Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства 10 Б учитель русского языка Тулупова Ирина Васильевна

Интегрированный урок литературы и изобразительно- го искусства.Тема урока: Понятия мужества, терпения и доброты в рассказе В.Распутина "Уроки французского".Цель урока: раскрыть душевный мир и неординарность героев рассказа; развивать навыки литературного анализа, формирование умения определения жанров изобразительного искусства; воспитывать любовь к людям, к литературе и живописи.Задачи: 1.Развитие навыка характе- ристики литературного героя;2. Развитие навыка работы с текстом;3. Развитие речи у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства.

Тема урока: Понятия мужества, терпения и доброты в рассказе В.Распутина "Уроки французского".

Цель урока: раскрыть душевный мир и неординарность героев рассказа; развивать навыки литературного анализа, формирование умения определения жанров изобразительного искусства; воспитывать любовь к людям, к литературе и живописи.

Задачи: 1. Развитие навыка характеристики литературного героя;

2. Развитие навыка работы с текстом;

3. Развитие речи учащихся посредством развернутого ответа на вопрос;

4. Развитие навыка отстаивать свою точку зрения

5. Обогащение словарного запаса путем ввода новых понятий;

6. Развитие навыка обобщения материала;

Тип урока: Интегрированный урок литературы и изобразительного искусства с элементами самопознания.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер, слайды по теме.

Методы: практический, сравнительный анализ, проблемно - поисковый, исследовательский.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Я вижу вы, ребята, готовы к занятию и нацелены на плодотворную работу. Садитесь, начнем урок. А он у нас сегодня необычный. Во-первых, потому что на нем присутствуют гости, во - вторых, наш урок литературы - это урок мужества нравственной силы и доброты, он может изменить наши представления о жизни, изменить нас самих.

2. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова великого русского классика Л.Н.Толстого: " Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях".

- Ребята как вы понимаете эти слова?

- Наверное все дело в нас. Чем мы лучше будем относиться к людям, тем мир будет добрее.

- Базовый лист ученика.

Сегодня мы обращаемся к творчеству известного русского писателя, лауреата Государственных премий Валентина Григорьевича Распутина, к одному из лучших его произведений рассказу " Уроки французского". О своем рассказе В.Распутин говорит: Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной. Мне нужно вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня". Писатель концентрирует внимание читателя, на нравственном, духовном опыте человечества как наиболее ценном, чем владеют люди, что скрепляет поколения. Перед вами истинный мастер слова В.Г.Распутин(слайд)

Биография его проста, но духовный опыт богат и неповторим.

- Мы с вами уже достаточно хорошо знаем судьбу и знакомы с творчеством В.Распутина, читали его произведения. А сегодня обратимся к его рассказу "Уроки французского" Но сначала блиц - опрос (слайд)

3. Давайте перейдем к работе над рассказом (слайды).

- Чтобы вспомнить содержание рассказа ( вопросы)

4. Как вы считаете герой и автор в рассказе одно и тоже лицо? (герой и автор слиты воедино).

А что их все таки разделяет? ( время, герой рассказа мальчишка живет радуется, чувствует здесь и сейчас. А автор умудренный опытом взрослый человек. Его высказывания несут мудрость накопленную годами.

- а теперь определим какова роль авторской позиции в рассказе? Автор кто?

Составим кластер. Автор - мальчик - взрослый - писатель. ( на доске). автор прожил долгую жизнь, осмыслил, оценил свои детские поступки. Его высказывания несут жизненную мудрость, накопленную годами.

5. Для рассказов Распутина характерны точное чувство формы, смысловая и композиционная завершенность, психологизм образов.

А сейчас переходим к работе над композицией рассказа. - Художественное произведение состоит из каких частей? (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).

- Составим кластер. В завязке какие события?

- Завязка - жизнь в деревне, голод и одиночество, поступление в школу.

- Кульминационный ряд

- Развязка разоблачение, отъезд учительницы, игра в чику, занятия с учительницей, первая посылка, вторая посылка.

6. Поработаем над литературной характеристикой героев. Мы можем составить портрет внешний, внутренний, портрет - описание, портрет - впечатление. Об учительнице - чистота души, искренность, доброта, человечность, душевная щедрость, нерастраченная нежность. О мальчике - недетские серьезные размышления о жизни, светлая душа ощущение жестокости и несправедливости жизни.

В этом поможет учитель изобразительного искусства (слайды)

Литература неразрывно связаны между собой. А образ человека - главная тема в искусстве. смысл портрета - в интересе именно к его личности, наделенной индивидуальными качествами. Воспроизводя детали лица, важно передать особенности поведения, темперамент, характер человека. Ведь слово "портрет" произошло от латинского и его можно перевести как "извлечение сущности" , то есть извлечение внутреннего содержания.

Пейзаж как произведение искусства это образ природы, в котором выражено отношение к ней человека, его настроение, чувство. Пейзажи бывают чрезвычайно разнообразны. В нашем произведении это осенний пейзаж. Дети показывают свои рисунки (пробы кисти)

Познание искусства -это познание жизни, это труд души, и этот труд - радостный.

Работа учителя ИЗО, он рассказывает о портрете и пейзаже в живописи, ученики делают характеристики словесные, учитель рисует на доске портрет учительницы французского. Учитель предлагает пейзажные зарисовки, а ребята зачитывают образы пейзажа в рассказе и говорят о роли произведении.

Слайды с осенним пейзажем. Какие чувства вызывают у нас эти картины? Далее учитель рассказывает о полотнах известных художников - пейзажистов.

7. Отрывок из фильма "Уроки французского". Дать оценку событиям.

8. Работа " Узнавание адресата" О ком это? (слайд)

9. А сейчас проблемный вопрос. Почему надо помогать людям? Всегда ли мы помогаем нуждающимся в помощи?

Слова великого Абая (слайд)

10. Тест (слайд) Оценивание по одному баллу.

Сделаем выводы к которым мы пришли в ходе изучении рассказа слайда ( слайды)

- Закон доброты.

11. Рефлексия. Где границы доброты? И почему напоследок у нас яблоки?

12. Ролик.

Оценивание в конце урока по базовому листу учащихся.


© 2010-2022