Урок литературы на тему: Родина в поэзии А. А. Блока (1908-1916г. г.). Цикл стихов «На поле Куликовом»

Урок проведён в рамках "Школы начинающего педагога". Цель урока: изучить тему Родины в поэзии А.А.Блока через цикл стихов «На Поле Куликовом».обучающая: осмыслить образ Родины в поэзии А.А.Блока через цикл стихов «На Поле Куликовом»;развивающая: уметь анализировать стихи А.А.Блока, посвященные теме Родины, через цикл стихов «На Поле Куликовом»;воспитательная: воспитать любовь к Родине. Планируемые результаты:1)предметные: умение понимать и формулировать тему, идею, приобщаться к духовно-нравств...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературы на тему: Родина в поэзии А.А.Блока (1908-1916г.г.). Цикл стихов «На поле Куликовом».Река раскинулась. Течет, грустит лениво

И моет берега.

Над скудной глиной желтого обрыва

В степи грустят стога.

Тема Родины в поэзии А.А.Блока (1908-1916г.г.) Цикл стихов «На Поле Куликовом».


А.А.Блок



2015

Зеленина Ю.В.

СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

08.05.2015

Урок литературы на тему: Родина в поэзии А.А.Блока (1908-1916г.г.). Цикл стихов «На поле Куликовом».

Урок литературы на тему: Родина в поэзии А.А.Блока (1908-1916г.г.). Цикл стихов «На поле Куликовом».

Автономное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа - Югры

«СУРГУТСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»











Открытый урок по теме:

Родина в поэзии А.А.Блока (1908-1916г.г.).

Цикл стихов «На поле Куликовом».

Урок литературы на тему: Родина в поэзии А.А.Блока (1908-1916г.г.). Цикл стихов «На поле Куликовом».



Сургут -2015

Разработали

Должность

Фамилия/ Подпись

Дата

Преподаватель русского языка и литературы

Зеленина Ю.В.

08.05.2015г.


2 из 8

Тема Родины в поэзии А.А.Блока (1908-1916г.г.)

Цикл стихов «На Поле Куликовом»

Цель урока: изучить тему Родины в поэзии А.А.Блока через цикл стихов «На Поле Куликовом».

обучающая: осмыслить образ Родины в поэзии А.А.Блока через цикл стихов «На Поле Куликовом»;


развивающая: уметь анализировать стихи А.А.Блока, посвященные теме Родины, через цикл стихов «На Поле Куликовом»;


воспитательная: воспитать любовь к Родине.

Планируемые результаты:

  1. предметные: умение понимать и формулировать тему, идею, приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, уметь сопоставлять их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  2. метапредметные: уметь понимать проблему, поднятую в произведении, подбирать аргументы для подтверждения собственной точки зрения, формулировать выводы;

  3. личностные: духовно совершенствоваться, воспитывать в себе уважитель- ное отношение к русской литературе, а также к своей Родине.

Тип урока: комбинированный

Межпредметные связи: история.

Методы и приемы: частично-поисковый; наглядный, словесный, практический ,исследовательский

Оборудование: портрет А.А.Блока, картина М.Бубнова «Поле Куликово», икона преподобного Сергия Радонежского, тексты стихов А.А.Блока.





Эпиграф к уроку:

Куликовская битва

принадлежит к

символическим событиям

нашей истории.

Таким событиям суждено повторение.

Разгадка их еще впереди.

А.А.Блок.

Ход урока.

  1. Оргмомент (приветствие, тетради, выставка).

  2. Слово учителя.

Пожалуй, в русской литературе мы не найдем поэта, который бы не признавался в любви к своей Родине. Как Вы думаете, почему? (студенты высказывают свое мнение).

Учитель: У М.Ю.Лермонтова есть стихотворение, оно так и называется «Родина». (студент рассказывает четверостишие данного стихотворения наизусть).

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи кочующий обоз

И на полях средь желтой нивы

Чету белеющих берез…



Учитель: Почему именно этот пейзаж рисует поэт, размышляя о Родине? Природа какой полосы рисуется автором стихотворения?

Студент: В данном стихотворении показана природа Средней полосы России, милой сердцу каждого русского человека.

Учитель: Ребята, а что Вы можете вспомнить из стихотворений С.А.Есенина?

Студент:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь - живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая!

Дайте Родину мою!»



Учитель: какие чувства С.А.Есенин испытывает к Родине? (студенты высказывают свое мнение и аргументируют).

Учитель: Не все так просто было в жизни С.А.Есенина, но как он сам признавался: «Более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла!». Чувство любви к Родине у С.А.Есенина никогда не менялось. Вспомните, как С.А.Есенин расшифровал само слово «Россия»?

Студент: «Россия - слово- то какое: и роса, и синь, и сила слышится в нем!»

Учитель: Вот у А.А.Блока есть стихи о Родине, он назвал их «на Поле Куликовом» Кто помнит, какую оценку дал А.Белый, его друг - враг, этим стихам?

Студент: «После стихов о России я готов назвать Блока русским с большой буквы!»

Учитель: прежде чем приступить к анализу цикла стихов, вспомним исторические моменты 14 века, далекого от нас 1380 года. Какое иго легло на плечи наших соотечественников еще в далеком 13 веке?

Студент: нашествие татаро-монгольского ига.

Учитель: случайным ли было это нашествие?

Студент: нет, не случайно. Вспыхнула вражда между князьями, брат пошел на брата, люди забыли про Бога, пришел враг и стал всех истреблять. Люди забыли про урок Владимира Мономаха о том, что «Пока мы едины, мы непобедимы!»

Учитель: кто на тот момент стал Собирателем земель русских? Его еще называют «Игумен земли русской»?

Студент: преподобный Сергий Радонежский. Он объединял, мирил рассердившихся князей, дал благословение Дмитрию Донскому, послал с ним двух монахов, один из них схватился с монгольским великаном Челубеем и победил его.

Учитель: почему именно монахи пошли в бой? Ведь монаху нельзя проливать кровь.

Студент: в Евангелии сказано: «Нет выше подвига, чем положить живот свой за други своя…»

Учитель: а что сказал историк Лев Гумилев о значении Куликовской Битвы?

Студент: на поле боя пришли разрозненные княжества, а вышел единый русский народ».

Учитель: после Куликовской битвы, после уроков преподобного Сергия Радонежского, Вл.Монамаха, о том, что «Пока мы едины, мы непобедимы!», наше Отечество стали называть Святой Русью, почему?

Студент: да потому, что русский человек на первое место ставил не материальную выгоду, а ценил духовные качества, такие как: бескорыстие, милосердие, любовь, жертвенность.

Учитель: да, именно эти качества стали нормой русского народа, не ненависть, а любовь, не жадность, а бескорыстие.

Сегодня на уроке, анализируя стихи А.А.Блока, мы попробуем ответить на вопрос: почему поэт сказал: «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям нашей истории. Таким событиям суждено повторение. Разгадка их еще впереди». Своими стихами А.А.Блок дает ответ. Попробуем его увидеть.

Студент читает наизусть стихотворение А.А.Блока «Река раскинулась…».

Учитель: А.А.Блок был на месте легендарного сражения, где войско Дмитрия Донского победило войско Мамая. Там, на берегу реки Дона и Непрядвы, родились эти стихи.

Учитель: почему в стихотворении «Река раскинулась…» грустят стога, что по форме они напоминают?

Студент: стога напоминают шлемы войнов, грустят о погибших.

Учитель: почему в стихотворении говорится о том, что наш русский путь пронзен стрелой татарской древней воли?

Студент: да потому, что за вражду между собой, за междоусобицу заплатили слишком дорогую цену, но народ запомнил, что «Пока мы едины, мы непобедимы!». Ведь само монгольское полчище стало уроком для русского народа.

Учитель: о чем говорится в строках: «И даже мглы, ночной и зарубежной, я не боюсь…»?

Студент: битва бывает не только физической, но и духовной. Это разного рода чужие нам учения (революционные, религиозные) бывают и в виде прямых нападок, особенно на молодежь.

Учитель:

«Пусть ночь. Домчимся.

Озарим кострами степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь…».

Какой синоним Вы подберете к слову «домчимся»?

Студент: прорвемся, значит одержим победу!.

Учитель: а где гарантия, что прорвемся через все нападки, брань, духовную борьбу, ведь уже сегодня мы изнемогаем от этих нападок, лжи, клеветы. Что является гарантом этой уверенности? Что за «Святое знамя» у А.А.Блока?

Студент: Знамя - это войско Дмитрия Донского.

Учитель: что было изображено на знамени (показать картину М.Бубнова «Куликово Поле»)?

Студент: на знамени был изображен лик Христа, лик Спасителя. Святое знамя шло с войском.

Учитель: А.А.Блок считает, что Россия выстоит во всех испытаниях, так как ее идеология, краеугольный камень, ее нравственный стержень - христианская православная вера».

Учитель: Почему у А.А.Блока говорится:

«и вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица и мнет ковыль…»

Студент: да потому, что враги завидуют и нашей территории, и нашему озеру Байкал, и Сибири, и нефти. А еще сегодня Россию ненавидят за то, что она как Европа и США не пала.

Учитель: сегодня мы должны вдвойне понимать, какая ответственность лежит на всех нас - сохранить Россию, которую завоевали, отстояли такой ценой наши предки. Для этого мы должны знать свою историю, культуру, а также литературу, в том числе и А.А.Блока. Теперь, ребята, Вам понятно почему А.А.Блок сказал, что «Куликовская битва принадлежит к символическим событиям нашей истории. Таким событиям суждено повторение. Разгадка их еще впереди».

Учитель: а сейчас я поставлю Вам видеофрагмент артистки г.Сургута Анны Хлябич, которая прекрасно читает этот стих, но допускает существенную ошибку. Найдите ее и объясните, в чем она заключается? (студенты слушают видеофрагмент стихотворения).

Студент: в стихотворении артистка видит ночь А.А.Блока как время суток. А у А.А.Блока «ночь» - символ помрачения душ, когда народ отступает от истины, от Бога, от нравственных устоев и своего предназначения.

Учитель: по существу Блок зовет каждого из наспродолжить великую историю России. В каком стихотворении звучит этот призыв?

Студент: в стихотворении «Опять на полем Куликовым…»

Учитель: кто из Вас знает, почему в стихах так часто упоминаются лебеди?

Студент: лебедь - это символ чистоты, праведности. В фильме «Лебеди Непрядвы», лебеди - это символы умерших душ.

Учитель: и последнее стихотворение которое мы с Вами сегодня проанализируем из цикла стихов «На Поле Куликовом…» завершает стихотворение «Россия». (наизусть студент рассказывает стихотворение).

Учитель: ребята, что такое шлея и почему стихотворение начинается со строк «опять как в годы золотые…»?

Студент: шлея - это атрибут конской сбруи, тройка коней - символ России, а годв золотые - это годы золотого века, века расцвета нашей культуры (век А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя).

Учитель: почему в стихотворении упоминаются «расхлябанные колеи»?

Студент: потому что во все времена Россия не славилась богатством и в годы золотые была бедна.

Учитель: а почему именно нищая, а не богатая Россия дорога поэту?

Студент: да потому, что богатую страну не за что жалеть, богатство рождает гордыню, а бедность - смирение.

Учитель: почему в стихотворении Россия показана в виде прекрасной девушки в узорном платке?

Студент: девушка - это символ женственности, целомудрия, кроткости, чистоты и красоты. ( в этот момент учитель включает песню «ой, ты степь, ты степь широкая…»

Вывод урока: какой завет нам дал А.А.Блок?

Студент: любить, беречь, сохранять нашу Родину! И помнить о том, что «Там, где ты стоишь сейчас - там и Поле Куликово!».

Домашнее задание: написать эссе по теме: «Там, где ты стоишь - там и Поле Куликово».

Список используемой литературы:

  • Блок А. Собрание сочинений: В 6-ти т. - Л.: Худож. лит, 1980-1982.

  • Белый А. Символизм. - М.: Мусагет, 1910.

  • Громов П. А. А. Блок. Его предшественники и современники. - М., Л., 1966.

  • Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. - Л.: Сов. писатель, 1975.

  • Минц З. Г. Блок и русский символизм. - М.: Наука 1980.

  • Соколова Н. К. Поэтический строй лирики Блока. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1984.



© 2010-2022