изотерапия,
музыкотерапия,
сказкотерапия,
куклотерапия
библиотерапия,
фототерапия.

Арт-технологии - наиболее древняя естественная форма изменения эмоционального состояния, которой многие люди пользуются (осознанно или нет), чтобы снять психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться. Данная технология помогает стабилизировать психологический микроклимат класса, позволяет более полно реализовать возможности личностного развития детей, повысить самооценку. Она создаёт условия для творчества, развития, обретения уверенности в себе и раскрепощённости.

Примеры арт-уроков: театрализованный урок, заочные путешествия, уроки предметного рисования, урок-игра и т.д.

Достоинства технологии в том, что она дает возможность:

  • расширить и углубить уровень познавательной активности,

  • пробудить в учащихся стремление к углубленному изучению учебного материала, развивать творческие способности учащихся.

  • является одной из технологий повышающей качество образовательного и воспитательного процесса.

  • Уроки с использованием арт-технологий имеют дидактическое достоинство: создаётся эффект присутствия «Я это видел», проявляется интерес, желание узнать и увидеть больше.





8





© 2010-2022