Статья «Урок – театр. Театрализованная игра» (из опыта работы)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья


«Урок - театр. Театрализованная игра» (из опыта работы)

Для чего мы преподаем литературу в образовательном учреждении? Конечно, и для того, чтобы дать студентам знания по этому предмету, но самое главное, думаю, чтобы привить им любовь к литературе, воспитать квалифицированного, умного, проницательного читателя. Но тогда и средства достижения этой цели должны быть соответствующими, способными вызвать интерес к книге.

Художественная книга требует и художественного подхода. Понять и объяснить ее можно лишь теми же средствами, какими она создавалась. Отсюда: строить урок по законам искусства - вовсе не субъективная позиция отдельных артистических натур и даже не особенность нашего экранного времени, а потребность самой жизни, поэтому наш предмет, как никакой другой, требует наиболее полного использования всех выразительных средств, вплоть до слияния литературы и театра непосредственно на уроке. Одним из эффективных путей осуществления такого сочетания является театрализованная игра.

Словосочетание «театрализованная игра» зачастую пугает преподавателя, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, различных театральных атрибутов, длительными репетициями, волнениями студентов. Однако нужно учитывать, что речь идет не о спектакле, а об игре, которая одноразова по природе, она не повторяется, если и появляется необходимость заимствовать основную канву сюжета, сценария, то оно все же будет игрой по-новому, зависящей от творчества ее участников, от импровизации действия.

Подготовка к такому уроку, конечно, требует хлопот, но она окупится сторицей, так как ставит ребят в обстоятельства, побуждающие и обязывающие их прочесть литературное произведение. Ведь в противном случае не включиться в игру, точнее, чтение книги - непременное условие участия ребят в уроке. Добиться этого можно не понуканиями и назиданиями, а особенностями методики.

Наиболее простой формой организации театрализованного урока является представление по заранее составленному сценарию. Его отличительной чертой является малая доля импровизации из-за привязанности «актеров» к тексту, а самостоятельность проявляется лишь в подготовке сценария, элементов костюма и соответствующей обстановки в аудитории.

В первом полугодии был запланирован урок по теме «Вишневый сад»(по одноимённой пьесе А.П.Чехова). Сценарий построен на материале пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад». Финальный конкурс рассчитан на учащихся, углубленно изучавших драматургию писателя. В состязаниях принимают участие три команды. Оценку деятельности соревнующихся сторон производит жюри из числа преподавателей и студентов. Подготовка к театрализованному представлению потребовала двух репетиций. И вот - урок. Слева на доске помещен портрет А.П.Чехова, иллюстрации к книге. На доске записана тема урока, несколько строк из пьесы.

Парты расставлены в два ряда, образуя единственный проход посередине. Он станет местом сценических действий. Костюмы весьма символичны: косынки, шарфы, шляпы, маски.

Урок начинаю вводным словом, в котором говорю о пьесе, о высказываниях актёров о Чехове, о его произведениях.

Звучит музыка («Вишнёвый сад» Опера в 2-х действиях .Муз. А. Леман 4-я симфония. За стол садиться А.П. Чехов. Он берет перо, начинает «писать»…

После этого рассказываю историю создания «Вишнёвого сада…» и предлагаю ребятам отправиться вслед за автором. Участники представления разыгрывают инсценировки некоторых сцен. В продолжение данного задания участники смогут ещё раз почувствовать себя на месте героев чеховских произведений. Надев «маску» того или иного персонажа, ребята должны будут ответить на вопросы ведущего. Беседе предшествует этап «узнавания» героев, в которых студентам предстоит перевоплотиться в дальнейшем :игрок получает карточку, содержащую характеристику персонажа. Прочитав вслух эту характеристику, студент называет литературного героя и далее уже беседует с ведущим от лица оного.

Театрализованная игра доступна и интересна студентам, ее можно проводить на уроках и вне их.

Остановлюсь на фольклорной театрализованной игре. У нас она называлась «Осенние посиделки на Покров», проводилась со студентами первого курса. Подготовительная работа включала в себя выбор темы, распределение ролей, создание сценария, 1-2 репетиции, обсуждение игровых условностей.

Об игре сообщалось заранее. Ребята делились на три группы и ненадолго становились «жителями» изображенного ими города, переносились в конец 18 века. И начинался поиск. Каждая группа собирала сведения об истории этого праздника, подбирала пословицы, поговорки, загадки, разучивала русские народные песни, танцы. Ребята сами изготавливали костюмы, делали поделки - предметы быта того времени.

При подготовке к проведению такой игры пробуждается интерес к народному творчеству, в естественной ситуации используются драгоценности из сокровищницы фольклора.

Воспитывая внимательного читателя, чуткого к авторскому слову, я одновременно учу студентов передавать слушателям свои впечатления от прочитанного. И для этой передачи он должен овладеть некоторыми приемами театрального искусства. Существуют различные формы интерпретации художественного произведения. Часто обращаюсь к инсценированию и чтению по лицам (по ролям). Чтение по ролям с игровой установкой близко по своей природе детской ролевой игре, помогает «вживанию» в произведение. Иногда при этом даю еще дополнительные задания. Например, прошу подготовить чтение в лицах разговора между героями, нарисовав перед этим словами движения, мимику, выражение лица своего героя. Вот такие дополнительные задания облегчают затем переход к инсценирование.

При подготовке и создании своих театральных постановок мы со студентами посетили Новый Экспериментальный театр (НЭТ) города Волгограда и посмотрели настоящую игру актёров в спектакле П.Бомарше «Женитьба Фигаро». После обсудили увиденное, выявили интересные моменты, попробовали поработать над выразительностью речи, жестикуляцией. Всегда учу студентов, чтобы они могли представлять себя на месте героя, проникаться его внутренним миром. Много работаю со студентами индивидуально, это проделываю с каждым, независимо от его успеваемости. Детей это очень вдохновляет, позволяет поверить в себя.


© 2010-2022