Бинарный урок литературы и обществознания Особенности тоталитарного режима (на примере романа Е. Замятина «Мы»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Бинарный урок обществознания и литературы



Аннотация к работе

  1. Авторы: Владимирова Светлана Петровна - учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ № 16, Зазуляк Оксана Викторовна - учитель истории и обществознания высшей категории МОУ СОШ № 16,

  2. Предмет, класс: обществознание, литература 10 класс.

  3. Тема учебного занятия: Особенности тоталитарного режима (на примере романа Е. Замятина «Мы»).

  4. Место занятия в учебном процессе: тема «Политическая сфера», раздел в литературе «Внеклассное чтение».

  5. Форма занятия: урок погружения в новую тему с использованием кейс-технологии

  6. Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

Этап урока

Форма использования ИКТ

Цель

Организационный

Демонстрационная презентация

Создание рабочего настроя на урок, проверка готовности

Актуализация знаний

Демонстрационное видео

Повторение и вхождение в новую тему

Объяснение нового материала

Демонстрационная презентация

с использованием ЦОР (видеофрагменты и иллюстративный ряд)

Формулирование темы и постановка целей и задач урока

Повышение наглядности, мотивации для восприятия материала. Отработка умений работать с неадаптированными источниками, хронологических, аналитических умений и навыков

Подведение итогов урока

Демонстрационная презентация

Постановка проблемного вопроса для закрепления пройденного материала

Оценивание работы класса

Конспект урока

Тема урока: Особенности тоталитарного режима (на примере романа Е. Замятина «Мы»)

Тип урока: Урок комплексного применения знаний (имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях)

Логика - процесса комплексного применения ЗУН:

  1. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний

  2. Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности

  3. Усвоение образца комплексного применения ЗУН

  4. Применение обобщенных ЗУН в новых условиях

  5. Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков

Методы: Объяснительно-иллюстративный, устный, метод погружения «аквариум», метод проектов

Цель урока: Сформировать у учащихся представление об особенностях тоталитарного режима, о сущности тоталитарных режимов в СССР и Германии 30-40 гг. XX века, сформировать у учащихся представление о тоталитарном режиме на примере романа Е.Замятина «Мы»

Задачи урока:

  1. Способствовать формированию у старшеклассников коммуникативной и исследовательской компетентности; создать условия для развития креативности на уроке и во время подготовки различных видов проектов; использовать приемы педагогической техники для повышения мотивации с последующим развитием познавательной функции

  2. Научить учащихся приемам самостоятельной работы с различными видами информации

  3. Сформировать у учащихся представление о взаимосвязи истории, обществознания и литературы

  4. Приобщить учащихся к нравственным ценностям; способствовать формированию чувства гражданской ответственности

Оборудование:

  1. АРМ учителя истории

  2. Материалы Единой коллекции образовательных ресурсов

  3. Презентация к уроку

  4. Видеофрагменты из кинофильмов: «Стиляги» реж. Тодоровский В., «Не хлебом единым», «В круге первом»

  5. Роман Е. Замятина «Мы»

  6. Кейсы учащихся

  7. Кейсы педагогов

Особенности урока: Учащиеся были подготовлены к применению новых педагогических технологий, предварительно были созданы исследовательские группы «историков», «литераторов», «политологов», «обывателей». Разработан кейс для групп учащихся и индивидуальные задания для самостоятельной работы. Для подготовки урока педагоги создали собственные кейсы. Учащиеся работали над проектами. Проекты группы «литераторов» предполагали выборочное чтение романа Е. Замятина «Мы» по интересующей ученика теме

Домашнее задание: работа с кейсом, сочинение

Название этапа урока

Деятельность педагогов

Использование ИКТ

Деятельность учащихся

Прогнозируемый результат

Организационный

Проверка готовности каждого ученика к уроку, настрой на урок Объяснение особенностей урока

Проверка готовности к уроку, настрой на урок

Создание рабочего настроя на урок

Актуализация знаний

Прием «погружения в эпоху»

Во время демонстрации видео педагоги декламируют стихи А. Полетаева, Ю.Левитанского, Г.Горбовского. (см. приложение)

Демонстрация видеоролика «Советский Союз в 30-40 гг. XX века»

Просмотр видео

Создание эмоционального настроя на урок

Погружение в новую тему

Диалог учителей об особенностях тоталитарного режима в СССР с постановкой проблемного вопроса

Демонстрация презентации

Просмотр презентации

Сопоставление исторических фактов

Работа с кейсом

Понимание проблемного задания

Изучение нового материала

Учитель обществознания напоминает, что такое политический режим, проводит работу с раздаточным материалом

Демонстрация презентации

Самостоятельная работа с раздаточным материалом изучение схем и таблиц

Заполнение кейса, отработка навыков работы с разными видами информации

Учитель литературы рассказывает о судьбах писателей в Советском Союзе

Предлагает ученику выступить с защитой проекта

Демонстрация презентации

Защита информационного проекта ученика «Судьба писателя в судьбе страны» (по биографии Замятина)

Учащиеся заполняют кейсы, участвуют в обсуждении проекта

Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными видами информации

Учителя предлагают учащимся рассмотреть основные черты тоталитаризма на примере романа Е.Замятина «Мы» (используются различные источники: кадры из фильмов, тексты исторических документов, отрывки из литературных произведений, музыкальные фрагменты)

Учителя строят изучение темы по признакам тоталитарного режима:

  1. Установление однопартийной диктатуры

Демонстрация презентации





Видеофрагмент из фильма «Стиляги» («Скованные одной цепью» - на собрании)

Защита коллективных проектов по каждому признаку



Защита исследовательских проектов группы «историков» и группы «литераторов»

Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными видами информации



Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными источниками информации



  1. Единая идеология и унификация всей общественной жизни



Песня «Контата Сталину»


Защита исследовательских проектов группы «историков», группы «литераторов», группы «политологов»

Заполнение кейса, участие в обсуждении, отработка навыков работы с разными источниками информации



  1. Культ личности вождя

Фрагмент из фильма «В круге первом» («Разговор в шарашке»)

Защита коммуникационного проекта «Сталин в судьбе своих современников»

Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными источниками информации



  1. Массовые репрессии



Фрагмент из фильма «В круге первом» (доклад Сталину о разоблачении врагов народа и судьбах членов их семей)

Защита исследовательского краеведческого проекта «История политических репрессий в Челябинской области»

Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными источниками информации

  1. Огосударствление экономики


Демонстрация презентации

Защита исследовательских проектов группы «историков», группы «литераторов», группы «политологов»

Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными источниками информации

  1. Самоизоляция страны


Демонстрация презентации

Защита исследовательских проектов группы «историков», группы «литераторов», группы «политологов»

Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными источниками информации

  1. Преувеличение внешней угрозы

Демонстрация презентации

Защита информационного проекта группы «политологов»

Заполнение кейса, участие в обсуждении,

отработка навыков работы с разными источниками информации

Рефлексия

Учителя предлагают всем присутствующим высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме и результатам деятельности на уроке в форме «Открытого микрофона», учащимся предлагают оставить записи на «Стене гласности»

Высказывают свое мнение, оставляют записи на доске

Подведение итогов: осуществление самоанализа, качественная оценка своей деятельности и содержание урока

Инструктаж домашнего задания

Учителя дают инструктаж по выполнению домашнего задания - написать сочинение - размышление на тему: «Тоталитарный режим: реалии прошлого, перспективы будущего», благодарят за урок

Записывают домашнее задание

Заполнение кейса

Приложение

Работа с кейсом учащихся

Для организации работы учащихся на уроке необходимо создать кейс - пакет материалов для индивидуальной и групповой работы учащихся по теме «Особенности тоталитарного режима (на примере романа Е. Замятина «Мы»). Учащимся необходимо приготовить папку с файлами. Предварительно педагоги должны составить собственные кейсы, продумать задания по созданию кейсов для учащихся.

Содержание кейса учащихся:

  1. Задание

  2. Схемы

  3. Таблицы

  4. Выдержки из текста романа Замятина «Мы»

  5. Видео, фото

  6. Ссылки на полезные ресурсы сети Интернет

Задания для учащихся по созданию кейса предусматривают индивидуальную работу и групповую.

  1. Индивидуальные задания для всех учащихся:

  • изучить тему «Политические режимы» в учебнике обществознания

  • прочитать роман Е. Замятина «Мы»

  • поработать с ресурсами сети Интернет

  • собрать иллюстративный материал по теме урока

  • составить глоссарий

    1. Задания для групп, работающих над проектами:

  • Группа «Литераторов» работает над текстом романа. Учащиеся должны найти подтверждение признаков тоталитарного режима в описании государства в романе «Мы»

  • Группа «Историков» работает с различными источниками информации и также представляет подтверждение признаков тоталитаризма в СССР в 20-30 гг. XX века

  • Группа «Политологов» подбирает исторический материал и сравнивает тоталитарные режимы разных стран

  • Группа «Обывателей» изучает мнение обычных людей о том периоде истории СССР

    1. Задания для индивидуальных проектов:

  • Учащийся должен приготовить информационный проект «Судьба писателя в судьбе страны» (по биографии Замятина)

  • Изучив данные статистики по истории нашего города, области учащийся должен приготовить краеведческий проект «История политических репрессий в Челябинской области»

Во время урока учащиеся должны заполнить «Рабочий лист».

Факты из истории СССР и Германии

Иллюстрации из романа Е. Замятина«Мы»

примечание
















Выводы:

Схема «Политические режимы»

Бинарный урок литературы и обществознания Особенности тоталитарного режима (на примере романа Е. Замятина «Мы»).







Таблица «Основные черты политических режимов»

Заполните таблицу:



Демократические

Недемократические

1

Органы государственной власти выборные.

Формирование органов власти не выборным путем.

2

Разделение властей на ___________,_____________,

_____________.

3

Приоритет права во всех сферах государственной и общественной жизни.

Преобладание государства над правом, господство беззакония и произвола со стороны государства.

4

Реальность и гарантированность прав и свобод граждан.

5

Политический ______________, многопартийность.

Господство единой государственной идеологии.







Стихотворения

А. Полетаев

Знамен кровавых колыханье

На бледно-синих небесах,

Их слов серебряных блистанье

В холодных и косых лучах.

Рядов сплоченных шаг размеренный,

И строгость бледно-серых лиц,

И в высоте неимоверной

Гуденье железных птиц.



Ю. Левитанский

Все гаечки да винтики,

А бог - у пульта.

Это называется эпоха культа.

Так ли называется,

Не так ли называется -

Это в моем сердце

Болью отзывается.

А кругом у мальчиков запал да пыл.

Они ко мне с вопросом:

А ты где был?

А где я был, мальчики?

И там был и тут.

Винтики, винтики по полю идут.

Сталин о нас думает.

Нам ни шагу вспять.



Г. Горбовский

В середине двадцатого века

На костер возвели человека

И сжигали его и палили,

Чтоб он стал легковесней пыли,

Чтобы понял какой он пустяшный…




14

© 2010-2022