Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Приложение 1

Календарно-тематическое планирование


Фактическая дата проведения урока

№ урока

Тема урока

Количество часов

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Практическая часть (контр., сочинения, тесты).

Подготовка к ГИА, ЕГЭ

ИКТ в предмете

предметные знания (знать, уметь)

Русский язык - один из развитых языков мира (1ч.)

1

Русский язык - один из развитых языков мира.

1

Знать, что язык - явление развивающееся; элементарные сведения об исторических изменениях в разных областях русского языка; об этимологии как науке о происхождении слов.

Уметь работать со школьным этимологическим словарем.

Подготовка ответа на проблемный вопрос: «Какие книги можно разрешить читать детям?» (упр. 10)

Текст как речевое произведение. Типы речи. Стили речи.

Презентация на тему «Русский язык - один из развитых языков мира»

Повторение пройденного в 5 классе (13 + 2 ч)

2-3

Фонетика. Орфоэпия. Графика. Фонетический разбор слова. Орфография.

2

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения - озвончения согласных. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; соблюдать основные правила литературного произношения, различать буквенный и звуковой состав слова, объяснять причину количественного несоответствия букв и звуков, делить слова на слоги для переноса, осознавать смыслоразличительную роль ударения, уметь пользоваться орфоэпическим словарем.

Выполнение фонетического разбора, деление слов на группы, устранение нарушений произносительных норм в словах.

Звуки и буквы.

Фонетический анализ слова.

Слайд «Парные согласные по звонкости-глухости; мягкости-твердости»

4-5

Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. Орфограммы в приставках и в корнях слов.

2

Знать предмет изучения морфемики, определения морфем, морфемы, составляющие основу слова; варианты морфемы; порядок морфемного разбора.

Уметь давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели, выделять однокоренные слова и слова с одинаковой морфемной структурой, членить слово на морфемы для использования орфографических правил, определять значение морфем, группировать слова по видам орфограмм, пользоваться словарем морфемных моделей слов.

Выполнение морфемного разбора, заполнение таблицы с примерами морфем, анализирование стихотворения: основная мысль, графическое обозначение орфограмм.

Значимые части слова (морфемы). Морфемный анализ слова.

Слайд «Порядок морфемного разбора»

6-7

Морфология. Морфологический разбор слов. Орфограммы в окончаниях слов.

2

Знать определения частей речи, изученных в V классе; орфографические правила.

Уметь находить разные части речи в тексте; разграничивать грамматическое и лексическое значения слов; применять орфографические правила на практике; образовывать формы И.п. и Р.п. мн. числа; ставить ударения в краткой форме прилагательных, в глаголах; группировать слова.

Выполнение морфологических разборов разных частей речи, определение типа и стиля речи в тексте, его основную мысль.

Самостоятельные части речи. Служебные части речи. Морфологический анализ слова.

Слайд «Порядок морфологического разбора разных частей речи»

8

РР Текст.Типы речи. Стили речи.

1

Знать, что такое текст; признаки текста; назначение теста; специальные языковые средства связи предложений в тексте; смысловые типы текстов (описание, рассуждение, повествование), их особенности.

Уметь соотносить содержание текста с его заглавием; находить средства связи предложений в тексте; обнаруживать и исправлять ошибки в выборе средств связи между предложениями в тексте. составлять тексты разных типов речи, опознавать стили речи, учитывать их особенности для создания текстов

Выявление особенностей стилей, определение стилей речи текстов.

Стили и функционально-смысловые типы речи.

Слайд «Стили речи».

9

РР Официально-деловой стиль, его языковые особенности.

1

Знать особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, задачу речи; об официально-делом стиле речи, его признаках, языковых особенностях, сфере употребления.

Уметь выявлять специальные слова, употребляемые в официально-деловом стиле речи.

Написание текста заявления, объяснительной записки.

Стили и функционально-смысловые типы речи.

Презентация «Официально-деловой стиль, его языковые особенности»

10-11

Словосочетание. Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения.

2

ЗнатьО роли словосочетаний в языке; чем словосочетание отличается от слова и предложения; о роли предложений в языке, виды простых предложений по цели высказывания, по интонации; о распространенности и нераспространенности; условия выбора знаков завершения; о разделительной и выделительной функции знаков препинания; правила постановки знаков препинания в простых осложненных предложениях.

Уметь отличать словосочетание от слова и предложения; определять главное и зависимое слова в словосочетании; устанавливать смысловую и грамматическую связь слов в словосочетании; составлять словосочетания; распознавать виды предложений; использовать знаки препинания в осложненном простом предложении.

Группирование словосочетаний, выполнение синтаксического разбора, составление предложений по схемам.

СловосочетаниеПредложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Синтаксический анализ предложения.

12-13

Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении.

2

Знать структурные отличия простых и сложных предложений; о союзных и бессоюзных сложных предложениях; ССП и СПП; функцию запятой между простыми предложениями в составе сложного; пунктуационные правила.

Уметь определять количество основ в сложном предложении, находить границы частей; правильно расставлять знаки препинания; обосновывать их постановку, составлять схемы сложных предложений.

Выполнение синтаксического разбора сложного предложения, составление схемы.

Сложное предложение. Синтаксический анализ предложения.

14

Синтаксический и пунктуационный разбор предложений.

1

Знать порядок синтаксического и пунктуационного разбора простого и сложного предложений.

Уметь производить синтаксический и пунктуационный разбор (письменный и устный) предложений.

Составление сложных предложений по схемам, индивидуальная работа по карточкам.

Синтаксис простого и сложного предложений.

15

Диалог и монолог. Деление текста на части.

1

Уметь составлять диалоги, в том числе этикетные; правильно оформлять диалог.

Составление предложений, диалогов и монологов.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

целостность текста.

16

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в V классе» с грамматическим заданием.

1

Знать орфографические и пунктуационные правила, изученные в V классе. Уметь применять орфографические и пунктуационные правила на практике.

Диктант

Контрольный диктант по теме «Повторение изученного в V классе» с грамматическим заданием.

Восприятие текста на слух, выполнение различных анализов слов и предложений.

Лексика и фразеология. Культура речи (14+3 ч)

17

Повторение изученного в V классе по теме «Лексикология».

1

Знать понятия лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова; определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значений слов.

Уметь пользоваться толковыми словарями, словарями синонимов, антонимов; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения.

Определение лексических значений слов, определять стиль, тип, основную мысль, подбирать синонимы и антонимы к словам.

Лексическое значение слова

«Презентация «Такие разные слова»

18

РР Сбор и анализ материалов к сочинению: рабочие материалы. Устное сочинение-описание картины А.М. Герасимова «После дождя».

1

Знать приемы собирания и оформления материалов к сочинению; тему и подтему в содержании сочинения.

Уметь собирать материалы к сочинению: определять, что в анализируемом готовом материале для наблюдений относится к теме будущего высказывания; фиксировать свои наблюдения и мысли; пользоваться собранным материалом в устной и письменной форме.

Проведение наблюдения и записывание увиденного в форме материалов к сочинению.

Устное описание картины

Отбор языковых средств в тексте.

Репродукция картины А.М. Герасимова «После дождя».

19

Общеупотребительная лексика и лексика ограниченного употребления.

1

Знать об общеупотребительных и необщеупотребительных словах.

Уметь находить общеупотребительные слова в тексте; разграничивать общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Находят в текстах общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Группы слов по происхождению и употреблению.

20

Профессиональные слова.

1

Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения; объяснять использование профессиональных слов в художественных произведениях.

Свободный диктант по записанным терминам и опорным словам.

Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексический анализ.

21

Диалектизмы.

1

Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления), нормы употребления диалектной лексики.

Уметь пользоваться толковым словарем для определения того или иного слова.

Подбирают соответствующие диалектизмам общеупотребительные слова.

Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексический анализ.

22-23

РР Сжатое изложение исходного текста «Собиратель русских слов» (о В.И. Дале).

2

Знать прием «целевого» чтения, при котором нужный материал берется на заметку; об обобщенной форме передачи исходного текста.

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста.

Составляют сжатый текст на основе услышанного.

Сжатое изложение исходного текста «Собиратель русских слов» (о В.И. Дале).

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Создание текста

Слайд «Краткие сведения о В.И. Дале и его толковый словарь».

24

Жаргонизмы.

1

Знать определение жаргонизмов, сферу их употребления.

Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка.

Замена жаргонизмов общеупотребительной лексикой.

Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексический анализ

25

Нейтральные и стилистически окрашенные слова.

1

Знать определение нейтральной и стилистически окрашенной лексики, сферу употребления лексики.

Уметь находить стилистически окрашенные слова в группе указанных слов; работать со словарем, объяснять цель употребления стилистически окрашенных слов в художественных произведениях.

Устное редактирование.

Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексический анализ

26

Устаревшие слова и неологизмы.

1

Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке. Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы; пользоваться словарем для определения значения устаревших и новых слов, правильно использовать их в речи.

Замена устаревших слов синонимами современного языка.

Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексический анализ

27

Исконно русские и заимствованные слова.

1

Знать определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствований, способы, признаки и источники заимствований. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразность и уместности употребления иноязычных слов; пользоваться словарями иностранных слов.

Объяснение причин заимствования, определение происхождения, замена заимствований, составление словосочетаний.

Группы слов по происхождению и употреблению.

Лексический анализ

28

Основные пути пополнения словарного состава русского языка. Толковые словари иностранных слов, устаревших слов.

1

Знать, что историческая изменчивость словарного состава языка. Образование новых слов и заимствование как основные пути пополнения словарного состава языка

Уметь находить в словарях заимствованные слова, объяснять причины появления новых слов.

Группирование слов по разрядам.

Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Группы слов по происхождению

29

Фразеология как раздел лексикологии.

Различия между свободными сочетаниями слов и фразеологическими оборотами. Основные признаки фразеологизмов.

1

Знать определение фразеологии, основные признаки фразеологизмов, их роль. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

Составление предложений, определение значений фразеологизмов.

Фразеологические обороты. Лексический анализ

30

Нейтральные и стилистически окрашенные фразеологизмы, особенности их употребления в речи.

1

Знать определение фразеологии, основные признаки фразеологизмов, их роль. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

Определение по иллюстрациям - какие фразеологизмы зашифрованы в них.

Фразеологические обороты. Лексический анализ.

Слайд «Подбери фразеологизм к картинкам».

31

Источники фразеологизмов. Фразеологические словари русского языка и их использование.

1

Знать определение фразеологии, основные признаки фразеологизмов, их роль. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения.

Готовят сообщение о происхождении некоторых фразеологизмов.

Фразеологические обороты.

32

Систематизация и обобщение изученного по теме «Лексикология».

1

Знать определение всех групп слов.

Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; употреблять в речи слова и фразеологизмы в соответствии с их лексическим значением.

Работа с толковым словарем, нахождение слов различных групп.

Лексический анализ. Фразеологические обороты. Группы сов по происхождению

33

Тестирование по теме «Лексикология и фразеология».

1

Знать функцию слова в языке; определение слов на группы в зависимости от происхождения и употребления.

Уметь находить в тексте разные группы слов, определять и роль; пользоваться словарем.

Отвечают на контрольные вопросы и выполняют задания по теме раздела.

Тестирование по теме «Лексикология»

Словообразование. Орфография. Культура речи (20 + 6 ч)

34-35

Повторение изученного в V классе по разделу «Морфемика».

2

Знать определения морфем, орфографические правила.

Уметь делать морфемный разбор, различать разные типы морфем, группировать слова по морфемам.

Объяснительный диктант. Самостоятельная работа: распределить по группам слова - проверяемые гласные и согласные и чередующиеся.

Значимые части слова (морфемы).

Морфемный анализ слова.

Слайд «Порядок морфемного разбора»

36-38

Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов в результате слияния сочетаний слов в слово.

3

Знать основные способы образования слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный); осново- и словосложение, сложение полных и сокращенных слов, аббревиация (сокращение слов и словосочетаний.

Уметь производить словообразовательный разбор слова, пользоваться словарем, группировать слова по структуре.

Выполнение словообразовательного разбора слов; составление цепочки однокоренных слов.

Основные способы образования. Словообразовательный анализ слова.

39

Этимология слова.

1

Знать об исторических изменениях в структуре слова, особенностях построения словарных статей.

Уметь пользоваться этимологическим словарем.

Готовят устное выступление на одну из тем (упр. 179).

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Презентация «Этимология некоторых слов»

40-41

РР Описание помещения, структура текста, языковые особенности. Сочинение-описание помещения на тему «Моя комната».

2

Знать структурные особенности описания помещения,

Уметь отбирать, систематизировать, создавать текст в соответствии с темой и типом.

Написание сочинения-описание помещения, используя план и собранные материалы.

Сочинение-описание помещения на тему «Моя комната».

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Создание текста

Презентация «Описание помещения»

42

Правописание чередующихся гласных ои а в корнях -кос- -кас-.

1

Знать условия выбора букв О-А в корнях -кас-, -кос-, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием.

Уметьбезошибочно писать слова с орфограммой.

Анализируют и составляют таблицу «Чередование гласных в корнях слов», составляют рассказ по рисункам. Комментированное письмо.

Правописание корней

Слайд «Чередование гласных в корнях слов».

43

Правописание чередующихся гласных ои а в корнях -гар-, -гор-

1

Знать условия выбора букв, отличать от корней с проверяемыми гласными.

Уметь безошибочно писать слова с изученной орфограммой.

Объяснительный диктант, распределение слов по группам.

Правописание корней

44

Правописание чередующихся гласных ои а в корнях -зар-, -зор-

1

Знать условия выбора букв, отличать от корней с проверяемыми гласными.

Уметь безошибочно писать слова с изученной орфограммой.

Распределительное письмо; работа по карточкам. Составление предложений по картинкам, используя слова с чередованием гласных в корне.

Правописание корней

Слайд «Сюжетные картинки»

45-46

Правописание чередующихся гласных в корне слова

2

Знать перечень корней с чередованием гласных. Уметь замечать орфограммы, характеризовать и объяснять правописание, подбирать примеры слов с нужными орфограммами.

Выполнение проверочной работы по теме «Чередование гласных в корне».

Проверочная работа по теме «Чередование корней с гласной».

Правописание корней.

47-48

РР Выборочный пересказ исходного текста (по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).

2

Знать структуру сжатого изложения.

Уметь сжато излагать текст, определять и формулировать основную мысль, вычленять структуру.

Написание текста изложения.

Выборочный пересказ исходного текста (по повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»).

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

49

Буквы И-Ы после приставок.

1

Знать условия выбора букв И-Ы после приставок на согласную. Уметь применять правило на практике.

Образуют от слов однокоренные приставочным способом.

Употребление гласных букв И/Ы после приставок

50-51

Правописание гласных в приставках пре- и при-.

2

Знать о зависимости написания гласных в приставках пре- и при- от лексического значения; трудно определимые значения приставок.

Уметь правильно определять значение приставок, в зависимости от значения выбирать приставку; правильно писать слова с трудно определимым значением приставок.

Словарный диктант, проверочная работа по правописанию приставок пре- и при-.

Проверочная работа по правописанию приставок пре- и при-.

Правописание приставок

Таблица «Приставки пре- и при-».

Презентация «Приставки пре- и при-».

52

Правописание соединительных гласных О и Е в сложных словах.

1

Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е.

Уметь правильно выбирать соединительную гласную в сложных словах.

Образуют сложные слова, объясняют условия выбора орфограмм.

Словообразовательный анализ.

53-54

Сложносокращенные слова.

2

Знать способы сокращения слов, произношение сложносокращенных слов, их расшифровку, род сложносокращенных слов.

Уметь согласовывать со сложносокращенными словами прилагательные и глаголы в прошедшем времени.

Составление предложений и словосочетаний с глаголом в прошедшем времени со сложносокращенными словами.

Словообразовательный анализ.

55-56

РР Систематизация материалов к сочинению-описанию. Сложный план. Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

2

Знать особенности сложного плана, отличия сложного от простого; особенности написания сочинений по картине. Уметь писать сочинение-описание картины, создавать текст в зависимости от типа речи; составлять сложный план к сочинению.

Написание сочинения-описания по картине.

Сочинение-описание по картине Т.Н. Яблонской «Утро».

Создание текстов различных стилей и функционально-смысловых типов речи.

Репродукция картины Т.Н. Яблонской «Утро».

57

Морфемный и словообразовательный разборы.

1

Знать порядок разбора; различия морфемного и словообразовательного разборов.

Уметь определять значения морфем, группировать слова по общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить оба разбора.

Выделяют морфемы, выполняют разборы, заполняют таблицу.

Морфемный и словообразовательный анализ слова.

58

Повторение изученного по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи».

1

Уметь определять место орфограммы в слове, ее вид, объяснять причину появления ошибки, корректировать и редактировать готовый текст.

Словарный диктант.

Значимые части слова. Основные способы образования. Морфемный и словообразовательный анализ слова.

59

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» с грамматическим заданием.

1

Уметь определять тему, основную мысль, тип, стиль речи; выполнять задания по грамматике на основе исходного текста, записывать текст на слух.

Запись текста под диктовку.

Контрольный диктант по теме «Словообразование. Орфография. Культура речи» с грамматическим заданием.

Морфология. Орфография. Культура речи (95+21ч.)

Имя существительное (19+4 ч.)

60-61

Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе.

2

Знать, что обозначает имя существительное; постоянные и непостоянные признаки существительных, о переходе собственных имен в нарицательные, синтаксическую роль существительных; условия выбора окончаний.

Уметь определять морфологические признаки существительного, синтаксическую роль, правильно писать слова с изученными орфограммами.

Выполнение морфологического разбора существительных, объяснительный диктант.

Склонение по падежам, определение способов образования.

Орфограммы в самостоятельных частях речи

62

РР Письмо.

1

Знать особенности написания письма.

Уметь писать письмо, оформлять его, соблюдая нормы литературного языка.

Письмо другу с благодарностью

Нормы литературного языка

Примеры оформления письма

63-64

Склонение существительных на -мя.

2

Знать особенности склонения существительных на -мя.

Уметь склонять существительных, выделять окончание.

.Подготовленный диктант, комментированное письмо

Орфографический анализ.

Слайд «Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ»

65

Несклоняемые имена существительные. Текстообразующая роль существительных.

1

Знать, склонение имен существительных; понятие несклоняемых сущ. (наличие одной формы слова для всех падежей); лексические группы несклоняемых существительных.

Уметь находить несклоняемые сущ., соотносить их с определенной лексической группой; разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные, определять падеж; правильно употреблять в речи.

Определить по словарю род несклоняемых существительных.

Самостоятельные части речи.

Презентация «Несклоняемые существительные»

66

Род несклоняемых имен существительных.

1

Знать способы определения рода несклоняемых сущ.; о согласовании прилагательных и глаголов в прошедшем времени с несклоняемыми сущ. в роде.

Уметь определять род несклоняемых сущ., согласовывать с прилагательными и глаголами в прошедшем времени

Свободный диктант.

Творческое задание: составить небольшой рассказ, используя данные несклоняемые сущ.

Самостоятельные части речи. Словообразовательный анализ слова.

67

Имена существительные общего рода.

1

Знать группы существительных общего рода; род сущ., обозначающих одновременно профессию лиц мужского и женского пола; о согласовании прилагательных и глаголов прошедшего времени с сущ. Общего рода.

Уметь находить сущ. общего рода, соотносить их с определенной группой; определять род сущ., обозначающих лиц по профессии; согласовывать прилагательные и глаголы в прошедшем времени с сущ. Общего рода и сущ., обозначающие лиц по профессии.

Комментированное письмо.

Орфограммы в самостоятельных частях речи.

68

Текстообразующая роль существительных. Словообразование существительных.

1

Знать способы образования существительных. Уметь выделять морфемы, определять роль сущ. в тексте.

Текст

Правописание существительных, анализ текста

Текст для анализа

69

Морфологический разбор имени существительного.

1

Знать порядок морфологического разбора сущ.

Уметь определять признаки, производить разбор.

Выполнение морфологического разбора имени существительного, индивидуальная работа по карточкам.

Орфограммы в самостоятельных частях речи. Морфологический анализ слова.

Слайд «Порядок морфологического разбора»

70-71

РР Контрольное сочинение-повествование на тему «Моя первая встреча с …».

2

Знать особенности повествования. Уметь писать сочинение-повествование по плану, соблюдая нормы литературного языка.

Запись сочинения на одну из тем (по выбору): «Первый раз в музее.», «Впервые в театре оперы и балета», «Первое знакомство с ...».

Сочинение по личным наблюдениям.

Смысловая и композиционная

целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Создание текста

72-73

Не с существительными.

2

Знать правило написания НЕ с сущ. Уметь правильно писать слова, применяя это правило.

Комментированное письмо, объяснительный диктант.

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи

Слайд «Алгоритм правописания НЕ с именами существительными».

74-75

Согласные Ч и Щ в суффиксах -чик-, -щик-.

2

Знать правило написания суффиксов -чик, -щик. Уметь применять правило.

Распределительный диктант; свободный или восстановительный диктант.

Правописание суффиксов самостоятельных частей речи

76

Правописание гласных в суффиксах -ек, -ик.

1

Знать правило написания суффиксов -ек, -ик. Уметь правильно писать слова, используя правило.

Восстановительный диктант; творческое задание: сочинить загадку по аналогии.

Правописание суффиксов самостоятельных частей речи

77-78

Буквы О, Е после шипящих и Ц в суффиксах -ок, -ек, -онк, -онок.

2

Знать правописание О-Е после шипящих и Ц в суффиксах сущ. Уметь правильно писать слова, применяя правило.

Усваивают правило, обозначают условия выбора орфограмм.

Правописание суффиксов самостоятельных частей речи

79

РР Различные сферы употребления устной публичной речи.

1

Знать особенности употребления публичной речи. Уметь отбирать информацию для выступления, строить текст.

Составляют текст выступления.

Публичное выступление о происхождении имен.

Отбор языковых средств в тексте в зависимости от темы, цели,

адресата и ситуации общения.

Анализ текста

Презентацииучащихся по теме публичного выступления.

80-81

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

2

Знать правила написания и употребления сущ. Уметь применять правило для написания слов.

Объяснительный диктант. Выполнение тестовой работы.

Тест

Орфограммы в самостоятельных частях речи. Морфологический анализ слова.

82

Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Зима в лесу»

1

Знать правила написания сущ. Уметь применять их при записи текста под диктовку.

Запись теста под диктовку и выполнение дополнительных заданий.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическими заданиями

Орфограммы в самостоятельных частях речи. Морфологический анализ слова.

Имя прилагательное (21+5 ч.)

83-84

Повторение пройденного об имени прилагательном в 5 классе.

2

Знать правила склонения прил. Уметь находить прил. в тексте, определять синтаксическую роль, выделять окончание.

Комментированное письмо. Анализ таблицы «Окончания имен прилагательных».

Словарный диктант.

Орфограммы в самостоятельных частях речи.

Презентация «Имя прилагательное как часть речи».

85

РР Описание природы. Структура данного текста, его языковые особенности.

1

Знать структуру текста-описания. Уметь находить языковые особенности в тексте.

Составляют самостоятельно и записывают текст в форме сочинения.

Сочинение-описание природы по личным впечатлениям.

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная

целостность текста. Средства связи предложений в тексте. Создание текста

Репродукции картин - пейзажи известных художников.

86

Качественные прилагательные.

1

Знать разряды прил. Уметь находить качественные прил. в тексте, включать их в текст.

Заполнение таблицы «Разряды прилагательных», свободный диктант; объяснительный диктант.

Орфограммы в самостоятельных частях речи.

Презентация «Разряды прилагательных»

87

Относительные прилагательные.

1

Знать особенности относительных прил. Уметь отличать их от качественных прил.

Образование простой и составной формы сравнительной степени; форм превосходной степени; орфоэпический диктант; объяснительный диктант.

Орфограммы в самостоятельных частях речи.

88

РР Выборочное изложение по тексту А.С. Пушкина «Дубровский» на тему «Возвращение Владимира в отчий дом».

1

Знать основные нормы литературного языка. Уметь пересказывать текст, соблюдая нормы языка, письменно оформлять текст.

Образование форм превосходной степени прилагательных, работа по карточкам.

Контрольное выборочное изложение с описанием природы (по повести А.С. Пушкина «Дубровский»; эпизод «Возвращение Владимира в отчий дом»).

Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста.

Текст повести.

89-90

Притяжательные прилагательные.

2

Знать особенности притяжательных прил. Уметь применять их в речи, отличать от качественных прилагательных.

Комментированное письмо, группировка прилагательных.

Правописание суффиксов прилагательных

Слова для группировки

91-92

Степени сравнения прилагательных. Образование степеней сравнения.

2

Знать способы образования степеней сравнения прил. Уметь образовывать степени сравнения, применять их, определять разряды прил.

Образование сравнительной степени (по упр.332), редактирование и группировка слов.

Правописание и употребление степеней сравнения прил.

Слова для редактирования и группировки

93

Словообразование прилагательных. Морфологический разбор прилагательных.

1

Знать способы образования прилагательных, порядок морфологического разбора. Уметь производить словообразовательный и морфологический разборы прилагательных.

Словообразовательный и морфологический разборы прилагательных

Образование прилагательных

Морфологические разборы для редактирования

94-95

Не с прилагательными

2

Знать правило написания НЕ с прил. Уметь правильно писать слова, используя правило.

Осложненное списывание, комментированное письмо, фонетический разбор

Правописание НЕ с прил.

Слова для редактирования

96

Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных.

1

Знать правило написания О, Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных. Уметь правильно писать слова, соблюдая данное правило.

Фонетический разбор, группировка слов из упр.363.

Правописание суффиксов прилагательных

Слова для редактирования

97-98

РР Сочинение-описание пейзажа по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер».

2

Знать последовательность работы над описанием картины. Уметь писать сочинение-описание картины по составленному плану.

Сочинение-описание

Сочинение-описание

Нормы литературного языка

Презентация «Н.П. Крымов - художник»

99-101

Правописание гласных и согласных в суффиксах -ан-, -ян-, -ин-, -онн-, -енн- прилагательных.

3

Знать правило написания суффиксов прилагательных. Уметь правильно писать слова, руководствуясь данным правилом.

Осложненное списывание, тест, заполнение таблицы

Правописание суффиксов прилагательных

Слова для группировки и редактирования

102

Различение на письме суффиксов -к-, -ск-.

1

Знать правило написания суффиксов -к-, -ск-. Уметь правильно писать слова, руководствуясь этим правилом.

Словарный диктант

Правописание суффиксов прилагательных

тест

103-104

Слитное и дефисное написание сложных прилагательных.

2

Знать правило написания сложных прилагательных. Уметь правильно писать сложные прилагательные.

Комментированное письмо, словарный диктант

Правописание сложных прилагательных

Картина для описания сложными прилагательными

105-106

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

2

Знать правило написания, образования и употребления прилагательных. Уметь правильно писать прилагательные, применяя изученные правила.

Словарный диктант, тест, осложненное списывание

Правописание, употребление прилагательных

тест

107

РР Публичное выступление о произведении народного промысла.

1

Знать основные структурные элементы публичного выступления. Уметь отбирать информацию, готовить публичное выступление на заданную тему.

Публичное выступление

Нормы литературного языка

Презентации учеников по теме выступления

108

Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Весенний лес»

1

Знать правила написания прилагательных. Уметь писать текст под диктовку, руководствуясь изученными правилами.

Контрольный диктант

Контрольный диктант

Нормы литературного языка

Имя числительное (12+3 ч.)

109

Имя числительное как часть речи. Синтаксическая роль. Порядковые и количественные числительные.

1

Знать морфологические признаки числительного, синтаксическую роль, разряды. Уметь находить числительные в тексте, определять разряд.

Группировка слов по частям речи, составление расписки

Склонение числительных

Слова для группировки

110

Простые и составные числительные. Текстообразующая роль числительных.

1

Знать отличие простых и составных числительных. Уметь склонять числительные, отличать простое от составного числительного.

Осложненное списывание

Склонение числительных

тест

111

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

Знать правило написания Ь в числительных. Уметь правильно писать числительные, применяя данное правило.

Словарный диктант, группировка слов из упр. 403.

Правописание числительных

тест

112

Порядковые числительные. Склонение. Правописание гласных в падежных окончаниях. Слитное и раздельное написание.

1

Знать правило склонения порядковых числительных, их отличие от прилагательных. Уметь правильно писать числительные, соблюдая данное правило.

Склонение числительных

Склонение числительных

Числительные для склонения

113

Разряды количественных числительных.

1

Знать разряды количественных числительных. Уметь определять разряд.

Осложненное списывание

Склонение числительных

Слова для группировки

114-115

РР Контрольное подробное изложение текста с цифровым материалом.

2

Знать правила склонения числительных. Уметь пересказывать текст с цифровым материалом.

Контрольное подробное изложение

Контрольное подробное изложение

Склонение числительных, нормы литературного языка

Толкование некоторых слов

116-117

Числительные, обозначающие целые числа. Склонение.

2

Знать особенности склонения числительных, обозначающих целые числа. Уметь склонять количественные числительные.

Запись примеров, склонение числительных

Склонение числительных

Математические примеры

118

Дробные числительные. Склонение.

1

Знать особенности склонения дробных числительных. Уметь правильно склонять их.

Словарный диктант, запись математических примеров

Склонение числительных

Математические примеры

119

Собирательные числительные. Склонение.

1

Знать особенности склонения собирательных числительных. Уметь склонять их.

Словарный диктант, осложненное списывание

Склонение числительных

тест

120

Морфологический разбор числительного.

1

Знать морфологические признаки числительного, порядок разбора. Уметь производить морфологический разбор.

Морфологический разбор, словарный диктант

Склонение числительных

Числительные для редактирования

121

РР Публичное выступление на тему «Берегите природу».

1

Знать структурные элементы публичного выступления. Уметь публично выступать, соблюдая нормы литературного языка.

Публичное выступление

Нормы литературного языка

Презентации учеников по теме выступления

122

Повторение изученного по теме «Имя числительное».

1

Знать правило написания, склонения и употребления числительных. Уметь склонять их, отличать от других частей речи.

Словарный диктант, тест

Склонение, правописание и употребление числительных

тест

123

Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Тайна планеты»

1

Знать правило написания, склонения и употребления числительных. Уметь склонять их, отличать от других частей речи, определять разряд, производить морфологический разбор.

Контрольный диктант

Контрольный диктант

Склонение и правописание числительных

Местоимение (19+3 ч.)

124

Местоимение как часть речи. Синтаксическая роль.

1

Знать отличие местоимения от других частей речи. Уметь отличать местоимение от других частей речи, находить в тексте.

Осложненное списывание

Правописание личных местоимений

Слова для группировки

125-126

Разряды местоимений. Личные местоимения. Склонение.

2

Знать разряды местоимений. Уметь отличать местоимения от других частей речи, определять разряд, склонять личные местоимения.

Синтаксический разбор, словарный диктант, комментированное письмо

Склонение личных местоимений

тест

127

Возвратное местоимение.

1

Знать разряды местоимений, возвратное местоимение. Уметь склонять его, находить в тексте.

Редактирование предложений в упр. 447

Употребление местоимений

Слова для запоминания

128

РР Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам на тему «Как я однажды помогал маме».

1

Знать особенности структуры повествования. Уметь создавать письменное высказывание на заданную тему.

Сочинение-рассказ

Сочинение-рассказ

Нормы литературного языка

Толкование некоторых слов

129

Вопросительные и относительные местоимения.

1

Знать вопросительные и относительные местоимения. Уметь находить их в тексте, отличать от прилагательных.

Конструирование предложений по упр. 455, редактирование предложений по упр. 456.

Употребление местоимений

Слова для группировки

130-131

Неопределенные местоимения. Образование. Правописание.

2

Знать правило написания неопределенных местоимений, их образование. Уметь отличать их от местоимений других разрядов, правильно писать.

Синтаксический разбор, осложненное списывание

Правописание неопределенных местоимений

тест

132-133

Отрицательные местоимения. Слитное и раздельное написание НЕ и НИ.

2

Знать правило написания отрицательных местоимений. Уметь правильно писать их, применяя данное правило.

Комментированное письмо, морфологический разбор, подготовленный диктант

Правописание отрицательных местоимений

тест

134-135

Притяжательные местоимения.

2

Знать отличие притяжательных местоимений от личных, особенности склонения. Уметь отличать личные и притяжательные местоимения ЕГО, ЕЕ, ИХ.

Словарный диктант, фонетический разбор, редактирование предложений, тест

Склонение местоимений

тест

136

РР Рассуждение как тип текста. Его строение, языковые особенности. Сочинение-рассуждение (по упр.480) на тему «Прав ли дедушка?»

1

Знать особенности текста-рассуждение, его языковые особенности. Уметь строить текст-рассуждение, аргументировать мнение.

Сочинение-рассуждение

Сочинение-рассуждение

Создание рассуждения, аргументация мнения

Алгоритм рассуждения

137-138

Указательные местоимения.

2

Знать указательные местоимения, отличие от других разрядов. Уметь находить их в тексте.

Словарный диктант, синтаксический разбор

Употребление местоимений

тест

139-140

Определительные местоимения.

2

Знать определительные местоимения. Уметь отличать их от прилагательных.

Осложненное списывание, группировка местоимений

Употребление и правописание местоимений

Слова для группировки

141

РР Рассказ по воображению. Сочинение-рассказ на свободную тему.

1

Знать сюжетные особенности рассказа. Уметь строить рассказ, раскрывая тему, соблюдая нормы литературного языка.

Сочинение-рассказ

Сочинение-рассказ

Раскрытие темы, соблюдение норм литературного языка

Презентация «Рассказ»

142

Морфологический разбор местоимения.

1

Знать морфологические признаки местоимения. Уметь производить морфологический разбор по плану.

Морфологический разбор местоимения, осложненное списывание, синтаксический разбор

Правописание, употребление местоимений

Слова для группировки

143-144

Повторение изученного по теме «Местоимение».

2

Знать разряды местоимений, правила написания и употребления. Уметь правильно писать и употреблять местоимения.

Словарный диктант, морфологический разбор

Правописание, употребление местоимений

Слова для редактирования

145

Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «История Каштанки»

1

Знать разряды местоимений, правила написания и употребления. Уметь писать текст под диктовку, соблюдая правила литературного языка, определять разряд местоимений.

Контрольный диктант

Контрольный диктант

Орфограммы в морфемах

Глагол (24+6 ч.)

146-148

Повторение изученного в 5 классе по теме «Глагол».

3

Знать правописание окончаний глагола, -ться и -тся. Уметь находить глагол в тексте, определять спряжение, вид, время, лицо, число, род.

Словарный диктант, осложненное списывание, комментированное письмо, тест

Правописание окончаний глагола

Тест, таблица спряжений

149-150

РР Сочинение-рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.

2

Знать структурные особенности рассказа. Уметь строить текст по сюжетным картинкам, соблюдая нормы литературного языка.

Сочинение-рассказ

Сочинение-рассказ

Нормы литературного языка

План сочинения

151-152

Разноспрягаемые глаголы.

2

Знать разноспрягаемые глаголы. Уметь писать их правильно, определяя спряжение.

Комментированное чтение, тест, словарный диктант

Правописание окончаний глагола

тест

153-154

Глаголы переходные и непереходные.

2

Знать отличие переходных глаголов от непереходных. Уметь определять переходность.

Конструирование словосочетаний, словарный диктант, синтаксический разбор

Правописание глаголов

Слова для редактирования

155-156

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение.

2

Знать наклонение глагола. Уметь определять наклонение, писать гласную перед суффиксом -л-.

Осложненное списывание, синтаксический разбор

Правописание глагола

тест

4 ч

157-158

РР Контрольное подробное изложение от лица героя по тексту «Витькина гайка».

2

Знать текст. Уметь подробно пересказывать текст от лица героя.

Контрольное подробное изложение

Контрольное подробное изложение

Нормы литературного языка

План пересказа

159-160

Условное наклонение. Раздельное написание частицы бы (б) с глаголами.

2

Знать наклонения глаголов, способ образования условного наклонения. Уметь образовывать условное наклонение, употреблять глаголы в речи.

Составление текста на тему «Если бы я был(а) учителем (взрослым, самым сильным и т.п.)

Раскрытие темы, соблюдение норм литературного языка

Слова для редактирования

161-162

Повелительное наклонение. Буквы Ь и И в глаголах.

2

Знать способ образования повелительного наклонения. Уметь определять наклонение глагола, образовывать повелительное наклонение, разбирать по составу.

Осложненное списывание, словарный диктант, морфемный разбор

Правописание глагола

Слова для разбора

163-164

Употребление наклонений.

2

Знать особенности употребления глаголов. Уметь употреблять глаголы в устной и письменной речи.

Составление рецепта

Употребление глагола

Презентации учеников «Рецепт»

165-166

Безличные глаголы.

2

Знать безличные глаголы, особенности их употребления. Уметь употреблять их в устной и письменной речи

Подготовленный диктант, составление текста с предложенными словами

Правописание и употребление глаголов

Слова для редактирования

167-168

Морфологический разбор глагола.

2

Знать морфологические признаки глагола. Уметь производить морфологический разбор по плану.

Морфологический разбор глагола, осложненное списывание, тест

Правописание глагола

тест

169-170

РР Сочинение-рассказ на основе услышанного.

2

Знать структурные особенности рассказа. Уметь конструировать рассказ на основе услышанного.

Сочинение-рассказ

Сочинение-рассказ

Нормы литературного языка

Структурные элементы рассказа

171-172

Правописание гласных в суффиксах -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-

2

Знать правописание суффиксов -ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. Уметь правильно писать глаголы, соблюдая правило.

Тест, словарный диктант, комментированное письмо

Правописание суффиксов глагола

Слова для редактирования

173-174

Повторение изученного по теме «Глагол».

2

Знать правила написания, образования и употребления глаголов. Уметь применять изученные правила при письме.

Тест, осложненное списывание, морфологический и фонетический разборы

Правописание, употребление глагола

тест

175

Контрольный диктант с грамматическим заданием по тексту «Ноябрь»

1

Знать правила написания, образования и употребления глаголов. Уметь применять изученные правила при письме.

Контрольный диктант

Контрольный диктант

Правописание, употребление глагола

Повторение и систематизация пройденного в 6 классе (20+2 ч.)

176

Повторение изученного по теме «Разделы науки о языке».

1

Знать разделы языкознания, единицы языка. Уметь составлять сложный план текста.

Терминологический диктант, тест, сложный план

Правописание корней

Текст для составления сложного плана

177-178

Повторение изученного по теме «Правописание приставок».

2

Знать правила написания приставок в словах. Уметь правильно писать слова, соблюдая изученные правила, разбирать слова по составу.

Морфемный разбор, словарный диктант, комментированное письмо

Правописание приставок

Слова для редактирования

179-180

Повторение изученного по теме «Орфограммы в корне».

2

Знать правило написания проверяемых, непроверяемых, чередующихся корней в слове. Уметь правильно писать слова, соблюдая эти правила.

Тест, словарный диктант, комментированное письмо

Правописание корней

Тест

181-182

Повторение изученного по теме «Орфограммы в суффиксах».

2

Знать правило написания суффиксов разных частей речи. Уметь правильно писать слова, соблюдая изученные правила.

Тест, словарный диктант, осложненное списывание

Правописание суффиксов

Тест, слова для группировки

183-184

Повторение изученного по теме «Орфограммы в окончаниях».

2

Знать правила написания окончаний слов. Уметь применять изученные правила при письме.

Тест, словарный диктант, комментированное письмо

Правописание окончаний слов разных частей речи

тест

185-186

Повторение изученного по теме «Пунктуация».

2

Знать правила постановки знаков препинания в предложениях, при прямой речи и диалоге. Уметь производить пунктуационный разбор предложений.

Синтаксический разбор простого и сложного предложений, предложений с прямой речью и диалогом.

Знаки препинания в предложениях простых и сложных

Схемы предложений для конструирования, тест

187-188

РР Контрольное сочинение на свободную тему.

2

Знать структурные элементы описания, повествования, рассуждения. Уметь выбирать тип речи в соответствии с коммуникативной задачей.

Контрольное сочинение

Контрольное сочинение

Нормы литературного языка, типы речи

Таблица «Типы речи»

189

Повторение изученного по теме «Лексика и фразеология».

1

Знать лексические группы слов. Уметь отличать их друг от друга.

Анализ текста, комментированное письмо, терминологический диктант

Лексические группы слов

Примеры слов разных лексических групп для группировки

190

Повторение изученного по теме «Словообразование».

1

Знать основные способы образования слов. Уметь производить словообразовательный разбор слов разных частей речи.

Словообразовательный и морфемный разборы

Способы образования слов

Презентация «Основные способы образования слов»

191

Повторение изученного по теме «Имя существительное».

1

Знать морфологические признаки существительного. Уметь находить в тексте, правильно писать, определять способ образования.

Тест, комментированное письмо, морфологический и синтаксический разборы

Правописание существительных

тест

192

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное».

1

Знать морфологические признаки прилагательного. Уметь находить в тексте, правильно писать, определять способ образования.

Тест, словарный диктант, морфологический и синтаксический разборы

Правописание прилагательных

тест

193

Повторение изученного по теме «Имя числительное».

1

Знать морфологические признаки числительного. Уметь находить в тексте, правильно писать, определять способ образования.

Склонение числительных, запись математических примеров, тест

Правописание числительных

тест

194

Повторение изученного по теме «Местоимение».

1

Знать морфологические признаки местоимения. Уметь находить в тексте, правильно писать, определять способ образования.

Склонение, группировка, фонетический и синтаксический разборы, тест

Правописание местоимений

тест

195

Повторение изученного по теме «Глагол».

1

Знать морфологические признаки глагола. Уметь находить в тексте, правильно писать, определять способ образования.

Тест, словарный диктант, комментированное письмо

Правописание глагола

Тест, таблица спряжений для заполнения

196-197

Повторение изученного по теме «Синтаксис».

2

Знать порядок синтаксического разбора словосочетания, простого и сложного предложений. Уметь производить синтаксический разбор всех единиц синтаксиса.

Синтаксический, морфемный, словообразовательный, фонетический разборы; словарный и терминологический диктанты; анализ текста

Знаки препинания в простом и сложном предложениях

Тест, текст для анализа

Резерв (7 часов)


© 2010-2022