Урок - игра по русскому языку на тему Интересно жить на свете, если знаешь междометья. (7 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интересно жить на свете, если знаешь междометья.

(Урок-игра систематизации и обобщения изученного по теме «Междометие»)

Урок начинается со вступительного слова учителя о том, что в гости к ребятам должен прибыть посланец страны Междометии. Чтобы встретить его достойно, им необходимо вспомнить слова, которые относятся к этой части речи. Выполнению задания помогают игры.


Аукцион

Учащиеся по очереди называют междометия. Побеждает тот, кто назовёт своё слово последним.

(Ох, ах, эй, увы, эх, ох, стоп!, марш!, ау, алло!, вон!, пли!, тс-с, цып-цып, брр, хе-хе-хе, бух!, дудки! и др.)

Или можно провести игру

«Кто больше?»

Учитель засекает время (например, 3 минуты). Нужно записать как можно больше междометий.

(Бац!, бис!, айда!, агу, стоп!, кис-кис, о!, гм, здравствуй!, привет!, батюшки!, ужас!, то-то, браво!, караул! и др.)

После этой небольшой разминки в класс входит подготовленный заранее ученик, исполняющий роль посланца страны Междометии. Он читает стихотворение А. Тетивкина «Междометие»:

«Мне, - сказало Междометие, -

Интересно жить на свете:

Выражаю поощренье,

Похвалу, упрёк, запрет,

Благодарность, восхищенье,

Возмущение, привет.

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах!».

У кого тяжёлый вздох,

Произносят слово «Ох!».

Кто встречается с бедой,

Произносит слово «Ой!».

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй!».

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух!».

Интересно жить на свете,

Если знаешь междометья!»

Гость задаёт семиклассникам вопросы:

Что называется междометием? Что оно выражает? Какую роль в предложении может играть? Чем отличается от самостоятельных и служебных частей речи?

После ответов на вопросы проводится объяснительный диктант (записать текст, правильно расставить знаки препинания, объяснить правописание междометий).

Я - самое важное слово. В разговоре без меня не обойтись, потому что я чувства всякие и настроения выражаю. Больно кому - он кричит: «Ай-ай-ай!», «Ой-ой-ой!». Весело - смеётся: «Ха-ха-ха!», «Хи-хи-хи!». Встретились двое - сразу ко мне за помощью: «Здравствуй! Привет! Спасибо! Пожалуйста!». Чуть что случилось - говорят: «Дело - табак!», «Крышка!». И все эти ага, угу, ох, ах, и им подобные - мои родные братцы.

Гость рассказывает о том, что многие из междометий употребляются в речи человека как показатель вежливости. Чтобы проверить, знают ли эти слова ребята и умеют ли ими пользоваться, предлагается следующее задание:

  1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Волшебные слова».

  2. Составить диалог на тему «Разговор по телефону».

Далее класс делится на команды. Представители каждой из них у доски делают синтаксический разбор предложений, определяя, какими членами предложения являются междометия.

  1. А мой председатель Чеснок ого-го… (А. Корнейчук)

  2. Далече грянуло «ура». (А. Пушкин)

  3. От «ура» дрожали стены.

Для закрепления материала проводится самостоятельная работа: из стихотворения (в материалах учебника) выписать все междометия.

Заканчивая урок-игру, посланец предлагает школьникам отгадать шараду.

  1. Один из слогов существительного метеор.

  2. Корень глагола ждать.

  3. Окончание имени существительного мужского рода в творительном падеже единственного числа.

  4. Окончание глагола 1 спряжения в 3 лице единственного числа настоящего времени

  5. Суффикс и окончание существительного величие.

Целое: название слова, которое выражает чувства, переживания, побуждения, но не называет их.

Ответ: ме-жд-ом-ет-ие.

В заключительном слове посланец страны Междометии просит школьников почаще пользоваться словами «здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо». И не забывать о том, что существуют ещё слова-паразиты «угу», «ага» и другие, от которых необходимо избавляться.

Л. Э. Снигирева, учитель русского языка и литературы МБОУ

«Мысовская ООШ» Удмуртской Республики.


© 2010-2022