Научная статья Разговорно-просторечная лексика в поэме А. Т. Твардовского Василий Теркин

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Разговорно-просторечная лексика в поэме

А.Т.Твардовского «Василий Теркин».

Умолкнут все звуки былого,

Промчатся все признаки мимо.

Лишь вечно горящее слово

Навеки неиспепелимо!

Н.А. Асеев

Разговорно-просторечная лексика при ее угасающей социальной и коммуникативной значимости в современных условиях, продолжает питать литературный язык новыми средствами, которые используются в качестве стилистически нейтральных, стилистически окрашенных или контекстно ограниченных единиц. Просторечие, в свою очередь, наиболее своеобразная подсистема русского национального языка. Если территориальные диалекты и, тем более, литературный язык имеют прямые аналоги в других национальных языках, то у просторечия таких прямых аналогов нет: есть более или менее близкие соответствия, которые, однако, отличаются от просторечия по своим функциональным и структурным характеристикам.

Просторечие реализуется преимущественно в устной форме и в достаточно ограниченных, преимущественно бытовых ситуациях. Важным свойством носителя просторечия является его «моноглоссия» (в отличие от диглоссии носителей литературного языка), то есть неспособность к кодовым переключениям в зависимости от ситуации общения.

Несомненно, актуальным является наше исследование разговорно-просторечной лексики в творчестве А.Т.Твардовского. Органическая художественная целостность в "Василии Теркине" достигается во всем - от глубоко народных основ содержания до мельчайших деталей внешней формы. И знаменательно, что в высокой оценке этого уникального произведения сошлись не только массы рядовых читателей, но и такие взыскательные мастера словесного искусства, как И.А. Бунин и Б.Л. Пастернак.

Всем известно, что с появлением первых глав поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин» в каждый солдатский окоп на растянувшемся на тысячи километров фронте словно бы подкрепление пришло: спрыгнул бывалый, смелый, веселый, смекалистый боец Василий Теркин, чтобы пройти с солдатами весь долгий путь до Победы: Тёркин - «просто парень сам собой…обыкновенный… невысок, не то чтоб мал», но душа у него поистине богатырская, добрая, щедрая не только на беззаботно-веселое словечко, но отзывчивая на чужую печаль и заботу.

Герой книги Твардовского был до того похож на настоящего человека, подлинного солдата, что зачастую в письмах читатели просили автора сообщить, на каком фронте, в какой части Тёркин воюет, «не в нашем ли полку», не родичем ли он приходится бойцу, который носил ту же фамилию. При всей кажущейся простоте и традиционности творчество Твардовского отличается редкостным богатством языка и стиля, поэтики и стиха. Поэма «Василий Теркин» отмечена необычайной широтой и свободой использования средств устно-разговорной, литературной и народно-поэтической речи.

В поэме широко использована разговорно-просторечная лексика, которая придает повествованию легкость, доступность. Разговорно-просторечные слова, вложенные автором в уста героев, подчеркивают социальную принадлежность героев поэмы.

Методом сплошной выборки в тексте поэмы мы обнаружили следующие разговорно-просторечные слова: пуще, правды сущей - в знач. настоящей; дельный старик - в знач. толковый; в лежку - в знач. спать; башка - в знач. голова; балагур - в знач. веселый, общительный человек; недосып; впокат - вповалку; Зги не видно; дорога постылая - нелюбимая, немилая; дельный - способный, толковый; зарвемся - не устанем; желторотый - молодой; маета - мучение, страдание; кутерьма - неразбериха; дюже - сильно, мощно; пенять - жаловаться, плакать; спозаранку - очень рано; ухарь - молодец; каюк - конец; никнет головой - ; пособите - помогите; вечерка - гулянка; запоясан - подпоясан; покамест - пока; отрадно - радостно; завалящая - плохая; запропастился - потерялся; дармовой - бесплатный; заберечь - сберечь; пес - собака и др.

Подробный анализ поэмы показал, что в ней, естественно, употребляются пословицы и поговорки. Например: ("Я от скуки на все руки", "Делу время - час забаве", "По которой речке плыть, - / Той и славушку творить..."), народные песни: о шинели ("Эх, суконная, казенная, / Военная шинель..."), о реченьке ("Я на речке ноги вымою. / Куда, реченька, течешь? / В сторону мою родимую, / Может, где-нибудь свернешь").

Стоит отметить, что Твардовский в совершенстве владеет искусством говорить просто, но глубоко поэтично. Он сам создает речения, вошедшие в жизнь советских людей на правах поговорок. Например: ("Не гляди, что на груди, / А гляди, что впереди!"; "У войны короткий путь, / У любви - далекий"; "Пушки к бою едут задом" и др.)- Поэт, несомненно, был прав, когда в конце своей книги заметил как бы от имени будущего читателя: Пусть читатель вероятный / Скажет с книжкою в руке: /- Вот стихи, а все понятно, /Все на русском языке...

Интересно, что стих поэмы - в основном 4-стопный хорей, который в повествовательных произведениях со времен Пушкина и Ершова ассоциируется с поэтическими обработками сказок, любимого народного жанра, предполагающего речевую легкость, предельную доступность того, о чем рассказывается. В рифмах нет нарочитой изобретательности, нередко они намеренно неточные - это тоже характерно для фольклора и усиливает естественность звучания стиха.

В некоторых главах поэмы основной размер чередуется с укороченным, 3-стопным, что ускоряет, еще больше "облегчает" речь, преобладающая строфа - самая что ни на есть распространенная, не бросающаяся в глаза: перекрестное четверостишие. Но оно может быть в любом месте вдруг удлинено или заменено двустишиями. Твардовский легко и свободно переходит от одной стиховой формы к другой, однако в четко очерченных пределах, раскованность здесь отнюдь не сродни хаотичности.

В некоторых случаях автором умело используются вариативные возможности ритма одного размера. "Переправа, переправа!" - два ударения в четырех стопах, стих облегчен, но тут же по контрасту - две полноударные строки: "Берег левый, берег правый, / Снег шершавый, кромка льда..." Далее - пробел (пауза, хотя рифменная цепь не завершена, ожидание нарочно затянуто), а затем еще одно трехстишие, в двух строках которого ударения сдвинуты со своих "законных" мест, ритм сбит, затруднен, в последней же строке вновь, как в первой строке главы, всего два ударения, ритмический цикл замкнут тем же внешним облегчением, которое лишь подчеркивает тяжесть и трагизм происходящего: "Кому память, кому слава, / Кому темная вода, - / Ни приметы, ни следа" ("переправа, переправа" для этих людей не состоялась).

Подводя итоги, мы пришли к выводу, что разговорно-просторечная лексика широко применяется в художественных произведениях, и служит для создания более полного, и яркого образа, для передачи речи героев. Стоит отметить, что для современного языка художественной литературы широкое использование разговорно-просторечной лексики нехарактерно. Это обусловлено ростом культуры всего населения и активизацией процесса сближения местных говоров с литературным языком.

Как уже было отмечено в тексте, в наши дни социальная и коммуникативная роль разговорно - просторечной лексики сходит на нет. Но надо иметь в виду, что при всей коммуникативной ущербности разговорно-просторечная лексика продолжает выступать как источник, питающий литературный язык новыми средствами выражения. Кроме того, некоторые модели, действующие в просторечной семантике, словообразовании, синтаксисе, со временем могут проникать в разговорную речь, носителей литературного языка, активизируя системные языковые потенции и преодолевая сопротивление традиции и нормы. Оценки этих моделей с нормативно-литературной точки зрения как кажется, должно предшествовать их объективное изучение, учитывающее как общие тенденции развития русского языка и его подсистем.

Итак, результаты нашего исследования показали, что в проанализированной поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин» разговорно-просторечная лексика играет особую роль, позволяющую автору передать настроения солдат, так называемый «дух эпохи», который преобладал в 1941-1945 годах.

Материал по теме «Разговорно-просторечная лексике в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин» можно использовать на уроках русского языка, развития речи в 8 классе при изучении и повторении тем «Лексика и фразеология», «Стили речи», а также на внеклассных занятиях по лингва - стилистическому анализу текста.







Список использованной литературы

  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М., 2001.

  2. Баранова М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. М., 2004.

  3. Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. М., 1993.

  4. Твардовский А.Т. Василий Теркин. Книга про бойца. Йошкар -Ола: Марийское книжное издательство,1984.

  5. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. М., 2001.


© 2010-2022